Найти в Дзене

Молодежь как субъект общественной деятельности в Волгоградской области: состояние и перспективы - дипломная работа.

Дипломная работа посвящена актуальной проблеме участия молодежи в общественной деятельности на региональном уровне, в частности, на примере Волгоградской области. Активность молодых граждан рассматривается как важнейший стратегический ресурс страны, необходимый для развития гражданского общества, правового государства и обеспечения социально-экономического прогресса. Целью исследования является изучение специфики и направлений участия молодежи в общественной деятельности Волгоградской области. В работе анализируются теоретические основы проблемы, включая определение молодежи как особой социальной группы, научно-теоретическую характеристику ее общественной деятельности и исторический аспект ее формирования. Исследуются правовые основы участия молодежи в общественной деятельности на федеральном и региональном уровнях, проводится анализ и дается характеристика текущего состояния вовлеченности молодежи в общественную жизнь Волгоградской области. На основе проведенного анализа предлагаются
Оглавление

Дипломная работа посвящена актуальной проблеме участия молодежи в общественной деятельности на региональном уровне, в частности, на примере Волгоградской области. Активность молодых граждан рассматривается как важнейший стратегический ресурс страны, необходимый для развития гражданского общества, правового государства и обеспечения социально-экономического прогресса. Целью исследования является изучение специфики и направлений участия молодежи в общественной деятельности Волгоградской области. В работе анализируются теоретические основы проблемы, включая определение молодежи как особой социальной группы, научно-теоретическую характеристику ее общественной деятельности и исторический аспект ее формирования. Исследуются правовые основы участия молодежи в общественной деятельности на федеральном и региональном уровнях, проводится анализ и дается характеристика текущего состояния вовлеченности молодежи в общественную жизнь Волгоградской области. На основе проведенного анализа предлагаются конкретные направления повышения эффективности участия молодежи в общественной деятельности региона. Объектом исследования выступает общественная деятельность в Волгоградской области, предметом – направления участия в ней молодежи.

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения участия молодежи в общественной деятельности

1. 1 Молодежь как особая социальная группа

1. 2 Научно теоретическая характеристика проблемы общественной деятельности молодежи

1. 3 Исторический аспект формирования общественной деятельности молодежи

Глава 2. Специфика участия молодежи в общественной деятельности Волгоградской области

2. 1 Правовые основы участия молодёжи в общественной деятельности на территории РФ и региона

2.2 Анализ и характеристика участия молодёжи в общественной деятельности на региональном уровне

2. 3 Направления повышения эффективности участия молодежи в общественной деятельности Волгоградской области

Заключение

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблемы молодежи в современных условиях приобретают исключительно важную значимость. Открытость современного российского общества, его радикальная модернизация диктуют необходимость выработки такой молодежной политики, которая ограничивала бы «утечку мозгов», открывала простор индивидуальному творчеству, расширяла возможности формирования прочного человеческого капитала в России.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Среди важнейших задач формирования современной молодежной политики следует выделить: совершенствование нормативно-правовой базы, разработку молодежной политики на уровне регионов, выработку механизмов реализации молодежной политики, решение кадровых проблем, управление процессами социализации, трудоустройства и образования молодежи.

В современных условиях молодежь все чаще рассматривается как важнейший стратегический ресурс страны. Именно в этой категории граждан фокусируются перспективы не только экономического роста, но и суверенитета, устойчивого развития страны, осуществления государственной внешней и региональной политики, развития духовно-нравственного потенциала. Инновационный путь развития российского общества также в значительной степени будет зависеть от молодежи.

Участие в общественной жизни молодых людей очень важно, особенно для государства, так как именно в их руках будет сосредоточено будущее страны. Ведь молодежь всегда осуществляла и хотела изменить общество к лучшему, привести его на высший уровень, во всех сферах жизнедеятельности. Благодаря жизненной энергии молодежи, в политической жизни общества вносились коррективы. Именно молодежные общественные объединения всегда были наиболее активны, имели боевой нрав.

С развитием рыночной экономики, политической инфраструктуры, принятием новых законов, повышающих уровень легитимности негосударственных структур, происходят изменения в функционировании современного российского общества. Научный дискурс о положении молодежи в социальной структуре общества, ее участии в различного рода общественных организациях в условиях трансформационных процессов, происходящих в российском обществе, продолжает оставаться актуальным в социологической и политической литературе. Исходя из вышеизложенного, представляется значимым рассмотрение понятия молодежи как особой социальной группы, ее характеристик.

Исследование исторического аспекта формирования общественной деятельности молодежи позволяет соотнести современные тенденции с историческими традициями и практиками, сформулировать проблемы функционирования общественной деятельности молодежи и предложить пути их решения.

Большинство отечественных исследований в основном посвящены молодежным субкультурам, процессам социализации и жизненного самоопределения молодежи. Отмечается отсутствие целостных научных исследований в отношении структуры, функций и перспектив молодежных общественных объединений.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время участие молодежи в жизни общества имеет определяющее значение в современной России, поскольку создание гражданского общества и правового государства невозможно без активного участия молодых людей в общественной деятельности. Поэтому для России сегодня принципиально важно поднять уровень участия молодежи в общественной жизни общества, расширить область понимания ею своего места и роли в современном государстве.

Молодым людям необходимо непосредственно участвовать в формировании и реализации политики, социальных программ, касающихся не только молодежи, но и общества, в целом, стремиться к овладению знаниями и навыками, которые помогут им в принятии социально значимых решений. Важнейшей функцией современных молодых людей выступает ответственность за будущее России, преемственность истории и культуры, воспроизводство новых поколений, и от осознания этой меры ответственности молодежью зависит развития всего российского общества в будущем.

Все это обусловливает высокую степень актуальности избранной темы исследования, отражая потребность в ее комплексном и системном изучении.

Целью исследования в дипломной работе стало изучение участия молодежи в общественной деятельности на региональном уровне.

Для достижения данной цели в дипломной работе ставились следующие задачи:

- изучить молодежь как особую социальную группу;

- дать научно теоретическую характеристику проблемы общественной деятельности молодежи;

- рассмотреть исторический аспект формирования общественной деятельности молодежи;

- проанализировать правовые основы участия молодёжи в общественной деятельности на территории РФ и региона;

- провести анализ и дать характеристику участия молодёжи в общественной деятельности на региональном уровне;

- рассмотерть направления повышения эффективности участия молодежи в общественной деятельности Волгоградской области.

Объектом исследования дипломной работы является общественная деятельность в Волгоградской области.

Предметом исследования являются направления участия молодежи в общественной деятельности Волгоградской области.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование участия молодежи в общественной деятельности затрагивает целый ряд понятий и теоретических положений, которые получили определенную разработку в литературе. Актуальные социальные проблемы молодежи, вопросы ее образования, социального развития, ее жизненных путей изучались Е. А. Гришиной, Ю. А Зубок, В. Т. Лисовским, В. Ф. Левичевой, В. Н. Шубкиным, М. Х. Титмой, В. И. Чупровым и др. Существенное значение для развития теорий молодежи, формирования концепций молодежного движения и молодежной политики имеют работы ученых, составляющих научную школу социологии молодежи Московского гуманитарного университета (И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, Н. А. Селиверстова, Д. Л. Агранат, Н. В. Васильева и др.). Теоретической разработкой участия молодежи в жизни местного сообщества за рубежом занимается Совет Европы и Европейский молодежный центр в Страсбурге. Основным документом, регламентирующим молодежное участие на местном уровне, является Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований (принята Конгрессом местных и региональных властей Европы 21 мая 2003 г.).

Педагогический аспект участия молодежи в общественной жизни рассматривался Я. А. Безродной, Е. А. Верменской, С. И. Карпенко, М. В. Подобед, З. И. Поймановой и др. В социологическом контексте проблемы участия молодежи в жизни общества изучались Т. Ю. Баландиной, Н. А. Помеловой, И. Е. Тимерманис, М. И. Шиковым и др. Вопросы гражданского и политического участия молодежи исследовались молодыми политологами и социологами А. А. Айвазян, А. А. Мерзляковым, Л. С. Пастуховой, А. А. Киселевым, М. В. Лисовым, С. В. Смирновым, Э. В. Чекмаревым и др.

Анализ литературы показывает, что исследования участия молодежи в общественной деятельности на региональном уровне практически не проводились, хотя отдельные стороны темы получили освещение. Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность определили выбор темы работы.

Методологическая основа исследования. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе общенаучных методов познания (диалектический, исторический, логический), конкретных методов (системный, структурный, функциональный), а также статистических методов.

Структура исследования обусловлена ее целями и содержанием состоит из введения, двух глав основной части, раскрывающих сущность темы исследования, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения участия молодежи в общественной деятельности

1. 1 Молодежь как особая социальная группа

Молодёжь – это важный субъект в истории человечества, носитель новаторских идей и программ. Молодёжь – это будущее, а значит смело можно выделить её как особую группу в обществе. И для того чтобы понять специфику её особенности, нужно выяснить, что представляет собой эта группа.

По мере развития общества понятие «молодёжь» изменялось и уточнялось. Дискуссии по поводу определения молодёжи как особой социальной группы ведутся уже очень давно. В научной литературе можно встретить множество трактовок этого понятия. Молодёжь и её проблемы изучают различные гуманитарные науки: демография, психология, история, философия и другие. Социология позволяет нам рассмотреть «молодёжь» с точки зрения комплексного подхода.

Молодые люди во всех частях мира, живя в странах на разных стадиях развития и в разной социально-экономической ситуации принимают участие в жизни общества.

«По данным Организации Объединенных Наций (далее – ООН), молодежь (лица возрастом 15 – 24 лет) составляет примерно 20 % от общей численности населения мира. При этом свыше 80 % молодежи живет в странах, которые развиваются. Прогнозируется, что до 2025 г. эта цифра еще увеличится до 89 %».

Определением понятия «молодежь» занимается много общественных наук, в частности в статистике это понятие характеризуются исключительно возрастом лиц; в философии, социологии, психологии, педагогике – это уже более сложная категория. Кроме этого, содержание понятия «молодежь» меняется в разных обществах во всем миру, в зависимости от непостоянных политических, экономических и социально-культурных обстоятельств (таблица 1).

Большинство авторов отмечает, что нижняя граница, для определения понятия «молодежь» обуславливается особенностями физического развития человека (определяется периодом половой зрелости) и охватывает период 14 - 16 лет. Но определить верхнюю границу для этой категории намного сложнее.

Таблица 1

Определение понятия «молодежь»

-2

Мировой тенденцией является также осложнение критериев, которые определяют социальную зрелость молодежи, а именно:

- наличие завершенного образования и получения профессии;

- начало трудовой деятельности и строительства карьеры;

- получение политических и гражданских прав и свобод;

- обретение материально-финансовой независимости от родителей;

- брак и рождение первого ребенка.

Понятие «молодёжь» входит в понятийный аппарат многих общественных дисциплин. В демографии, этнографии, например, нашёл своё применение к определению молодёжи возрастной подход. В основе данной концепции лежит понимание возраста, как основной, наиболее существенной характеристики, а группообразующим признаком в этом подходе является процесс социального взросления. Социология, рассматривая молодёжь, также учитывает возрастной критерий. Принято считать, что возраст молодёжи заключается в рамках от 14 до 30 лет. В результате такого большого интервала в границах молодёжного возраста выделяются подгруппы (слои).

1. От 14 до 16 лет - это подростки. У этой категории молодёжи прослеживаются максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. В этом возрасте продолжается половое созревание, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма.

2. Период от 17 до 19 лет - юношество. Этот период характеризуется завершением физического созревания и началом социализации. Это возраст самоопределения молодёжи, приобретение ею всего диапазона гражданских прав, а вмести с этим и ответственности за свою деятельность. Приобретение новых ролей в общественно-политической сфере и др. Именно в этот период происходит разделение жизненных путей юношей и девушек.

3. Собственно молодость - это период от 20 до 24 лет. Продолжается процесс социализации, человек в этом возрасте считается взрослым с физиологической точки зрения.

Глава 2. Специфика участия молодежи в общественной деятельности Волгоградской области

2. 1 Правовые основы участия молодёжи в общественной деятельности на территории РФ и региона

На сегодняшний день имеется широкий массив нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в молодежной сфере. Среди них есть международные документы, федеральные законы, подзаконные акты Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, иных федеральных государственных органов, нормативные правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальные правовые акты.

Правовые основы участия молодежи в жизни общества закладывает Конституция Российской Федерации, которая содержит положения, составляющие начала государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией Российской Федерации предусмотрены базовые положения, касающиеся порядка образования и деятельности общественных объединений, распространяемые, в том числе и на молодежные общественные объединения. Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Частью 2 той же статьи устанавливается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Однако в Конституции РФ участие молодых граждан в жизни общества более конкретной регламентации не находит.

Федеральный закон от 28 июня 1995 г. « 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации. Вместе с тем он не обеспечивает решение вопросов, связанных с конкретными мерами, направлениями и формами государственной поддержки молодежных и детских объединений. Он касается только поддержки с федерального уровня и не регулирует поддержку детских и молодежных объединений с регионального и местного уровня власти, ограничивая тем самым и число получателей поддержки. Таким образом, этот Закон нуждается в коренной переработке.

2.2 Анализ и характеристика участия молодёжи в общественной деятельности на региональном уровне

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, её уверенности в своих силах, возможностях и активности зависит не только завтрашний, но и сегодняшний день. Молодым сегодня приходится более остро сталкиваться с вызовами времени: с угрозой экстремистских манипуляций, нехваткой жилья, экономической и социальной расслоенностью, равнодушием. Но именно в молодежи и заложена возможность преодоления этих проблем современного общества. «Участие в общественных организациях, волонтерская деятельность, развитие молодежного предпринимательства, создание кадрового резерва, стремление к общению, мобильность, интеллектуальная, творческая и физическая активность – вот потенциал, необходимый для развития города, страны и он есть в молодых. Задача власти на любых уровнях: постоянно и системно создавать новые возможности поддержки и вовлечения молодежи в социально-экономические процессы».

-3

Социальная активность студенчества проявляется, прежде всего, в общественно-политической деятельности. В этой связи мы задали респондентам вопрос, принимают ли они участие в общественной и политической жизни города. Распределение ответов на этот вопрос представлено в таблице 3.

Таблица 3

Формы участия студентов в общественной и политической жизни

-4

В целом уровень общественно-политической активности волгоградского студенчества можно охарактеризовать как средний.

Какие же причины мешают студентам занимать активную жизненную позицию и принимать участие в различных формах общественной и политической деятельности? Мнение студентов по данному вопросу представлено в таблице 5.

Таблица 5

Причины низкой социально-политической активности молодежи

-5

2. 3 Направления повышения эффективности участия молодежи в общественной деятельности Волгоградской области

Определение приоритетных направлений в молодежной политике с учетом социально-экономического развития регионов, интересов и потребностей различных групп молодежи является основой разработки и реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации.

Учитывая масштаб задач и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем .

Итак, сформируем ряд предложений повышения эффективности участия молодежи в общественной деятельности Волгоградской области.

Первое предложение.

Комитет молодежной политики Волгоградской области должен в ходе проведения опросов, семинаров, конференций и иных мероприятий в рамках подготовки и рассмотрения вопросов формировать у молодежи патриотизм, активную жизненную позицию, позитивное представление о стране, своем городе. Предложение может быть реализовано в виде демонстрации видеороликов, клипов, информации на растяжках на улицах города о достопримечательностях города, о лучших людях города, о деятельности молодежи города и т.д.

Социально-политическая эффективность этого предложения выразится в повышении роли и значения молодежи в жизни страны города.

Второе предложение: Комитет молодежной политики Волгоградской области должен поддерживать инициативы молодежи по разработке новых предложений основных направлений городской молодежной политики. Предложение может быть реализовано в виде учета интересов молодежи города, например, актерско-сценической деятельности, досугово-реакриационной деятельности и т.д.

-6