Друзья, что такое миф? Это целый мир представлений о том, как устроена реальность. Само слово происходит от древнегреческого μῦθος, что означает «сказание». Отдельные мифы в каждой цивилизации складывались в систему мифологии и служили основой для верований и религий. Миф по своей сути — картина мира, форма мировоззрения, служащая объяснением реальности.
Древнегреческая мифология оказала глубокое влияние на развитие западной культуры. Она зародилась в разных уголках Греции (Аттике, Беотии, Арголиде, Этолии, Фессалии и т. д.), на островах Эгейского архипелага (Крит, Родос, Делос) и в греческих поселениях на западном побережье Малой Азии. Эти мифы служили основой для религиозных практик и обожествления природных явлений, а также воспевали подвиги древних героев, зачастую являвшихся потомками богов.
Миф об Аполлоне и Марсии
Одним из самых известных мифов является история об Апполоне и Марсии. По легенде, богиня мудрости Афина изобрела флейту (также в разных источниках — свирель или авлос), но, увидев свое искаженное отражение во время игры, выбросила ее, прокляв музыкальный инструмент. Его подобрал сатир по имени Марсий, и с тех пор он завоевал репутацию непревзойденного музыканта, привлекая слушателей как людей, так и богов.
Однако гордыня Марсия привела к трагичным последствиям. Он вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона — бога-кифареда, который покровительствует искусству. Они договорились, что победитель сможет сделать с проигравшим всё, что захочет, и в жюри были приглашены музы и известный своей справедливостью царь Мидас.
Марсий исполнил свою партию хорошо, но, к сожалению, не смог превзойти божественного музыканта. Как сообщает Аполлодор Афинский в своей «Мифологической библиотеке», Аполлон начал играть на перевернутой кифаре и затем потребовал от Марсия сыграть так же. Сатир, естественно, не смог выполнить это требование.
После завершения состязания музы объявили Аполлона победителем, в то время как Мидас отдал предпочтение Марсию. В результате царь был наказан разъярённым богом и получил ослиные уши. Что касается Марсия, то Аполлон приказал повесить его за руки и живьем снять с него кожу. Как видите, в мире греческих мифов наказания были не только жестокими, но и зачастую весьма изобретательными.
Момент состязания
Популярность этого мифа в живописи возросла в эпоху Возрождения, когда художники достигли высокого мастерства, и тема состязания с богами стала особенно актуальной. Мифологические сюжеты занимали важное место в работах мастеров Ренессанса. Почему, спросите вы? Потому что античное наследие сыграло ключевую роль в формировании культуры Возрождения. В эту эпоху художники и другие деятели искусства вновь обратились к аспектам и формам, известным еще со времен античности, что и дало название этому движению — «Возрождение» (Ренессанс, что в переводе с французского означает «заново рождённый»).
Итальянский живописец эпохи Возрождения Пьетро Перуджино в работе 1495 г. «Аполлон и Марсий» запечатлел момент музыкального состязания. Человекоподобный Марсий играет на флейте, а Аполлон, с высоты своего положения, наблюдает за ним, опершись на посох. Рядом стоит кифара, а на заднем плане раскинулся живописный средневековый пейзаж.
Перуджино не акцентирует внимание на жестоком финале мифа; для него важнее подчеркнуть красоту человеческого тела. В эпоху Ренессанса господствуют антропоцентрические идеи гуманизма, делающие человека центральной фигурой мировоззрения. Эта картина ярко иллюстрирует интерес художников эпохи Возрождения к человеческому телу.
Нидерландский художник эпохи барокко Корнелис ван Пуленбург в своей картине «Состязание Аполлона и Марсия» 1630 г. также запечатлел момент состязания, но в характерном для барокко стиле, с динамичностью, торжественностью и множеством деталей. В центре композиции находится Аполлон, играющий на кифаре, напоминающей скрипку. Вокруг него собрались слушатели и судьи, активно обсуждающие происходящее.
Действие разворачивается на природе, и Аполлон словно разделяет толпу на две группы: слева находятся музы и сатиры, а справа царь Мидас и Марсий с флейтой в руке. Картина наполнена атмосферой праздника и веселья, создавая ощущение, что все присутствующие движутся под музыку божественного музыканта.
На полотне французского живописца и представителя рококо Ноэля Николя Куапеля «Марсий играет перед Аполлоном и Мидасом» также изображено состязание. Сцена разворачивается на фоне великолепного пейзажа, а в картине отсутствует драматизм, что подчеркивает характерная для рококо идиллическая атмосфера.
Наказание Марсия
Перейдем от состязания Аполлона и Марсия к самому драматичному моменту мифа, а именно: к наказанию.
Итальянский живописец Тициан в своем произведении «Наказание Марсия» запечатлел момент казни. Сатир висит вниз головой, в то время как Аполлон, стоя слева со своим музыкальным инструментом, пронзительно смотрит на свирель, висящую на дереве. Некоторые исследователи считают, что это не Аполлон, а ученик Марсия — Олимпий. Двое неизвестных срезают кожу с несчастного, а справа еще один сатир держит ведро. Также на полотне изображен мальчик с собаками и царь Мидас, задумчиво сидящий в стороне. Искусствоведы полагают, что картина была написана в поздний период творчества Тициана, для которого характерны мрачные оттенки, нечеткий рисунок и уплощение пространства. В чертах Мидаса исследователи находят сходство с поздними автопортретами самого Тициана.
Голландский живописец эпохи барокко Дирк Ясперс ван Бабюрен на своем полотне «Аполлон, срезающий кожу с Марсия» запечатлел момент жуткого триумфа и безумной страсти. Картина пропитана трагизмом и ужасом — только посмотрите на искажённое воплем лицо несчастного Марсия. Аполлон в лавровом венке, отложив свой музыкальный инструмент, с жутким наслаждением срезает кожу с ноги Марсия. Толпа справа, кажется, в неистовстве, либо рыдает, либо смеется — а, возможно, и то, и другое. Всё на картине наполнено движением, даже привязанный за руки и ноги сатир напряжён, как струна.
Итальянский художник эпохи барокко Лука Джордано также не мог обойти стороной ужасающую сцену. В своей картине «Аполлон и Марсий» он изображает кифареда, полностью погружённого в муки своего соперника. Мрачные оттенки придают произведению особую атмосферу, а динамика движений усиливает драматизм ситуации.
Итальянский художник Чекко Браво создал картину «Аполлон, сдирающий кожу с Марсия» в XVII веке, выдержанную в своем характерном стиле. В центре композиции изображены Марсий и Аполлон. У ног Марсия лежит многоствольная флейта, а у Аполлона — кифара. Светлый и привлекательный Аполлон с неистовым усердием срезает кожу с руки Марсия. Эта зловещая сцена оживляется толпой справа, состоящей из муз и сатиров, которые окружили царя Мидаса.
Французский живописец Шарль Андре ван Лоо изобразил вокруг головы Аполлона нимб, а сам покровитель искусств выглядит словно ожившая статуя Леохара. Несколько мужчин затягивают веревки, которыми Марсий привязан к дереву, а сам сатир так напуган предстоящей казнью, что прикусил руку, глядя с ужасом на своего мучителя.
Нидерландский живописец Якоб Йорданс прославился своими сценами из крестьянской жизни и яркими аллегориями. В своей картине «Марсий истязаемый музами» он изобразил момент наказания по-своему: Марсий сидит со связанными руками, а прекрасные музы треплют его за волосы и бороду, создавая своим игривым поведением легкость и непринужденное настроение композиции.
Марсий-виртуоз
Художники не обошли стороной и мастерство Марсия. Итальянский живописец второй половины XVI — начала XVII веков, Аннибале Карраччи, в 1597–1600 гг. пишет картину «Марсий и Олимпий», на которой изображен Марсий со своим учеником. Застенчивый юноша, прижимая к себе флейту, восторженно смотрит на своего учителя, который строго взирает на начинающего музыканта.
Один из главных представителей классицизма, Никола Пуссен на своем полотне «Марсий на Олимпе», около 1626–1628 гг., изобразил виртуоза Марсия в окружении благодарных слушателей-олимпийцев.
Петр Васильевич Басин на своей картине 1821 г. «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели», как и Карраччи изобразил Марсия и его ученика. Мальчик играет на свирели, а его учитель наставляет его. Примечательно, что Марсий сидит на шкуре ягненка. Что хотел сказать автор? Может, это намек на страшную кончину фавна?
Американский художник-символист Элиху Веддер в картине «Молодой Марсий очаровывает зайцев», 1878 г., переносит нас в холодный лес, где юноша с козлиными ногами играет на флейте для своих маленьких друзей. Самозабвенная игра Марсия и то, с каким интересом зайцы смотрят на него, придает композиции невероятную трогательность и нежность, словно и нет жестокого финала этой истории.
Итак, история смертного, бросившего вызов богу, волновала многих художников, и неспроста: сама идея соревнования в мастерстве с богами не может не будоражить чувства творческих людей. И это далеко не все картины на данную тему.
Надеемся, вам было интересно, и вы открыли для себя что-то новое. Напоминаем, что вы можете подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи о культуре и искусстве. Спасибо за внимание, дорогие друзья! Ваша поддержка очень важна для нас! Всех благ и до новых встреч!