Конечно, у нас, как везде, принято считать, что именно наши разработки в тот или иной момент были самыми лучшими. Поэтому советские танки Т-34 оказались настолько хороши, что ни одна из аналоговых машин, произведенных в Германии или США, с ней всё же равняться не может. Нет, действительно, танки Т-34 оказались простыми в освоении как на производстве, так и для танкистов, и в 1941 году, по сути, машина не знала себе равных в плане сочетания характеристик. Но долго ли эта ситуация могла продолжаться?
Первые звоночки случились еще в 1942 году, когда у немцев появились танки с длинноствольными пушками, и дальше ситуация развивалась лишь в сторону устаревания нашей машины. Особенно на фоне появления еще одного значительного аргумента: орудия Pak-40 калибром в 75-мм, которое спокойно пробивало броню Т-34 на дистанции в 1,5–2 км. Но была и другая проблема, которая постоянно крутилась вокруг Т-34: машины регулярно горели. Есть, конечно, миф о том, что у нас солярку использовали потому, что у нее температура, при которой начинается возгорание, выше, впрочем… Реальность была несколько другой.
Когда после окончания боев на Курской дуге решили осмотреть 154 танка, пришли к неутешительным выводам. Оказалось, что пожары из-за взрыва боекомплекта происходили в 48% случаев, а еще около 25% — это пожары, вызванные попаданием снаряда, без поражения укладки танка. В итоге 75% танков горело. Стали изучать потери в ходе оборонительной части Курской битвы, оказалось, что нередко всё те же самые 75% танков уходило в безвозвратные потери. Впрочем, не сказать, что с тяжелыми танками ситуация была значительно лучше: всё те же самые 40–60% безвозвратно потерянных машин.
В итоге решили систематизировать причины регулярных возгораний, и пришли к таким выводам:
- Зависимость возможности возгорания от количества осколочных или кумулятивных снарядов в боекомплекте: чем больше таких боеприпасов, тем больше вероятность пожара.
- Пожар чаще всего достигал зону боеукладки.
- Чаще всего пожар возникал при поражении танка крупнокалиберными снарядами противника.
Но не только немецкие снаряды приводили к возгораниям, ведь нельзя забывать о том, что на Курской дуге противник активно использовал штурмовую авиацию. Так, в один из танков Т-34-76 попала немецкая бомба, осколки которой поразили правый борт танка. В итоге загорелись топливные баки (а ведь дизель не горит), и попытки потушить машину ни к чему не привели. Также удалось посчитать время, когда происходил взрыв машины: от 5 до 90 минут. Известен и тот факт, что несколько раз удалось потушить с помощью токсичного тетрахлорного огнетушителя. Но были и технические причины регулярных пожаров, о которых вспоминали танкисты:
- Нет перегородок, которые бы защищали боевое отделение от протекания топлива.
- Нет нормально организованных тренировок по тушению пожаров.
К сожалению, многие из этих проблем не были решены к концу Великой Отечественной войны, и наши танки автоматические системы пожаротушения получат лишь после окончания ВМВ. И тем не менее, тогда, в 1943 году, пришли к самому логичному выводу: танк Т-34-76 безнадежно устарел. Поэтому появилась его модификация Т-34-85, которая не решала многие проблемы, но параллельно разрабатывался принципиально иной танк Т-44.
Если вам понравился материал, не забудьте поставить лайк
А еще можно поддержать автора, чтобы было больше хорошего контента!