Найти в Дзене

Танцую, значит, существую. Размышления о фильме "Жизнь Чака"

Что значит смерть одного простого человека в масштабе всей Земли? Незначительная единица статистики смертности. Мы привыкли к событиям глобального масштаба. Смерть одного человека означает только, что в мире всё без видимых изменений. А если это очень близкий для нас человек? А если умирает сам человек? Тогда масштаб изменений совсем другой. Из незначительного единичного события эта смерть превращается в катастрофу вселенского масштаба. Умирает целый мир, исчезает целая вселенная. Безвозвратно, навсегда... "Жизнь Чака", 2025г. Режиссер: Майк Флэнаган Человек рождается только как возможность стать человеком. Через взаимодействие с людьми он открывает человеческий мир. Он входит в мир человеческого и рождает в себе свой внутренний мир. В этом уникальном мире отражаются люди, события, отношения... Человеческий мир — это, прежде всего, мир смыслов. Человек с детства через отношения со значимыми для него людьми впитывает представления о мире, себе и людях. Он учится видеть не только конкр
Оглавление
Кадр из фильма "Жизнь Чака"
Кадр из фильма "Жизнь Чака"

Что значит смерть одного простого человека в масштабе всей Земли? Незначительная единица статистики смертности. Мы привыкли к событиям глобального масштаба. Смерть одного человека означает только, что в мире всё без видимых изменений.

А если это очень близкий для нас человек? А если умирает сам человек? Тогда масштаб изменений совсем другой. Из незначительного единичного события эта смерть превращается в катастрофу вселенского масштаба. Умирает целый мир, исчезает целая вселенная. Безвозвратно, навсегда...

"Жизнь Чака", 2025г. Режиссер: Майк Флэнаган

Человек и его мир

Человек рождается только как возможность стать человеком. Через взаимодействие с людьми он открывает человеческий мир. Он входит в мир человеческого и рождает в себе свой внутренний мир. В этом уникальном мире отражаются люди, события, отношения...

Человеческий мир — это, прежде всего, мир смыслов. Человек с детства через отношения со значимыми для него людьми впитывает представления о мире, себе и людях. Он учится видеть не только конкретные предметы и действия, но и смыслы. Главное, он учится придавать смысл как событиям своей жизни, так и жизни в целом. Человек через смыслы из хаоса жизни рождает свой мир, где есть свои материки и города, персонажи и сценарии, связи и отношения. И вот когда приходит смерть, это всё рушится и исчезает. Внешний мир, окружающий человека, существует, поскольку существует человек, наполняющий его смыслом существования.

Кадр из фильма "Жизнь Чака"
Кадр из фильма "Жизнь Чака"

Внутренний мир человека в предсмертном состоянии наполняется страхом и отчаянием. Но в последние минуты жизни остаётся то важное, что было в жизни, это обрывки жизненного сценария и главный смысл жизни. Чак умирает и умирает его целый мир, но его последний сюжет не про отчаяние и безнадёжность, а про любовь и близость. 39 лет — это не так мало, если обретён смысл жизни. Чаку прощаться с жизнью не страшно, есть внутреннее спокойствие, ведь всё было не напрасно...

Человек и смерть

Внутренний мир человека очень уязвим, так как он обречён умереть. Как бы этот мир ни был богат и прекрасен, смерть есть объективность, которую нельзя преодолеть. Знание о конечности жизни может отравить жизнь человека или, наоборот, мотивировать жить.

Рано или поздно мы все открываем эту тайную дверь в осознание своей смертности. И пугаемся. Можно оставшуюся жизнь превратить в бесконечные муки ожидания, ожидание смерти. А можно успевать жить, пока есть возможность, пока жизнь согревает теплом как внутренний, так и внешний мир. Собственно жизнь представляет собой череду поступков, которая ограничена смертью. Смерть все равно придет, здесь наша власть очень ограничена, а вот поступки — это пространство наших возможностей и нашей свободы (хотя и здесь есть ограничения).

Кадр из фильма "Жизнь Чака"
Кадр из фильма "Жизнь Чака"

Чак, увидев себя умирающим в кровати, выбирает жить. Просто жить, не терзая себя ожиданием конца своего существования, страхом стать прикованным к кровати. Знание своей смертности только повысило значимость его жизни, каждого его мгновения. Даже когда болезнь поселилась в его теле, он мог радоваться жизни, мог танцевать.

Рациональное начало человека

Человеку дарован разум, который способен постигать мир, видеть в нём закономерности. Благодаря интеллектуальным возможностям для человека внешний мир становится более упорядоченным. Появляется возможность соприкасаться с ним и творить в нем, создавать свой материальный мир. В фильме метафорой рациональности человека является математика. Она не обманывает, она позволяет трезво смотреть на мир и жить в нём, увеличивая уровень комфортности. Рациональность позволяет человеку стать более защищённым от бушующей хаотичности объективного мира.

Кадр из фильма "Жизнь Чака"
Кадр из фильма "Жизнь Чака"

Главный герой фильма становится бухгалтером по совету деда. Чак успешен в мире математики. Она дает возможность ему обнаруживать в материальном мире гармонию и закономерности. Дедушка показал Чаку возможности математики обрести устойчивость, стабильность и защищенность в социальном мире.

Танец как зов жизни

Но есть ещё что-то важное для человека, что не ограничивается его рациональностью, что не подвластно логике и пониманию закономерностей этого мира. Это что-то пугающее, но в то же время манящее. Это иррациональное начало в человеке.

Чак идёт с работы, думает о сугубо рациональных вещах, но вдруг останавливается и начинает танцевать. Он танцует не потому, что принял осознанное решение, а просто захотелось именно в ту минуту начать двигаться в ритм музыки. Что-то внутри его откликнулось, отозвалось.

Кадр из фильма "Жизнь Чака"
Кадр из фильма "Жизнь Чака"

Чак научился танцевать у бабушки. Она вспомнила о своём танцевальном увлечении, когда отгоревала смерть родителей Чака, когда влечение к жизни победила влечение к смерти. Танец — это метафора влечения к жизни. Это энергия, побеждающая мёртвое и застывшее, понятное и предсказуемое.

Чтобы у человека было это влечение, необходим опыт. У Чака был опыт танца в его жизни. Сначала он танцевал с бабушкой. Этот танец был соблазнением на жизнь, не смотря неприятности и горе. Танцуй, то есть живи, пока есть у тебя возможность жить. Умей радоваться.

После смерти бабушки Чак идёт танцевать в студию, он усвоил способ справляться с жизнью. На празднике он боится танцевать, хочет отложить, лучше подготовиться. Но Чак рискнул и станцевал, победил страх быть собой. Выбирая танцевать, он выбирает себя, значит, выбирает жизнь.

Кадр из фильма "Жизнь Чака"
Кадр из фильма "Жизнь Чака"

Танцуя на площади, Чак счастлив. Танец — это попытка обрести истинный контакт с собой и с миром. В процессе танца что-то внутреннее обретает форму во внешнем мире. Что-то сокровенное прорывается во внешний мир и утверждает: " Я есть! Я существую!". Где-то существует суета, ограничения, болезнь и смерть, но в танце есть только "здесь и сейчас". Время танца — это минуты истинного существования. В эти минуты человек свободен, он настоящий, он просто есть. Не случайно Чак вспоминает именно свой танец на улице, когда умирает. Это его последнее воспоминание, воспоминание о самом важном, о минутах истинного существования.

Спасибо за то, что прочитали статью!

Еще об экзистенциальных проблемах нашей жизни в кино: