Что значит смерть одного простого человека в масштабе всей Земли? Незначительная единица статистики смертности. Мы привыкли к событиям глобального масштаба. Смерть одного человека означает только, что в мире всё без видимых изменений.
А если это очень близкий для нас человек? А если умирает сам человек? Тогда масштаб изменений совсем другой. Из незначительного единичного события эта смерть превращается в катастрофу вселенского масштаба. Умирает целый мир, исчезает целая вселенная. Безвозвратно, навсегда...
"Жизнь Чака", 2025г. Режиссер: Майк Флэнаган
Человек и его мир
Человек рождается только как возможность стать человеком. Через взаимодействие с людьми он открывает человеческий мир. Он входит в мир человеческого и рождает в себе свой внутренний мир. В этом уникальном мире отражаются люди, события, отношения...
Человеческий мир — это, прежде всего, мир смыслов. Человек с детства через отношения со значимыми для него людьми впитывает представления о мире, себе и людях. Он учится видеть не только конкретные предметы и действия, но и смыслы. Главное, он учится придавать смысл как событиям своей жизни, так и жизни в целом. Человек через смыслы из хаоса жизни рождает свой мир, где есть свои материки и города, персонажи и сценарии, связи и отношения. И вот когда приходит смерть, это всё рушится и исчезает. Внешний мир, окружающий человека, существует, поскольку существует человек, наполняющий его смыслом существования.
Внутренний мир человека в предсмертном состоянии наполняется страхом и отчаянием. Но в последние минуты жизни остаётся то важное, что было в жизни, это обрывки жизненного сценария и главный смысл жизни. Чак умирает и умирает его целый мир, но его последний сюжет не про отчаяние и безнадёжность, а про любовь и близость. 39 лет — это не так мало, если обретён смысл жизни. Чаку прощаться с жизнью не страшно, есть внутреннее спокойствие, ведь всё было не напрасно...
Человек и смерть
Внутренний мир человека очень уязвим, так как он обречён умереть. Как бы этот мир ни был богат и прекрасен, смерть есть объективность, которую нельзя преодолеть. Знание о конечности жизни может отравить жизнь человека или, наоборот, мотивировать жить.
Рано или поздно мы все открываем эту тайную дверь в осознание своей смертности. И пугаемся. Можно оставшуюся жизнь превратить в бесконечные муки ожидания, ожидание смерти. А можно успевать жить, пока есть возможность, пока жизнь согревает теплом как внутренний, так и внешний мир. Собственно жизнь представляет собой череду поступков, которая ограничена смертью. Смерть все равно придет, здесь наша власть очень ограничена, а вот поступки — это пространство наших возможностей и нашей свободы (хотя и здесь есть ограничения).
Чак, увидев себя умирающим в кровати, выбирает жить. Просто жить, не терзая себя ожиданием конца своего существования, страхом стать прикованным к кровати. Знание своей смертности только повысило значимость его жизни, каждого его мгновения. Даже когда болезнь поселилась в его теле, он мог радоваться жизни, мог танцевать.
Рациональное начало человека
Человеку дарован разум, который способен постигать мир, видеть в нём закономерности. Благодаря интеллектуальным возможностям для человека внешний мир становится более упорядоченным. Появляется возможность соприкасаться с ним и творить в нем, создавать свой материальный мир. В фильме метафорой рациональности человека является математика. Она не обманывает, она позволяет трезво смотреть на мир и жить в нём, увеличивая уровень комфортности. Рациональность позволяет человеку стать более защищённым от бушующей хаотичности объективного мира.
Главный герой фильма становится бухгалтером по совету деда. Чак успешен в мире математики. Она дает возможность ему обнаруживать в материальном мире гармонию и закономерности. Дедушка показал Чаку возможности математики обрести устойчивость, стабильность и защищенность в социальном мире.
Танец как зов жизни
Но есть ещё что-то важное для человека, что не ограничивается его рациональностью, что не подвластно логике и пониманию закономерностей этого мира. Это что-то пугающее, но в то же время манящее. Это иррациональное начало в человеке.
Чак идёт с работы, думает о сугубо рациональных вещах, но вдруг останавливается и начинает танцевать. Он танцует не потому, что принял осознанное решение, а просто захотелось именно в ту минуту начать двигаться в ритм музыки. Что-то внутри его откликнулось, отозвалось.
Чак научился танцевать у бабушки. Она вспомнила о своём танцевальном увлечении, когда отгоревала смерть родителей Чака, когда влечение к жизни победила влечение к смерти. Танец — это метафора влечения к жизни. Это энергия, побеждающая мёртвое и застывшее, понятное и предсказуемое.
Чтобы у человека было это влечение, необходим опыт. У Чака был опыт танца в его жизни. Сначала он танцевал с бабушкой. Этот танец был соблазнением на жизнь, не смотря неприятности и горе. Танцуй, то есть живи, пока есть у тебя возможность жить. Умей радоваться.
После смерти бабушки Чак идёт танцевать в студию, он усвоил способ справляться с жизнью. На празднике он боится танцевать, хочет отложить, лучше подготовиться. Но Чак рискнул и станцевал, победил страх быть собой. Выбирая танцевать, он выбирает себя, значит, выбирает жизнь.
Танцуя на площади, Чак счастлив. Танец — это попытка обрести истинный контакт с собой и с миром. В процессе танца что-то внутреннее обретает форму во внешнем мире. Что-то сокровенное прорывается во внешний мир и утверждает: " Я есть! Я существую!". Где-то существует суета, ограничения, болезнь и смерть, но в танце есть только "здесь и сейчас". Время танца — это минуты истинного существования. В эти минуты человек свободен, он настоящий, он просто есть. Не случайно Чак вспоминает именно свой танец на улице, когда умирает. Это его последнее воспоминание, воспоминание о самом важном, о минутах истинного существования.
Спасибо за то, что прочитали статью!
Еще об экзистенциальных проблемах нашей жизни в кино: