Найти в Дзене

Что думают современные священнослужители об ежедневном причастии

Пастырь — Практика ежедневного Причастия

Анонимный вопрос

Практика ежедневного Причастия

Здравствуйте! Я священник в одном из городских храмов. У нас ежедневные службы. Есть люди, которые причащаются ежедневно.


Кто-то из них исповедуется каждый день, кто-то раз в неделю (но в таком случае подходит и благословляется на причастие каждый раз).


Не все из них посещают вечерние богослужения.


Благочинный и по совместительству настоятель нашего храма крайне негативно относится к такому явлению, говорит, что на ежедневное Причастие нужно особое благословение духовника, говорит, что у таких людей за редкими исключениями большие духовные проблемы и пользы от Причастия им нет.


Но напрямую не запрещает их причащать, только выражает священникам свое неодобрение.

Вопрос: Можно ли причащаться человеку ежедневно, обязательно ли для этого благословение духовника, можно ли делать в таком случае послабления в подготовке (например, пост только в среду и пятницу, необязательно быть накануне вечером, читать только Последование ко Причастию)?

Протоиерей Леонид Царевский, Пучково:

Частое причащение — это одна из тех особенных «идей», которые, когда их ставишь во главу угла в духовной жизни, могут, как ни странно, заслонить главное — общение со Христом. Есть такая «идея»: если не причащаешься, то бессмысленно быть на литургии. Так было в I веке. Но если человек не готов, лучше хотя бы прийти на службу, чем совсем себя отлучить. Если не Причастие, то хотя бы причастность. Или обратная «идея»: часто нельзя причащаться, иначе человек благоговение потеряет.

Думаю, всё индивидуально. Один человек часто причащается — и не теряет благоговения, получает духовную пользу. А другому — да, нельзя часто, у него психика не выдерживает и благоговение как раз теряется.

У нас практика такая. Приветствуется стремление чаще причащаться, но без нажима. Кто каждую неделю причащается, тот только в среду и пятницу постится. Некоторые в субботу обходятся без мяса, а в остальном без ограничений. Кто приступает к Причастию чаще раза в неделю — однозначно постится только среду и пятницу. Кто реже раза в неделю — тут уже можно обсуждать какие-то дополнительные правила подготовки. Например, кто причащается раз в две недели, может поститься среду, пятницу и субботу. И так далее.

Что касается чтения трех канонов… Мы говорим людям так: лучше прочесть, но по вашим силам и обстоятельствам жизни. Если не смог прочесть всего, но хоть как-то потрудился, я, конечно, допущу к Причастию. Обычно смотришь по духовному состоянию человека. Если он пребывает в небрежении: «а, ладно, можно и так», — тогда, скорее, не допущу. А бывают случаи, что вообще не подготовленного надо допустить, потому что у него есть главное — потребность соединения со Христом. Говорю: пожалуйста, подходи — потому что доверяю ему. Но обычно это экстренные ситуации: болезнь, уход на фронт и т. п.

А благословение духовника на причащение — это само собой: ведь человек подходит к священнику и спрашивает, можно ему сегодня причаститься или нельзя. Если мы знаем этого человека, то допускаем или нет в зависимости от его состояния. А если не знаем, то спрашиваем: кто он и что, давно ли причащался, как часто причащается у себя на приходе.

Постоянные прихожане знают, что если впереди несколько праздничных служб подряд, то им благословляется причащаться на любой, подойдя к исповеди только один, самый первый раз. Они, кстати, обычно спокойно прочитывают всё правило, у них это не вызывает затруднений.

А есть те, кто исповедуются чаще, чем причащаются! Раз или два в неделю человек причащается, а на исповедь подходит чуть ли не каждый день. Иногда это даже психологическая зависимость. Но бывает и так, что на каждой исповеди человек совершает какие-то довольно глубокие открытия. Накануне больших праздников, когда в храм приходит много людей редких и именно им нужно бы уделить время, мы говорим постоянным прихожанам: пожалуйста, исповедуйтесь максимально кратко, либо причащайтесь вообще без исповеди.

Епископ Антоний (Азизов), Волгодонск
Епископ Антоний (Азизов), Волгодонск

Епископ Антоний (Азизов), Волгодонск

В первую очередь следует ориентироваться на замечательный документ, который относительно недавно был принят нашей Церковью: «Об участии верных в Евхаристии». Там есть фраза о том, что частое Причастие, за каждой Литургией, на которой присутствует верующий христианин, является тем идеалом, к которому мы стремимся. Поэтому, если находятся люди, которые находят для себя возможность ежедневно быть в храме, и желают при этом причаститься Святых Христовых Тайн, мне кажется, в этом ничего плохого нет.

С другой стороны, в том же документе сказано о том, что некая подготовка должна быть. И такое частое Причастие, конечно, требует большего духовного внимания, ибо участие в Евхаристии наших верующих тесно связано с тем, что происходит у человека в сердце и зависит от его внутреннего состояния. И здесь я соглашусь с тем, что должен быть какой-то духовный «присмотр» за человеком, который ежедневно причащается, и, наверное, на это нужно взять особое благословение.

Что касается послаблений в подготовке, то тут, я уверен, возможны заранее оговоренные компромиссы, и один из них, например, если человек регулярно и часто причащается, соблюдает пост в среду и в пятницу, постится в многодневные посты́, то специального длительного поста (кроме Евхаристического) перед Причастием, не требуется. Такое есть в практике, и мы (по крайней мере, в нашей епархии) такое благословение даём.

Вообще я глубоко убеждён, что стремление верующих к Причастию является очень хорошим, добрым признаком. На наших глазах, за последние 15 лет, практически случилось, я бы сказал, евхаристическое возрождение Русской Православной Церкви. В разы больше людей стало приступать к Таинству Евхаристии, не только в какие-то особые дни, но и за каждым воскресным богослужением. Мы видим, что желающих причаститься становится больше, и это, мне кажется, очень хороший показатель.

В своё время я где-то читал, что, если посмотреть на историю православной церкви, её нездоровье, нестроения начинались именно в такие периоды, когда люди редко причащались.

С другой стороны, есть у нас некая традиция с советских времён, — сам я сталкивался с таким не однажды — когда, например, была совершенно непонятная для меня практика отказа от Причастия верующих за ночным, например, Пасхальным богослужением. Священники мотивировали это тем, что приходят разные, возможно, неподготовленные должным образом к Причастию люди. Особенно наши почтенные отцы, привыкшие так служить в советские времена, продолжали эту практику. Хотя мы разговариваем, общаемся на эту тему, и такие ситуации сейчас практически нигде уже не встречается. И, к этому идеалу, Причастию верующих за каждой Божественной Литургией, конечно же, нужно стремиться, и к этому призывать людей.

Но я соглашусь с тем, что, когда человек ведёт такую активную Евхаристическую жизнь, тем более ежедневно причащаясь Святых Христовый Таин, конечно, должно быть внимание за ним, за его внутренним состоянием. А если человек ведёт строгую жизнь, и внимателен к себе, к своему сердцу, то почему бы ему не причащаться каждый день, если никаких духовных препятствий к этому нет.

 Сергий Постников иерей, город Можайск 22 марта 2024 13:42

На мой взгляд, священник не должен слишком много брать на себя в решении вопроса, причащаться другому человеку или нет.

Нельзя брать на себя роль судьи, который судит человека, вынося главное решение — соединиться этому человеку с Богом через Таинство, или нет.

Священник, как слуга Божий, должен исполнять волю Божию, выраженную в том числе и в Священном Предании, и в Уставе Церкви.

Не более того, и не менее.

Воля же Божия состоит в том, чтобы никто из людей не был осуждён на вечную муку, а каждый был принят в вечное общение с Богом и тем самым был спасён для жизни вечной.

Помешать этому может только воля самого спасаемого человека.

Плохо, когда этому мешает воля священнослужителя.

Очень плохо, с точки зрения спасения души самого священника.

Суд милостив к оказавшему милость. Прощается тому, кто сам прощает, а осуждается тот, кто решил судить по своему усмотрению.

 Всеволод (Варющенко) игумен, Москва 25 марта 2024 12:43

Вспоминаю конференцию начала века, на которой бывш. иерей Алексий Уминский утверждал, что никто кроме самого человека не может решать, достоин он причащения или нет.

 Агапий (Голуб) иеромонах, Жировичи 25 марта 2024 19:37

Остается вопрос молитвенной домашней подготовки при ежедневном (или несколько раз в неделю) причащении. И в какой мере требовать, чтобы были на вечернем богослужении (на последнее, от начала пандемии, кажется, меньше обращают внимание — даже те священники, что ранее к этому относились строго).