История австралийской авиации знает немало славных страниц, от дерзких перелётов через океаны до создания собственных летательных аппаратов. Одним из таких, ныне почти забытых, но крайне любопытных эпизодов стал проект шести-местного пассажирского самолета Cockatoo Dockyard LJW-6 Codock – машины, оставившей скромный, но значимый след на заре становления гражданской авиации в Австралии.
Разработка Codock началась в авиационном отделе военно-морской верфи, расположенной на острове Какаду в Сиднейской бухте. Именно там инженер и винг-коммандер Лоренс Дж. Уаккетт (Lawrence J. Wackett) – фигура, впоследствии ставшая культовой в истории австралийского авиастроения – создал проект самолёта, получившего имя, образованное от названия самой верфи: COckatoo DOCKyard.
На этой верфи уже обслуживались пассажирские Avro Ten (лицензионные версии Fokker F.VIIB/3m) и учебные DH.60 Moth, но Codock должен был стать шагом вперёд – полностью отечественной разработкой, пригодной для регулярных пассажирских перевозок. Инициатором проекта стал не кто иной, как Чарльз Кингсфорд-Смит, прославленный австралийский пилот, первым пересёкший Тихий океан на самолёте в 1928 году. Он планировал создать собственную авиакомпанию для обслуживания маршрутов в Новой Зеландии и рассчитал, что для начала ему хватит всего трёх Codock’ов.
Первый и, как оказалось, единственный экземпляр был готов в марте 1934 года. Это был высокоплан с деревянным крылом и фюзеляжем на металлическом каркасе, обтянутым тканью. Важной инженерной особенностью стало расположение двигателей над крылом – необычное решение, продиктованное заботой о комфорте пассажиров: такой монтаж снижал уровень шума в салоне.
Однако именно силовая установка стала ахиллесовой пятой самолета. Для Codock выбрали перспективный, но ещё «сырой» шестицилиндровый рядный мотор Napier Javelin Series III воздушного охлаждения. Несмотря на заманчивые характеристики, двигатель не выдержал испытания практикой. Австралийцы столкнулись с постоянными проблемами: ломалась втулка винта, а из-за низкого качества топлива выходили из строя головки цилиндров. Выбор нового мотора обернулся техническим провалом.
Тем не менее, в июне 1934 года самолет получил регистрационный номер VH-URP, был передан в лизинг авиакомпании «Northern Airways Ltd» из Сиднея и начал выполнять рейсы между Сиднеем и Ньюкаслом. Несмотря на постоянные неполадки, он проявил себя в ряде разнообразных ролей: перевозил пассажиров, срочно эвакуировал тяжело больных детей, патрулировал пляжи в поисках акул. В биографии самолета нашлось даже место анекдоту: однажды лошадь съела ткань со стабилизатора, когда Codock стоял без присмотра на земле.
Codock часто менял владельцев: мелкие авиаперевозчики в 1930-е годы возникали и исчезали, сливались и переименовывались с завидной регулярностью. На сентябрь 1938 года самолёт налетал 1404 часа, но очередная серьёзная неисправность двигателя поставила точку в его летной карьере. Восстановление признали нерентабельным.
После этого началась вторая, уже наземная жизнь Codock’а. Он сменил ещё нескольких владельцев, пока не оказался в качестве рекламной инсталляции у ворот винодельни. Увы, и эта участь оказалась недолгой: вандалы подожгли самолет, и его обгоревшие остатки были впоследствии погребены в овраге неподалёку.
Два других экземпляра Codock, запланированных изначально, так и не были построены. Причины кроются как в технических трудностях, так и в неудаче Кингсфорд-Смита с получением важного контракта на авиаперевозку почты из Австралии в Сингапур. Этот контракт должен был стать основой для масштабирования проекта, но не срослось.
Тем не менее, Codock не исчез бесследно. Он стал отправной точкой для дальнейших разработок: именно на его основе позже был создан Tugan LJW-7 Gannet – первый серийный многомоторный самолёт австралийской разработки, куда более удачный как в техническом, так и в коммерческом плане.
Сегодня Codock воспринимается как своеобразный «затерянный» эпизод в истории австралийского авиастроения – амбициозный, но уязвимый проект, рождённый энтузиазмом одного из самых ярких пилотов своего времени и реализованный руками одного из самых талантливых инженеров на далекой верфи в Сиднейской бухте. В нем сошлись мечты о независимости, технологические эксперименты и суровая реальность авиатранспорта межвоенного времени.
© Алексей Виноградов