Найти в Дзене
Рисовалки Андрея

18 карикатур с удивлёнными персонажами. Часть 2

Оглавление

Когда я в последний раз по-настоящему удивлялся? Наверное, когда моя племянница спросила, зачем в лифте кнопка с цифрой «1», если и так все знают, что это первый этаж.

-2

И ведь не поспоришь. Это вам не открытие Америки, а маленькая трещинка в логике и мозг трещит вместе с ней. Удивление такая редкая нынче птица, что когда она прилетает, её хочется приласкать и накормить, как в «Докторе Айболите».

-3

А ведь раньше всё было иначе. В детстве я удивлялся каждый день. Например тому, что у слона нос длинный, что макароны можно есть с вареньем, что взрослые в глаза улыбаются, а спиной ругают.

-4

Теперь же нас удивляет разве что цена на сыр и сосед, который вдруг перешёл на ЗОЖ, хотя бухал лет 30. А всё потому, что удивление требует двух вещей: живого ума и пространства для вопроса. А у нас теперь вместо вопросов уведомления.

-5

История удивления — от Аристотеля до карикатур

Удивление — это вообще первое, что делает человек, попав на планету Земля. Даже Аристотель утверждал, что философия начинается с удивления. Не с веры, не с логики — с того самого «Что это было?!» И ведь прав: первый человек, наткнувшийся на огонь, сначала ахнул, а уж потом начал жарить мамонта.

-6

С точки зрения эволюции удивление — это механизм выживания. Замер, оценил, удивился и либо бежишь, либо приручаешь. А теперь оно стало культурной валютой.

-7

Нас удивляют фокусники, сценаристы, дизайнеры. Ну и, конечно, художники-карикатуристы. Эти ребята давно поняли, если не удивил, то не зацепил.

-8

У меня был случай. Работал я как-то в офисе, где всё было предсказуемо до боли. Одни и те же лица, шуточки, фраза «пятница близко» каждую среду. И вот как-то раз коллега (назовём его Юра) показал мне эту карикатуру Владимира Иванова — где всё вроде бы буднично. И я удивился, насколько точно передан контраст нашей жизни. А ещё больше удивился, что этот контраст был, есть, и, вероятно, будет всегда.

-9

Как удивление работает в юморе

Карикатура хороша тем, что не объясняет. Она даёт щелчок и ты уже сам додумываешь. А удивление в юморе — это когда ты на долю секунды теряешь равновесие. Шутка и вдруг ты видишь знакомую вещь с такой стороны, что становится не по себе. Или смешно. Или и то и другое. Это и есть та самая магия.

-10

Интересно, что с точки зрения нейрофизиологии удивление запускает работу всей коры мозга. Мозг начинает срочно искать объяснение, сверяться с прошлым опытом, включать эмоции.

-11

Одним словом — просыпается. Потому что удивление — это пробуждение. Даже если оно связано с тем, что у героя карикатуры из розетки лезет не провод, а змея.

-12
-13

Художники и удивление

Художники вообще народ довольно странный. Они видят не то, что видно. Один замечает, что у всех в автобусе один и тот же нос, другой — что холодильник стал главным предметом дома. И каждый ловит в этом свой парадокс. А карикатуристы идут дальше, они делают из этого рисунок, в котором спрятан вопрос. Или даже вызов.

-14
-15

Художник может удивить нас не «приколом», а ассоциацией. Не «падающим человеком», а тем, как он падает. Не шуткой, а мыслью. А потом ты сидишь и думаешь: «А ведь точно».

-16

Вот в этом и сила удивления, оно даёт не только смешок, но и паузу. А в этой паузе — внутреннее размышление. Диалог с самим собой.

-17

Читатель — как соавтор

Есть теория, что любая хорошая шутка требует соавтора. То есть тебя. Если ты не додумал, в чём соль, то не смеёшься. И удивление — это та самая искра, с которой всё начинается. Именно в момент удивления ты становишься активным участником.

-18

Хоп и ты же не просто смотритель, ты соавтор, ведь каждый видит на картине своё. Понимаете? Именно это отличает карикатуру от анекдота: анекдот тебе рассказывают, а карикатура предлагает додумать самому. И тут уж кто во что горазд. Кто-то увидит в ней политику, кто-то — философию, а кто-то просто скажет: «Ха-ха, смешно». И все будут правы.

-19