Я мог бы выпить море,
Я мог бы стать другим,
Вечно молодым,
Вечно пьяным.
Сергей Бобунец
С юношеским азартом молодые люди бегут с ящиками пива вдоль озера. Пьют пиво и входят в экстаз. Спиртное дает возможность дать волю эмоциям. Свобода! Спуск в метро, как вхождение в бессознательное. Приковать контролера, чтобы брести полную свободу. Сколько в этом азарта и драйва, но и риска. Но они могут это себе позволить, они молодые. Это право молодых – пробовать свободу на вкус! А вот их учителя… Взрослые люди, у которых контроль уже стал главным распорядителем, он усмирил все нелепые драйвы и экстазы, устранил риски. Жизнь стала предсказуемая, спокойная и размеренная. Дом, семья, работа – все нормально. Но какая эта скука...
Комедийно-драматический фильм 2020 года режиссёра Томаса Винтерберга
Встреча с отчаянием
Чем больше мы осознаем наше отчаяние, тем больше у нас
мотивация искать способы преодолеть его.
Майкл Отц
Четверо мужчин в самом расцвете сил вроде должны радоваться жизни, но у них не получается. Интерьер не спасает! И даже дорогой ресторан, строгие костюмы, деликатесы не прибавляют удовольствия. Ну, вот принесли выпивку, и жизнь стала налаживаться! Не в смысле, что стало веселей, а стало как-то живей.
Главный герой, который планировал пить только минералку, вкусив несколько глотков водки, вдруг услышал музыку и сказал правду о своей жизни, о своем одиночестве. Он как бы огласил то, что объединяло всех четырех друзей. Что-то не случилось, не произошло или прервалось, так и не начавшись… В танце в стиле джаз невозможно двигаться, импровизация запрещена, внутренний контролер поставил запрет в области спины. Мартин признался, что он в отчаянии.
Человеческое Я – это неготовый продукт, данный нам в момент рождения. Истинное человеческое Я – это не то, кем мы являемся сейчас, но то, кем мы должны стать! Обрести Я, значит запустить процесс, где человек обретает себя. Отчаяние является следствием избегания быть тем, кем ты являешься на самом деле. Мартин в отчаянии, потому что он не является тем депрессивным и жалким, он является кем-то другим. Этим другим, настоящим, он не стал. Человек впадает в отчаяние, если ему не удается стать самим собой, если он не движется в направлении того, кем он потенциально может быть. И тогда в душе пустота, которая проживается как скука.
Четыре главных страха взрослой жизни
Дом стоит, свет горит из окна видна даль
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров и, вроде, жить не тужить
Так откуда взялась печаль?
Виктор Цой
Почему же нашим героям не удалось актуализировать свой скрытый потенциал. Фильм через образы четырех друзей показывает наличие четырех экзистенциональных главных человеческих страхов: страха бессмысленности, неопределенности, одиночества и в конечном счете страха смерти. Чтобы как-то справляться с ними у человека мало способов: встретиться с ними и принять их как данность или пытаться уходить от них. Чтобы уйти от этих страхов, человек пытается использовать внешние обстоятельства, построить забор, который позволит спрятаться от тревоги и неизвестности. Семья, дети, деньги, долг, работа… Но если это все не для себя, а как средство защиты от тревоги и ужаса мира, то это порождает скуку и не дает внутреннего облегчения. За всем этим напряжением стоит не самореализация, а желание контролировать свои страхи. Контроль нам дает иллюзию ухода от тревоги, но это иллюзия, так как тотальный контроль отнимает саму жизнь. Живость уходит, приходит скука.
Скука как стиль жизни
Желание быть собой есть истинное призвание человека
Ролло Мей
Скука – это результат обессмысливания, а потому и обесценивания для себя жизни. Мир переживается как чужой, в котором нам нет места. Для Мартина нет места в умах учеников, в сердце жены, в жизни его детей. Мартин есть, но его нет. Он жив, но, вообще-то, мертв. У него нет сил, нет энергии, потому что все силы уходят на контроль. Он контролирует себя, свое поведение, свою жизнь. Он живет правильно, его поведение безупречно (пришел в ресторан и собирается пить только минералку и даже без лимона).
При этом окружающие его люди совсем не утруждают себя самоконтролем. Ученики на уроках сидят в телефонах, их родители предъявляют ему претензии, жена изменяет, а дети игнорируют. От его напряжения окружение расслабляется. Со своей правильностью он никому не нужен, так как не нужен себе. Контроль без чувств, лишенный всякой страсти, делает все мертвым и безжизненным.
Николай — прекрасный муж, учтив и даже послушен. Он обязан, должен, готов нести ответственность… Мочеиспускание сына – это тоже территория его контроля, а тем более состояние его жены. Петер настолько зажат своим контролем, что убивает даже само желание познакомиться с женщиной.
Скука — это и результат того, что человек живет для кого-то. Ради кого-то, потому что так принято или из чувства долга. Мартин не защитил докторскую, потому что были маленькие дети, нужно было помогать жене. Но жертвенность не оценивается, а обесценивается. Можно иметь семью и детей, а можно не иметь… Проблема не в этом! Важно — живем ли свою жизнь, или проживаем жизнь по чужому алгоритму.
Если мы не нашли свою тропинку жизни, то нас настигает кризис, но не как наказание, а как возможность. И главный показатель кризиса – это скука. От скуки один путь – в отчаяние. Отчаяние – это обратная сторона скуки. Пока есть силы контролировать себя — мы в скуке. Уйти от скуки, значит ослабить контроль и провалиться в отчаяние.
От скуки в отчаяние
Этот фильм не об алкоголе, а о том, как выжить и бодрствовать.
Винтерберг, режиссер
Рюмка водки и бокал вина — это средство ослабить контроль, а значит, из скуки упасть в отчаяние и признаться, что одинок, почувствовать бессмысленность своего существования, отшатнуться от своей мертвенности. И это становится откровением для всех сидящих за столом. Алкоголь приветствуется, как средство ослабить контроль и хлебнуть глоток жизни, рискнуть вернуться в молодость, в точку, где можно делать жизненные выборы и рискнуть быть снова живым.
Провести научный эксперимент – это попытка уравновесить страсть и контроль, чувства и интеллект, найти золотое сечение жизни среднего возраста. Это попытка оставить в арсенале свой жизненный опыт, свои умения и знания, но вдохнуть жизнь в свое существование.
«Если французы садятся обедать, они выпивают по бокалу хорошего красного вина и расходятся по своим делам. В Дании, если на столе оказывается алкоголь, люди не прощаются друг с другом, пока не осушат все бутылки».
Мадс Миккельсен.
Алкоголь — рискованное средство, но для героев фильма очень эффективное. Появляется страсть к жизни, просыпаются чувства, рождаются надежды… Появляется опьянение жизнью без контроля. Хочется еще и еще! Герои фильма переходят черту эксперимента. Иллюзорная молодость манит и опьяняет их. Они не замечают, что под воздействием алкоголя они из молодости выпрыгивают в детство, превращаются в младенцев, лишенных всякого контроля. Нужно ли это им? Возможно…
Стремление к свободе
Мартин, наконец, понял, что любовь в его семье мертва. Он увидел в идеальной Анике обыкновенную женщину, которая совсем не готова его принимать, поддерживать, жертвовать… Она мертвее его и ждет от него того, чего сама не может дать ему (интереса, понимания, любви). И он первый раз проявил агрессивность, злость и ярость. Это то, что он всегда чувствовал, но боялся проявить, то, чего хотел, но не смел. Так обычно и бывает — в кризисе мы обрушиваем свой гнев на самого близкого. Рухнули его идеализации, рухнул тотальный контроль, он уже не совсем правильный.
Николай позволил себе уподобиться маленькому ребенку и этим показать, что он тоже есть в этой семье и имеет право занимать пространство. Он тоже как член семьи нуждается во внимании и заботе.
Петер ощутил всю глубину своего одиночества и, наконец, осознал свою потребность быть с женщиной, иметь детей. Прыгнуть в эмоциональном порыве в воду и потом сидеть в баре в трусах – это супертренинг принятия себя! Можно идти на свидание!
Очень символично, что друзья отказываются покупать мороженную (мертвую) треску и идут ловить ее в море. Треску они не поймали, но разве в их возрасте это важно?!
И только для Томми это событие не стало единичным, а роковым. Он не смог остановиться, так как встретился со своим главным страхом – бессмысленностью жизни. Если нет смысла вовне, то где найти опору? Больная умирающая собака – это образ его души. И проблема не в том, что он одинок в жизни, а в том, что он одинок в душе. Томми не смог найти выхода из своего отчаяния не потому, что слаб, а потому, что не смог попросить помощи. Не смог принять, что он нуждается в поддержке. Нуждается в помощи также, как нуждался маленький мальчик-очкарик. Томми все время повторял, что справится, но не справился, так как не умел плавать. А ведь мы все не умеем плавать в своем внутреннем океане, если потерялись в бессмысленности обыденной жизни.
Четыре страха взрослой жизни как ресурс
Мир часто кажется иррациональным и, поэтому бессмысленным. У нас только один выход – самим придавать смысл нашим действиям, чувствам и даже страданиям. Маленький мальчик-очкарик на похоронах — это манифест и утверждение, что смысл и цель у Томми были. Не хватило сил признать свою слабость. Наши слабости – это тоже ресурс. Обратная сторона слабости – это мягкость, умение сочувствовать и сопереживать, что и позволило Томми разглядеть в маленьком мальчике его потенциал и помочь обрести ему силу.
Смерть близкого человека – это причина уйти в уныние, но это и возможность жить за него, что и делают его друзья. И этим они доказали, что его жизнь была небессмысленной. Встреча со смертью их встряхнула и оживила.
В конце фильма Мартин узнает, что Аника по нему скучает. Он готов продолжить с ней отношения. Почему он прощает ей измену? Может потому, что ему не 20 лет, и он принимает свой возраст. А ощущение молодости ему необходимо не для того, чтобы начать жизнь сначала, а для того, чтобы ее продолжать, но более бодро и живо. Он не обесценивает годы, проведенные с Аникой, свою жертву во имя семьи, свое желание встретить с ней старость. Возможно, ему нужна именно такая женщина, не совсем чувственно живая, чтобы вместе оживать и пробовать жизнь на вкус, не всегда сладкий и приятный
От желаний к возможностям
Я мог бы стать скалой, но уже другой
Кто-то молодой, Кто-то пьяный.
Хочет стать рекой, Быть темною водой
Вечно молодой, вечно пьяный.
Сергей Бобунец
Всем четверым безумно хотелось быть любимыми. Всем хотелось в глубине души тепла, заботы и понимания, потому что тогда не так одиноко и страшно жить, есть определенность и устойчивость. Но в середине жизни приходит понимание, что мир тебе этого не даст. Он может быть равнодушным, бессмысленным и даже жестоким. И надежда на обретение внешней опоры рушится. Но пробивается сквозь туман неопределенности ощущение возможности обретения опоры внутри себя. Страх одиночества дает возможность понимать и принимать себя. Страх неопределенности дарует свободу и возможность выбирать. Страх бессмысленности заставляет нас придавать смысл череде повседневных забот. А страх смерти дарует удовольствие жить здесь и сейчас. Жажда любви сменяется необходимостью учиться любить, а значит, танцевать стиле джаз-балет, то есть импровизировать, используя то, что умеешь и знаешь.
Мартин танцует с молодыми, но свой танец. Бессмысленно стремиться быть вечно молодым, вечно пьяным, всему свое время. Но танцевать можно в любом возрасте. Мартин, взлетев в танце, конечно, упадет, но не умрет (он умеет плавать).
Спасибо, что дочитали статью!
Другие статьи о психологии в фильмах: