Найти в Дзене

VI

VI.4. Перенос и контрперенос в работе с детьми

#психоанализ@kleingroup #объектныеотношения@kleingroup #раннийанализ@kleingroup

🧷 В детском анализе перенос не менее интенсивен, чем во взрослом. Но выражается он действием, молчанием, избеганием или агрессией, а не речью. С первого сеанса аналитик становится внутренним объектом, в который ребёнок проецирует тревогу, вину, разрушение, жажду спасения — и протест против утраты.

И если взрослый может рассказать, кого он видит в аналитике — мать, отца, врага, — то ребёнок просто делает из тебя плохого мишку. Или прячет от тебя хорошую куклу. Или бьёт в живот подушкой.

📎 В анализе Фрица мальчик многократно разыгрывает сцены разрушения объекта, кражи, преследования. Он разрушает, затем просит спасти. Он наказывает, потом спасает. Его действия полны внутренней борьбы — и адресованы аналитику.

💥 Перенос: разрушительный и спасающий

В работе с ребёнком аналитик становится:

• Объектом вины: разрушение объекта часто происходит на глазах у аналитика.

• Фигурой, которая может наказать — или вытерпеть.

• Местом, куда можно сбросить тревогу, и проверить, останется ли кто-то после этого рядом.

📎 В одном из эпизодов игры Фриц намеренно разрушает игрушечный предмет, заявляя, что он «испортил» его, а затем пытается «починить» — уже в присутствии Кляйн. Это формирует мощный перенос: аналитик превращается в свидетеля и участника внутреннего конфликта.

🌡 Контрперенос: выдерживать невыносимое

Работая с ребёнком, аналитик может почувствовать:

• злость и желание отстраниться;

• беспомощность, раздражение;

• желание быть «хорошим родителем», спасателем;

• скуку или усталость — если фантазмы тяжело символизируются.

📎 В работе с Фрицем Кляйн описывает ситуации, в которых чувствовала себя объектом разрушительных импульсов — и одновременно тем, кто должен остаться «живым», чтобы выдержать и отреагировать.

🛋 Роль аналитика

• Не исправлять, а выдерживать. Даже плохие проекции.

• Не стремиться быть хорошим объектом, а оставаться настоящим.

• Принять агрессию — и не разрушиться.

• Не отвергать, когда ребёнок отвергает тебя. Потому что это и есть его защита от боли.

📌 «Ранний анализ» показывает: перенос — это не украшение терапии, а её ядро. Аналитик становится тем, через кого ребёнок пытается восстановить разрушенное. Если ты вытерпишь — появится шанс, что внутренний объект тоже может быть восстановлен.

🔖 Полный план статей исследования #раннийанализ@kleingroup