Найти в Дзене

Как мы учились ходить в кино и театры с ребенком с ЗПР и СДВГ

Приветствую друзья! Надеюсь ваше лето проходит насыщенно =) Продолжаю серию постов про трудности особого материнства. У моего сына задержка психического развития и СДВГ, уже 4 года мы живем с этими диагнозами и работаем над ними. Все публикации сохраняю в подборку. Кликайте на гиперссылку и читайте про наш путь. Возвращаюсь к теме, на которую меня натолкнула поездка на выставку пауков. Ещё год назад я бы 100 раз подумала прежде, чем куда-то одной поехать с сыном. Даже обычные прогулки истощали меня полностью. Я хорошо помню чувство стыда, грусти и отчаяния при наших первых посещениях театра, кино и музеев. При этом мой сын никогда не валялся в истерике на полу и не кричал, но он был ураганом, который не замолкал ни на секунду, даже когда не умел говорить. Он постоянно куда-то бежал, лез, все хватал игнорируя всё вокруг, пытался общаться абсолютно со всеми. В кино и театре он не сидел на месте, либо пытался забежать на сцену, либо прыгал с места на место, в пустом зале пытался бегать по
Оглавление

Приветствую друзья! Надеюсь ваше лето проходит насыщенно =)

Продолжаю серию постов про трудности особого материнства. У моего сына задержка психического развития и СДВГ, уже 4 года мы живем с этими диагнозами и работаем над ними.

Все публикации сохраняю в подборку. Кликайте на гиперссылку и читайте про наш путь.

Возвращаюсь к теме, на которую меня натолкнула поездка на выставку пауков. Ещё год назад я бы 100 раз подумала прежде, чем куда-то одной поехать с сыном. Даже обычные прогулки истощали меня полностью.

Я хорошо помню чувство стыда, грусти и отчаяния при наших первых посещениях театра, кино и музеев. При этом мой сын никогда не валялся в истерике на полу и не кричал, но он был ураганом, который не замолкал ни на секунду, даже когда не умел говорить. Он постоянно куда-то бежал, лез, все хватал игнорируя всё вокруг, пытался общаться абсолютно со всеми.

В кино и театре он не сидел на месте, либо пытался забежать на сцену, либо прыгал с места на место, в пустом зале пытался бегать по рядам, мог начать бросать игрушки и донимать других детей.

Было это примерно так: 2 минуты сидит - 2 минуты прыгает сидя на кресле- вскакивает и прыгает уже на месте- пересаживается ко мне на колени и прыгает уже на них, после чего я возвращаю его на свое место. Так по кругу и с очень громкими комментариями.

Отдельно хочу отметить, что в шумных и людных местах мой сын может просто начать идти или бежать не глядя. Без страха или паники, у него словно полностью отключается мозг и он идет, идет, идет. В этот момент его практически невозможно докричаться или дозваться, приходится догонять и только тогда он обращает на меня внимание.

Я в эти моменты превращалась в вечно шикающую, раздраженную мегеру. Вроде и понимала, что ему сложно держать свои эмоции под контролем, но огромное количество косых взглядов других родителей оказывало сильное давление.

Дорогие мамы, если вам тоже сложно посещать публичные места с детьми, то обнимаю вас, вы не одни.

Почему нельзя изолировать ребенка

Понимаю, что после неудачного выхода в свет, хочется запереться дома и больше никуда не выходить. Но отказ от театров, кино и фестивалей - это не выход.

Этого мнения придерживается и наш нейропсихолог. Нервная система особенных, да и не только, детей нуждается в дозированных "тренировках". Изоляция скорее усилит сенсорные страхи.

Существует такое понятие как нейропластичность. Оно как раз раскрывает потребность в повторяющемся опыте.

Нейропластичность

Нейропластичность — это способность мозга изменяться и адаптироваться под влиянием опыта. У детей с СДВГ и ЗПРР эта функция часто работает иначе:

  • Избыточная реакция на раздражители: миндалевидное тело (часть мозга, отвечающая за страх) может острее реагировать на резкие звуки или яркий свет.
  • Слабый «фильтр»: префронтальная кора (которая должна «тормозить» ненужные стимулы) не справляется, что приводит к перегрузке.

Когда ребенок постепенно и регулярно сталкивается с шумом/людьми/темнотой, в его мозге происходят изменения:

  • Формируются новые нейронные связи: мозг «запоминает», что кинотеатр — не угроза, а просто новое место.
  • Снижается тревожность: после 5-10 посещений миндалевидное тело перестает сигналить «опасность!» на каждый громкий звук.
  • Улучшается сенсорная фильтрация: таламус («реле» мозга) учится отсекать фоновый шум (шепот, скрип кресел), выделяя главное (экран).

Почему это работает даже при ЗПР/СДВГ?

  • Дофаминовая регуляция: у детей с СДВГ часто нарушен выброс дофамина (гормона мотивации). Повторяющиеся «успешные» походы (с наградой после) помогают мозгу связать мероприятие с позитивом.
  • Структура через ритуалы: Предсказуемые этапы (билет → попкорн → просмотр) снижают тревогу за счет активации базальных ганглиев (зона привычек).

Что я делаю, чтобы помочь ребенку адаптироваться и сохранить свои нервные клетки

Я хочу поделиться своими советами, что помогает мне пережить вылазки в людные места. Хоть в последнее время стало сильно проще, но проблема не ушла полностью.

  • В театре или кино покупаю билеты у прохода или крайние места. В этом случае будет либо легче уйти, либо сын сможет встать и при этом не будет мешать тем, кто сидит за нами.
  • Выбирать для начала короткие спектакли, на 30-45 минут. Нам в этом плане повезло с садиком, там часто приезжали различные театры.
  • Добираемся до места на такси, чтобы не заранее не перегружать нервную систему людным общественным транспортом.
  • Многократно повторяю что нас ждет. Начинаю прямо с того, что будет много людей, нужно отдать одежду в гардероб, показываю, где туалет. Так сыну спокойнее, незнакомое пространство уже не такое и незнакомое.
  • В кино выбираю сеансы, на которых практически нет людей. Сама не нервничаю и для ребенка позитивное закрепление без моего шиканья.
  • В музей идем только тогда, когда я настроилась на то, что провести мы там можем минут 10, а заплачу я при этом полную стоимость. Так у нас было с музеем природы несколько месяцев назад, сын пробежал его за минут 10 и мы ушли, но я рада, что попробовала. Потому что потом он с нами ездил в музей военной техники и выдержал там 4! часа. Да, он не все рассматривал, не очень ему было интересно местами, но он не ныл, а просто лежал на лавочках и ждал нас.
  • Можно начать с маленьких выставок по интересам ребенка, так мы посмотрели на пауков и для позитивного подкрепления сфотографировались с хамелеоном на руке.
  • Вредная/любимая еда после театра, попкорн или чипсы в кино. Что-что, а еда детей успокаивает.

Я буду рада, если и вы поделитесь своими советами в комментариях.

Родители особенных детей, не отчаивайтесь. Мы сталкиваемся с большим количеством проблем, но сейчас найти им решение намного проще чем раньше.