Найти в Дзене

Книжки моего детства

Бабушка Софья Константиновна Гавеман была дворянкой. Ее отец полковник царской армии. Мама помещица, имела землю в Ярославской, Тверской и Новгородской губерниях. Поэтому семья после революции сильно пострадала, а бабушка всю жизнь скрывала свое происхождение даже от меня. Темная длинная юбка, темная кофта, небольшой пучок, из почти не поседевших волос, который она называла фигой. Худенькая фигурка с несгибаемой спиной и гордо посаженной головой. Она оставалась такой и в семьдесят, и в восемьдесят пять. Память рисует мне бабушку, полулежащую на топчане, сколоченном отцом, с неизменной книгой в руках. Бабушка не носила очков, но зрение последние годы ослабело, и она читала с лупой. Книг в доме было немного. Разрозненные издания русских и иностранных классиков, приключенческая литература брата и мои детские книжечки: подарочное издание «Сказок А.С. Пушкина», сборнички стихов Маршака, Михалкова, Чуковского и Барто, и еще несколько книжечек в мягком переплете из серии «Мои первые книжки».

Бабушка Софья Константиновна Гавеман была дворянкой. Ее отец полковник царской армии. Мама помещица, имела землю в Ярославской, Тверской и Новгородской губерниях. Поэтому семья после революции сильно пострадала, а бабушка всю жизнь скрывала свое происхождение даже от меня.

Колобановская Софья Константиновна
Колобановская Софья Константиновна

Темная длинная юбка, темная кофта, небольшой пучок, из почти не поседевших волос, который она называла фигой. Худенькая фигурка с несгибаемой спиной и гордо посаженной головой. Она оставалась такой и в семьдесят, и в восемьдесят пять.

-2

Память рисует мне бабушку, полулежащую на топчане, сколоченном отцом, с неизменной книгой в руках. Бабушка не носила очков, но зрение последние годы ослабело, и она читала с лупой.

Книг в доме было немного.

Разрозненные издания русских и иностранных классиков, приключенческая литература брата и мои детские книжечки: подарочное издание «Сказок А.С. Пушкина», сборнички стихов Маршака, Михалкова, Чуковского и Барто, и еще несколько книжечек в мягком переплете из серии «Мои первые книжки».

Сейчас те из них, что пережили четыре детских поколения нашей семьи, переплетены в один том, и я иногда ностальгирую, перелистывая знакомые с детства странички, где картинки старательно раскрашены неумелой детской рукой.

Теперь стали раритетами не только эти довоенные издания, но и рисунки в них: телефон висящей на стене, поливальная машина, детские кроватки, игрушки, матроски, чулочки на резиночках – все другое. И совершенно другая жизнь.

Культа книги в нашей семье не было. Мы читали и давали почитать другим. Я до сих пор помню не возвращенную книгу «Приключение капитана Врунгеля», и затерявшуюся среди друзей, модную тогда, фантастику Беляева и приключенческие романы Конан Дойля.

Мне разрешалось раскрашивать в книгах картинки и не ругали за случайно порванные листы. В семье читали все. Бабушка по несколько раз перечитывала классику. Двухтомник «Война и мир» была ее настольной книгой. Сейчас я думаю, что это был не просто интерес к творчеству Толстого – она ностальгировала, ведь прототипами героев романа были не просто люди одного с ней положения в обществе, но и ее дальние родственники. Бабушка наверняка знала, что образ Николая Ростова списан Толстым с Николая Волкова – участника войны 1812 года, храброго офицера и заботливого отца семейства. Девичья фамилия моей прапрабабушки Волкова и она принадлежала к той же Московской ветви дворян Волковых, что и Николай. Интересно, о чем думала бабушка, сидя на табуретке в уголке убогой комнатки, выделенной ей мужем дочери.

А еще лет с трех бабушка играла со мной в буриме.

Многие стихи, прочитанные тогда помню до сих пор. Этот я учила с бабушкиной помощью в подарок на день рождения мамы:

«Посидим в тишине» Елена Благинина

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала

Я волчка не завожу

А уселась и сижу

-3

Волчок - дорогое удовольствие. Мне так и не купили полосатую, гудящую, скользящую по полу игрушку. Вместо нее мы крутили шестеренки от поломанных часов. Если их удачно крутануть, то они кружились почти, как волчок, тихонько звенели и поблескивали своими стальными зубьями, а еще можно было посоревноваться - чья шестеренка крутится дольше.

Мне всегда было любопытно - а что там внутри и как это работает. И я разобрала многое в нашем доме, в том числе отцовские карманные часы. Потом я попыталась их собрать, но осталось много деталек которые я не знала куда пристроить, я посчитала их ненужными и выбросила, в надежде, что никто не догадается.

-4

Современные дети почти не играют на улице, а нас домой загоняли чуть ли не ремнем. Мы могли часами стоять у стены школы, играя в мяч, выдумывая все новые и новые трюки.

Прыгалки – «И с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе».

Вышибалы, здесь можно было в полной мере показать свою увертливость и умение быстро бегать. Я уж не говорю об общепринятых футболе, волейболе и баскетболе.

А так как у меня был старший брат я с азартом играла в ножички и пристенок.

Про игры можно написать целый рассказ поэтому остановлюсь.

Все знают простенькие стишки Барто, но послушайте как они звучат - «Пирог»

Падал снег на порог

Кот слепил себе пирог

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек

Пирожки себе пеки

Не из снега, из муки.

-5

Запоминается с первого прочтения и на всю жизнь.

Пироги появились в нашей семье после того, как мама устроилась работать завхозом в детский сад. Там ее научили печь, и в праздничные дни меня стал будить аромат свежевыпеченных пирожков. А до этого…

Бабушка, да и мама, совсем не умели готовить. Лет, эдак, до десяти меня кормили манной кашей.

Встряской — это резанная картошка и саленый огурец политые подсолнечным маслом не перемешивались, а накрытые крышкой встряхивались.

Покрошенкой — это хлеб, залитый молоком, а уж если вместо хлеба печенье, тут меня уже за уши не оттащить.

Яйцом, сваренным в мешочек. Бабушка опускала яйцо в кипящую воду и считала до ста, так она научила меня считать. Это была не еда, а торжественная трапеза. Яйцо, за неимением пашотницы, ставилось в маленький стаканчик тупым концом вверх. Точным ударом чайной ложки бабушка разбивала скорлупу и, не торопясь, расчищала верхушку, потом срезала ее ножом, немного подсаливала, и положив кусочек масла начинала ложка за ложкой доставать из скорлупки белково-желтковую вкуснятину, все время подсаливая и добавляя масло.

Но больше всего я любила гоголь-моголь, и вечно клянчила его у бабушки. После недолгого сопротивления она уступала моим просьбам. Отделив желток от белка, добавляла в него три ложки сахарного песка и растирала до тех пор, пока желток полностью не соединялся с сахаром, приобретая почти белый цвет и божественный вкус.

Когда в доме не было конфет, а я жалобно просила сладенького, бабушка черпала ложкой сахарный песок, зажигала керосинку и подносила ложку к огню. Сахар пузырился, желтел и превращался в леденец. Это было очень вкусно, гораздо вкуснее дешевых конфет под названием «Подушечки», с которыми бабушка пила чай.

А вот вожделенных петушков на палочке она мне не покупала, говоря, что они не гигиеничные, и чтобы мне было понятно добавляла: «Продавцы их облизывают чтобы они блестели».

И еще бабушка варила необыкновенное какао. Кроме молока, порошка какао и сахара она добавляла в уже готовый напиток гоголь-моголь, получая воздушную пенку, как сейчас на капучино.

Но были и гадости – рыбий жир, который бабушка считала необходимым для здоровья детей. Рыбий жир – наказанье для детей послевоенного поколения. Его заливали в нас насильно, и только обещание сразу же выдать в награду конфету помогало разжать стиснутые зубы. Наташка прекрасно помнит, как бабушка двумя пальцами левой руки зажимает ей нос, а правой держит наготове десертную ложку, с присоленным рыбьим жиром, а рядом на столе всегда лежит конфета или кусочек сахара.

Тогда из нас воспитывали патриотов чуть ли не с пеленок.

Вот стихотворение «Знамя», с которого начинается сборник Маршака

В день труда и праздника над нами

Развеваясь, рдеет, как заря,

Ленинское, Сталинское знамя –

Боевое знамя Октября

То оно огромное без меры,

То углом простого кумача

Обнимает шею пионера,

Маленького внука Ильича

Кстати, галстуки были двух видов: сатиновый, стоимостью двадцать пять копеек, и шёлковый, где –то копеек по семьдесят. Именно по галстуку можно было определить благосостояние семьи. Мне покупали шелковый, но это не спасало его от моих зубов. Грызть кончики галстука и ногти было моей бедой, от первого меня избавил комсомольский значок, от второго - желание иметь красивый маникюр.

Это я в пионерском лагере (стою крайняя справа). Мне 10 лет, и я безответно влюблена в племянника вожатого (крайний во втором ряду слева).

-6

В нашей семье на стенах никогда не висели портреты политических лидеров, да и вообще никакие портреты на общее обозрение не выставлялись. Фотографии лежали в старой обувной коробке. Иногда бабушка доставала ее, сажала меня рядышком и рассказывала, кто изображен на снимках. Я смотрела на фотографии бабушкиных детей, одетых в кружевные платьица и бархатные штанишки, и не верила, что это моя мама, ее сестра и брат. Они были для меня персонажами из волшебной сказки. Я - то бегала в ситцевых платьях и разбитых сандалиях.

-7

А еще нам объясняли, что все люди равны, может, поэтому и не было у нас в школе межнациональных гонений. Я до сих пор не знаю, кто в нашем классе был еврей, кто татарин, а кто русский.

Вот «Сад шестнадцати республик» Маршака, цитировать не буду, уже по названию ясно, о чем стихотворение.

Стихи объясняли «Что такое хорошо и что такое плохо» и я часто читала подрастающему сыну все того же Маршака.

«Лодыри»

Собирались лодыри на урок

А попали лодыри на каток

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки подмышками на ремне.

Коньки… Первые и самые желанные коньки — это снегурки - лезвие с загнутыми носами, при помощи веревки и палочки прикручивались к валенку. Кататься я научилась быстро, а вот прикреплять коньки так и не научилась, и каждый раз, когда намокшие веревки растягивались, и коньки слетали, приходилось ковылять домой, и просить отца снова и снова прикручивать снегурки. Зато в пятом классе мне купили Гаги,

-8

Я училась весьма средненько. Больше всего я любила начинать новую тетрадку. Первая страница радовала меня аккуратностью, но уже на следующей я делала ошибки, а пытаясь незаметно их исправить, стирала, размазывая чернила, и страница приобретала неопрятный вид. После этого все мое старание испарялось.

«Про одного ученика»

Пришел из школы ученик

И спрятал в ящик свой дневник

- Где твой дневник? - спросила мать

Пришлось дневник свой показать.

Не удержалась мать от вздоха

Увидев надпись: «Очень плохо»

Вот сколько можно вспомнить, листая старую детскую книжку.

Наташка растет, и понадобились книги, более подходящие для ее возраста, – на смену Барто и Маршаку пришли «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Приключения Тома Сойера» и множество книжечек о девочках неизвестных авторов, которые бабушка отыскивала в книжных магазинах. И каждый раз, просматривая очередную приобретенную книгу, она качала головой и с грустью говорила:

«Как жаль, что больше не печатают книг Чарской».

Она произносила это так часто, что Наташка навсегда запоминает эту фамилию, и когда в 2000 году Чарскую стали снова издавать, купила ее книжку внучке, но, увы, время безжалостно, и то, что было интересно детям до революции, современным скучно и непонятно. Недавно Наташка узнала, что старшая бабушкина сестра Ольга училась вместе с Лидочкой Вороновой (Чарской) в Санкт-Петербургском Павловском институте благородных девиц.