Школы экстремального (или, правильнее, контраварийного и высшего водительского мастерства) существуют и предлагают программы, выходящие далеко за рамки стандартного обучения в автошколе. Их главная цель — повысить безопасность водителя в критических ситуациях, научить предвидеть опасность и правильно реагировать на нештатные дорожные условия.
Что обычно входит в программы таких школ (основные направления):
- Контраварийная подготовка (Базовый и Продвинутый уровень):
Техники экстренного торможения: ABS, без ABS, на разных покрытиях (асфальт, мокрый асфальт, лед, снег, гравий).
Стабилизация автомобиля при заносе: Снос передней оси (недоворот), занос задней оси (избыточная поворачиваемость), ритмический занос. Техники руления (рабочий ход, скоростное руление), работа газом и тормозом.
Экстренное маневрирование: Объезд внезапного препятствия ("лосиный тест"), переставка, змейка на высоких скоростях.
Управление на скользких покрытиях: Понимание сцепных свойств, контроль тяги, прохождение поворотов без потери контроля. - Повышение общего водительского мастерства:
Правильная посадка, хват руля, работа с органами управления.
Эффективное наблюдение за дорогой, прогнозирование развития ситуации.
Траектории прохождения поворотов (апекс).
Рациональная и безопасная работа педалями и рулем. - Специализированные курсы:
Зимняя контраварийная подготовка: Углубленное изучение управления на льду и снегу.
Вождение внедорожников (Off-road): Преодоление бездорожья, подъемы, спуски, диагональное вывешивание, работа с понижающей передачей, блокировками дифференциалов.
Защитное (безопасное) вождение (Defensive Driving): Стратегии избегания ДТП, управление пространством вокруг автомобиля, вождение в сложных погодных условиях и ночью.
Подготовка телохранителей и водителей сопровождения: Сложное маневрирование, движение в кортеже, блокирующие приемы, развороты в ограниченном пространстве.
Спортивное вождение (на треке): Пилотирование на гоночной трассе, работа с гоночной траекторией, управление автомобилем на пределе сцепных свойств (для хобби или начальной спортивной подготовки).
Важные аспекты при выборе школы экстремального вождения:
- Репутация и опыт: Ищите школы с солидной историей, известными и опытными инструкторами (часто это бывшие спортсмены-автогонщики, инструкторы спецслужб или тест-пилоты автопроизводителей). Читайте отзывы.
- Автопарк: На чем учат? Обычно используются специально подготовленные автомобили (часто с дублирующими педалями для инструктора), соответствующие типу курса (переднеприводные, заднеприводные, полноприводные, внедорожники). Уточните, предоставляется ли автомобиль школой или нужно приезжать на своем.
- Площадка: Обучение критическим приемам должно проходить на закрытых, специально оборудованных автодромах с большим свободным пространством, разными типами покрытий (асфальт, поливной плиткой "скользкий" участок, гравий, лед/снег зимой) и ограждениями, обеспечивающими безопасность. Никогда не на обычных дорогах!
- Программа: Четко понимайте, чему конкретно вас будут учить. Соответствует ли программа вашим целям (базовая безопасность, зимнее вождение, офф-роуд)? Сколько времени уделяется теории, а сколько практике?
- Инструкторы: Квалификация, опыт, манера преподавания. Хороший инструктор не только виртуозно водит, но и умеет понятно объяснить и создать правильную, сконцентрированную атмосферу обучения.
- Безопасность: Приоритет №1. Убедитесь, что школа уделяет этому максимум внимания (техника безопасности, состояние автопарка, конструкция автодрома, наличие аптечек и т.д.).
- Стоимость: Цены могут варьироваться очень сильно в зависимости от продолжительности курса (от 1 дня до нескольких недель), автопарка, известности школы и инструкторов. Будьте готовы, что это значительно дороже обычных автошкол.
Кому это нужно?
- Всем водителям: Базовые навыки контраварийного вождения спасают жизни и помогают избежать ДТП в сложных ситуациях.
- Новичкам: Лучше заложить правильные и безопасные навыки с самого начала.
- Опытным водителям: Освежить знания, избавиться от вредных привычек, научиться новым приемам.
- Водителям, часто ездящим в сложных условиях: Дальнобойщикам, тем, кто живет в регионах с суровыми зимами, любителям путешествий.
- Автолюбителям: Для повышения уверенности, получения удовольствия от более осознанного вождения.
- Профессионалам: Водителям такси, курьерам, водителям спецтранспорта, сотрудникам служб безопасности.
Где искать в России (примеры известных школ - уточняйте актуальность!):
- Центр Высшего Водительского Мастерства (ЦВВМ) Эрнеста Цыганкова (Москва, Питер, др. города) - Один из самых известных и авторитетных.
- Академия безопасного вождения (АБВ) - Широкая география, разные программы.
- Driving Art (Москва) - Известна качественными курсами.
- Школа Мазда (Москва) - Часто предлагает курсы на своих автомобилях.
- Лаборатория Скорости (Speed Laboratory) - Спортивное направление.
- Крупные автопроизводители (BMW, Mercedes, Audi, Jaguar Land Rover): Часто имеют свои собственные центры водительского мастерства (обычно премиум-сегмент).
Важно помнить:
- Не путайте с лихачеством: Настоящая школа учит контролю и безопасности, а не бездумной скорости и риску на дорогах общего пользования.
- Навыки требуют практики: Полученные навыки нужно регулярно освежать в безопасных условиях.
- Это не лицензия на нарушение ПДД: Знание приемов не отменяет правил дорожного движения и ответственности за их нарушение.
- Страховка: Уточните у своей страховой компании, как прохождение таких курсов может повлиять на ваш полис КАСКО/ОСАГО (иногда может быть скидка).
Рекомендация: Начните с базового курса контраварийной подготовки или безопасного (защитного) вождения. Это даст максимально применимые в реальной жизни навыки. Удачи в обучении! Выбирайте школу тщательно.