Найти в Дзене

Как был написан рассказ «Хольмганг»

У этой истории глубокие корни. Одним из них стало моё увлечение фэнтези, в том числе творчеством Марии Семёновой, из которого я почерпнул сам термин «хольмганг» и, вообще говоря, «заразился» идеей священного поединка. Само это слово буквально означает «прогулка по острову». На такую «прогулку» приглашали друг друга викинги, которым требовалось разрешить какой-нибудь спор — из-за имущества, из-за статуса, из-за женщины. Обычно выбирался маленький островок. С одной стороны, это отдаляло дуэлянтов от мира живых и приводило их на грань мира духов, или, если угодно, под взоры богов, а с другой — гарантировало отсутствие постороннего вмешательства. Впоследствии были разработаны другие правила хольмганга, но бой обязательно должен был проходить не на земле, как бы вне реального вира: например, на бычьей шкуре. Дрались, по договорённости, до первой крови или до смерти, при этом убийство на хольмганге не считалось преступлением и не влекло наказания. Мотив священного поединка часто возникал в т

У этой истории глубокие корни.

Одним из них стало моё увлечение фэнтези, в том числе творчеством Марии Семёновой, из которого я почерпнул сам термин «хольмганг» и, вообще говоря, «заразился» идеей священного поединка.

Само это слово буквально означает «прогулка по острову». На такую «прогулку» приглашали друг друга викинги, которым требовалось разрешить какой-нибудь спор — из-за имущества, из-за статуса, из-за женщины.

Обычно выбирался маленький островок. С одной стороны, это отдаляло дуэлянтов от мира живых и приводило их на грань мира духов, или, если угодно, под взоры богов, а с другой — гарантировало отсутствие постороннего вмешательства.

Впоследствии были разработаны другие правила хольмганга, но бой обязательно должен был проходить не на земле, как бы вне реального вира: например, на бычьей шкуре. Дрались, по договорённости, до первой крови или до смерти, при этом убийство на хольмганге не считалось преступлением и не влекло наказания.

Мотив священного поединка часто возникал в творчестве Марии Семёновой, даже вторая часть её знаменитого «Волкодава» называлась «Право на поединок».

Вот тогда в моей голове и зародился образ каменистого острова, на который приплывают два вооружённых человека, чтобы решить свой спор. Мне хотелось основать на нём сюжет — но история не давалась. Лишь спустя годы эта задумка привела к рождению романа «Хорса Кидронец» («Грядущие боги»).

В нём главный герой отстаивает на судебном поединке невиновность девушки, обвинённой в колдовстве, а она и в самом деле оказывается ведьмой, и встаёт вопрос: в чём же была справедливость победы? Этот роман я разбил на две части, он выложен на ЛитРесе под общим название «Грядущие боги».

Священный поединок там происходит в кругу, начерченном на земле под городской стеной — как нетрудно заметить, первоначальная идея сильно трансформировалась. Так что образ единоборцев на острове остался нереализованным — до тех пор, пока у меня не появился рассказ «Дерево Янсена».

Я написал его, основываясь на мотивах северных сказок, щедро сдобрив их лавкрафтовскими нотками. Рассказ тепло приняли слушатели (спасибо команде DenBlues&Cupidon, которая озвучила его после публикации к веб-журнале «Darker»), и я начал обдумывать новую «северную легенду». И снова в памяти всплыл остров с поединщиками.

Первое, что мне пришло в голову, это то, что поединок будет развиваться не так, как задумали герои. На негостеприимном клочке суши им предстояло столкнутся кое с чем неожиданным. Осталось только одно…

Самое главное: собственно история. Если в молодости мне представлялись непременно какие-нибудь могучие ярлы, то теперь, благодаря «Дереву Янсена», оказалось, что всё может быть и проще, и убедительнее. Герои с мечами, которые приходили в голову раньше, были картонными, а эти подростки из рыбацкой деревушки сразу представились очень живо.

Я с увлечением подыскивал для них в интернете имена. Ньорд — «энергичный, сильный». Петер (Пётр) — «камень, скала», что ассоциируется с надёжностью, непоколебимостью. Сиф, согласно некоторым источникам, означает «невеста», а может быть понято как символ женского начала, потому что это имя германо-скандинавской богини плодородия. А заодно — имя третьего сына Адама и Евы, родившегося после убийства Авеля — то есть на земле, уже впитавшей кровь братоубийственного преступления.

История «прогулки на остров» этих ребят так захватила меня, что на её фоне поблек «сюрприз», который ждал поединщиков среди скал Сьек-ликкена. Перечитав уже готовый рассказ, я отредактировал его, введя довольно неожиданного персонажа, которому дал имя Дир.

Это была непростая — но очень интересная работа, редкий рассказ захватывал меня настолько сильно. Сумел ли я передать переполнявшие меня эмоции — судить читателям.

Изображение сгенерировано ИИ
Изображение сгенерировано ИИ

#творчество #рассказ #хольмганг