Найти в Дзене
Казах в Деле

Ровно 100 лет назад в Москве появились первые государственные такси — 16 автомобилей марки «Рено»

В конце XIX века города захлебывались не от восторга, а… от навоза! Замена лошадок на "железных коней" стала жизненно необходимой. Представьте: Нью-Йорк, 300 тысяч лошадей, каждая выдает по 20 кг "добра" в день. И все это – в огромные, вонючие кучи! Дождь? Превращаемся в Венецию, только вместо каналов – навозные реки! Газета Times в панике пророчила: через полвека Лондон утонет в трехметровом слое навоза! Двигатель внутреннего сгорания – вот кто спас мир от этой катастрофы! В Москве царских времен, в 1907 году, появились первые такси. Купец Мамликов в 1910-м жене пишет, мол, прокатился на "моторной карете" вместо извозчика. Трясет, конечно, но зато какие взгляды! И собаки лают в восторге! Заплатил полтора рубля – дороговато, но, говорит, в Париже это уже норма, "таксомоторами называемая". И да, первые московские такси были КРАСНЫЕ! Потом появились зеленые и белые – красота! К 1913-му – уже 217 штук! После революции все такси отобрали. Но Москва росла, транспорт загибался. И тут власти

В конце XIX века города захлебывались не от восторга, а… от навоза! Замена лошадок на "железных коней" стала жизненно необходимой. Представьте: Нью-Йорк, 300 тысяч лошадей, каждая выдает по 20 кг "добра" в день. И все это – в огромные, вонючие кучи! Дождь? Превращаемся в Венецию, только вместо каналов – навозные реки! Газета Times в панике пророчила: через полвека Лондон утонет в трехметровом слое навоза! Двигатель внутреннего сгорания – вот кто спас мир от этой катастрофы!

В Москве царских времен, в 1907 году, появились первые такси. Купец Мамликов в 1910-м жене пишет, мол, прокатился на "моторной карете" вместо извозчика. Трясет, конечно, но зато какие взгляды! И собаки лают в восторге! Заплатил полтора рубля – дороговато, но, говорит, в Париже это уже норма, "таксомоторами называемая". И да, первые московские такси были КРАСНЫЕ! Потом появились зеленые и белые – красота! К 1913-му – уже 217 штук!

-2

После революции все такси отобрали. Но Москва росла, транспорт загибался. И тут власти смекнули: такси – наше спасение! Послали делегацию в Париж за машинами в кредит. Выбрали "Рено" и "Фиат". И вот, 21 июня 1925 года, первые 16 машин выехали на линию! "Такси – не роскошь, а культурная необходимость!" – объявили власти. Успех? Огромный! Одно такси зарабатывало как целый автобус! "Рено" за свою угловатость прозвали "утюгами". Но массовыми они так и не стали. В 1929-м – всего 120 машин. Куда остальные делись – тайна!

Только после 1932-го, с выпуском ГАЗ-А, такси стало больше. К 1940-му – уже 3500! После войны появились "Победы" и ЗИСы. ЗИС – крутой, но дорогой и прожорливый, не любили его. "Победа" – демократичнее, но зимой дубак! Зато в "Волге" 1957-го – обогреватель и радио!

Работа в такси – прибыльная, но нужен опыт. "Надо быть психологом, знать город как свои пять пальцев," – вспоминал таксист Петров. Кто-то возит только с вокзалов, кто-то – в аэропорт. Пьяных – ни-ни! Иначе сам разбирайся!

В 50-е появились шашечки и зеленый огонек – наши, московские, изобретения!

В новой России государственное такси исчезло. Бардак был полный! Но в 2010-х начали брать ситуацию под контроль. Таксометры вымерли в пробках. Зато в 2011-м появился "Яндекс Такси" – два клика, и машина у подъезда! Сейчас в Москве 192 тысячи такси! И каждый день они перевозят 1,7 миллиона человек! Вот это размах!