Найти в Дзене

WOFRAIM: 7 вопросов, которые делают любого героя живым

В одной из прошлых статей я написал про необходимость продумывать вселенную произведения перед его написанием. Оно относится к любому виду искусств и, я уверен, не только. Бизнес, я думаю, создаётся похожим образом. Есть очень много систем, увеличивать уровень продуманности. Когда я пишу музыку к театральным произведениям или кино, часто пользуюсь системой WOFRAIM, о которой прочитал в книге Скотта Седита "Восемь комедийных характеров. Руководство для сценаристов и актёров". Книга на самом деле очень полезная и интересная, и, что не менее важно, простая — рекомендую. Так что же такое WOFRAIM? Это аббревиатура от английских выражений: Want – цель; Obstacles – препятствия; Feelings – чувства; Relationship – отношения; As if – сопоставление; Intentions – намерения; Moment Before – предшествующий момент. Каждый из пунктов, фактически, есть вопрос, который я задаю себе о каждом из персонажей, присутствующем в данный момент на сцене. Ответы на эти вопросы часто помогают мне понимать, какая и

В одной из прошлых статей я написал про необходимость продумывать вселенную произведения перед его написанием. Оно относится к любому виду искусств и, я уверен, не только. Бизнес, я думаю, создаётся похожим образом. Есть очень много систем, увеличивать уровень продуманности.

Когда я пишу музыку к театральным произведениям или кино, часто пользуюсь системой WOFRAIM, о которой прочитал в книге Скотта Седита "Восемь комедийных характеров. Руководство для сценаристов и актёров". Книга на самом деле очень полезная и интересная, и, что не менее важно, простая — рекомендую.

Так что же такое WOFRAIM?

Это аббревиатура от английских выражений:

Want – цель;

Obstacles – препятствия;

Feelings – чувства;

Relationship – отношения;

As if – сопоставление;

Intentions – намерения;

Moment Before – предшествующий момент.

Каждый из пунктов, фактически, есть вопрос, который я задаю себе о каждом из персонажей, присутствующем в данный момент на сцене. Ответы на эти вопросы часто помогают мне понимать, какая именно музыка должна звучать в тот или иной момент времени. Итак, по пунктам:

Want — Цель.

Важнейший элемент WOFRAIM, поскольку именно он выступает основанием для появления персонажа в данный момент на сцене. Цель – и связанный с ее достижением риск – мощная сила, ведущая персонажа на протяжении всей сцены.

Допустим, наш персонаж хочет кого-то поцеловать? Пускай это будет понятно в музыке: дайте трепет, страсть, дольку застенчивости. Идеально этот трепет показан в сцене в гроте Венеры в "Тангейзере" Вагнера - в нём музыка сама будто бы краснеет.

Obstacles – препятствия.

Какие внешние препятствия – человек, обстоятельства, объекты – мешают достижению целей персонажа? Какие внутренние препятствия – душевные конфликты – не дают вам к ней приблизиться?

Персонаж хочет поцеловать кого-то, но ему мешает застенчивать? Добавьте эту застенчивость в музыку! Мешает страх? - Пускай и в музыке мы этот страх ощутим!

Feelings – чувства.

Какие эмоции испытывает персонаж в данной сцене? Вряд ли персонаж испытывает какую-то одну эмоцию. Как правило, это градация из 3-4-х различных сложных чувств.

Персонаж чувствует ликование от своего желания кого-то поцеловать? Или, опять же, стыд из-за него? Я тоже это хочу услышать в музыке.

Relationship – отношения.

В каких отношениях состоит персонаж с другими персонажами на сцене? Какие чувства он испытывает к каждому из них и почему.

Здесь без комментариев ;)

As if – сопоставление.

Как соотносятся обстоятельства, цель и чувства вашего персонажа в данной сцене с вашим личным опытом?

Этот совет, возможно, больше всё-таки подходит для актёров, нежели композиторов, но подймайте, испытывали ли вы хоть немного похожие чувства на те чувства, что испытывает персонаж на сцене? Какие они? Как их можно было бы изобразить музыкально?

Intentions – намерения.

Как именно персонаж будет достигать своех целей в общении с другими персонажами? Как именно он будет с ними взаимодействовать эмоционально? Хочет ли он их очаровать, приласкать, соблазнить, поддразнить? Вариантов множество.

Каким именно образом ваш персонаж намерен поцеловать другого?

Moment Before – предшествующий момент.

Где именно находится персонаж к началу сцены? Каково его эмоциональное состояние ? Откуда оно взялось?

Задавая себе эти вопросы при подготовке написании музыки к сцене, я прорабатываю предысторию, эмоции, намерения, а главное, придаю персонажу глубину. С ответами на эти семь вопросов мелодия и фактура будто бы сами клеются к драматургии: зритель слышит не абстрактную музыку, а живущую часть мира.

В следующей статье разберу, как озвучить саму локацию и предметы сцены — чтобы и они не выпадали из вселенной.

Как именно можно озвучить непосредственно события, локации, эмоции персонажей, я опишу в одной из следующих статей.