Рано или поздно у каждого околотворческого человека возникает желание показать своё творчество миру. Редко это выходит за пределы телеграм-каналов на тридцать человек, где самыми преданными фанатами становятся мама, лучшая подружка и какой-то случайно подписавшийся индус.
Поэтому когда у условной микроселебрети из интернета появляется возможность показать своё уникальное и (конечно же!) ни на что не похожее творчество широкой публике, он не может отказаться от этой потрясающей возможности.
Привет, меня зовут Маша Волкова, и я поэтесса. Ладно, сказано громко, меня зовут Маша Волкова и я пишу стихи (не очень уникальные, не очень умные, зато стихи!). И, однажды, удовлетворяя низменную потребность современного человека, потребность в сцене, я оказалась на поэтическом открытом микрофоне. Позже это переросло в своеобразную традицию – я появлялась там раз в полгода, чтобы потешить своё самолюбие и благополучно забывало об этом на следующие месяцы. На одном из открытых микрофонов, я в очередной раз читала свои немного смешные стихи, а после ко мне подошёл улыбчивый и очень высокий парень. Представившись другом моего друга, он позвал меня поучаствовать в четвертом отборочном туре поэтического слэма.
Что такое поэтический слэм? Это форма поэтического представления, где поэты декламируют свои оригинальные стихи, соревнуясь друг с другом. Судьей в таком случае выступают случайно выбранные зрители. И мне, так получилось, выпала возможность испытать опыт участия в подобном мероприятии на себе.
«Я записалась на поэтический слэм. Это будет комедия» - написала я в свой телеграмм канал 13 февраля.
Это решение далось мне с большим трудом, потому что я, во-первых, жутко боюсь публичных выступлений, а во-вторых, могу здраво оценивать себя на фоне других поэтов. Я всегда позиционировала своё творчество как постироничная смесь дурацких песен из 2017 года и моих сюрреалестичных переживаний. При этом я никогда не относилась к этому серьезно, исключительно как к шутке и саморефлексии. Поэтому мои «похабные частушки» казались мне чем-то невразумительным на фоне творчества других авторов, таких разных, но при этом одинаково талантливых, умело играющих со словом и владеющих актёрским мастерством. Свои стихи я отправила на почту для записи с закрытыми глазами, надеясь на то, что я всё-таки не пройду даже в отборочный тур.
Однако судьба распорядилась иначе, я всё-таки прошла, поэтому следующий месяц я каждый божий день устраивала всем своим друзьям истерики на почве моей творческой неполноценности.
«Лол, я инвалидка, какой слэм…» - написала я своей подруге 20 февраля
Именно поэтому на слэм 2 марта я пришла с веселым (но с ноткой легкой истерики) настроением в предвкушении самого грандиозного провала в своей жизни. Я сделала себе футболку с ироничной надписью и подарила организатору чурчхеллу в качестве подарка на день рождения (мне показалось это очень смешным).
Эта обстановка настолько сильно меня расслабила, что я каким то неведомым для себя самой образом прошла в финал отборочного тура. Это была катастрофа. Все мои более-менее приличные стихи я прочитала в первом туре, поэтому попадание во второй выбило меня из колеи. Каково было моё удивление, когда на сцену меня позвали первой. Щёки пылали, руки тряслись, от былого веселья не осталось ни следа. Я выпалила одно-единственное стихотворение и бегом побежала назад в зал. Ожидаемо, я заняла последнее место, но сам факт того, что я, обойдя опытных поэтов, прошла в финал, заставил меня пересмотреть многие мои жизненные приоритеты. Быть может, стояло относиться к творчеству более серьёзно? Вполне может быть.
Вся эта, с позволения сказать, движуха, имеет гораздо большее значение, чем может показаться. Развитая на достаточно высоком уровне поэтическая культура в Казани позволяет простому обывателю не только ознакомиться с современной поэзией, что, бесспорно, очень важно, но и начать идентифицировать себя как поэт. Порог вхождения в казанскую поэзию действительно низкий, настолько, что назвать себя поэтом может действительно каждый.
Как говорил один современный философ (критик Эго из мультфильма «Рататуй»): «Не каждый может стать великим художником, но великий художник может появится из ниоткуда». Казанские поэты – это студенты, преподаватели, родители, фрилансеры, айтишники, рэперы. Благодаря этому поэзия превращается в поистине уникальное явление.
Со сцены звучат совершенно разные стихи, иногда смешные и наивные, иногда грустные и глубокие. Для кого-то поэзия превращается в манифест, для кого-то в стэндап, для кого-то в терапию. Она становится не просто искусством, а средством обогащения и взаимопонимания. Это и отличает современное искусство от искусства прошлых лет – интерсекциональность и постмодернисткая смелость.
Быть может, в прекрасном мире будущего искусство, избавившись от элитарности и консерватизма, станет не просто досугом или даже смыслом жизни, а способом коммуникации. Если подумать, на международном поэтическом слэме в Париже звучат стихи на разных языках и все понимают друг друга, потому что поэзия – это гораздо больше, чем навык сложения слов в рифму, а поэт – это гораздо больше, чем человек с листком на сцене.
Автор: Мария Волкова