Найти в Дзене
GS News

Фильм "28 лет спустя" - возвращение зомби

Оглавление

Делимся нашими впечатлениями от нового фильма "28 лет спустя" режиссера Дэнни Бойла.

Киновселенная Алекса Гарленда сформировалась в 2002-м году с первой картины - "28 дней спустя". Гарленд на тот момент был ее сценаристом, а сборы составили 82,8 млн. долл. США при скромном бюджете в 8 миллионов.

Еще тогда авторы задумались над тем, что главная угроза людям - это они сами со всеми их исследованиями опасных вирусов. Авторы следовали желанию показать, что будет с миром и человечеством, если все это выйдет из под контроля, поэтому ведут отсчет со времени зомби-апокалипсиса, когда все большее число людей превращается в ходячих мертвецов, охотясь за выжившими.

Помимо фирменных особенностей любого ужастика про зомби, картина довольно углубилась в истории своих необычных персонажей. Если исключить из сюжета зомби, то она, вообще, бы напоминала сложную драму об эмоциональных переживаниях героев, которые в этой киносерии, по традиции, выбирают между гуманизмом и жестокостью в сложных обстоятельствах.

Разве что декорации зомби-апокалипсиса позволили обострить все ситуации, добавить страшных моментов, опасных противников, зловещих локаций и тому подобного, но серия продолжала отличаться от тех же аналогичных американских историй, по крайней мере, до популярного сериала "Ходячие мертвецы".

Он взял на заметку эти идеи, показывая героев в мире пост-апокалипсиса, где люди иногда становились более жестокими друг к другу, чем сами зомби. Для подобных драм нашествие зомби - фон вполне выгодный. Можно фантазировать на тему ограниченности пищи и других ресурсов, опасности путешествий, удаленных коммун, где сохранились выжившие, оградив себя от внешних угроз.

Разве что в Америке была подороже "картинка", побольше эффектов и посложнее грим, но британская студия DNA Films не жаловала тогда американский рынок, и даже выпустила первую картину "28 дней спустя" в США на полгода позже, чем в Великобритании.

Это уже потом студия Searchlight, ранее входившая в Fox, а теперь уже в Disney, смекнула, что на популярной европейской драме можно заработать и в США. Тем более, исполнитель главной роли Киллиан Мерфи из Ирландии в Америке хорошо известен.

Сиквел "28 недель спустя" появился в 2007-м году. Сборы тогда составили 65 миллионов долларов, а крошечный бюджет немного подрос до 15 миллионов. Интерес к серии несколько снизился, прежде всего, потому что западные кинематографисты перекормили аудиторию новыми проектами про зомби.

В 2009-м году вышла книга "Гордость и предубеждение и зомби", которую позднее экранизировали, но, пожалуй, это была уже точка, когда многие перестали обращать внимание на любые сюжеты про ходячих мертвецов, кроме того популярного американского сериала, который развивается теперь вширь, благодаря спин-оффам.

Устоять в этой конкурентной среде скромной британской киносерии было непросто, но создатели не сдавались. Тем более, студии Sony удалось уговорить известного в Америке британского режиссера Дэнни Бойла продюсировать целую трилогию продолжений "28 недель спустя".

Вместо обычного третьего фильма и помещения бренда на полку, хитрые продюсеры решили завершить цикл сразу тремя картинами. Долгое время было не очень понятно, как это все будет развиваться: все гадали, вернется ли герой Киллиана Мерфи, который твердо отрицал объемное участие, но говорил, что при определенных условиях может снова появиться на экране со знакомой партией.

"28 лет спустя" - это первый фильм новой трилогии. Его режиссером стал сам Дэнни Бойл. Британские критики, увидевшие его новую работу раньше остальных, наградили постановщика громкими овациями в своих публикациях, но старались не замечать и видимые недостатки премьеры. Картина довольно сложная и специфическая, так сказать, для ценителей жанра, заметно отличаясь от развлекательной продукции Голливуда.

Сразу стоит оговориться, что в новом фильме нет сцен в титрах и Киллиана Мерфи. Вероятно, его участие берегут на финал новой трилогии. Пока же стала ясна сюжетная схема трех картин. Согласно ей, авторы будут показывать разные уголки Великобритании 28 лет спустя зомби-апокалипсиса, где жизнь сложилась очень по-разному.

Континентальная Европа поспешила отгородиться от опустошенной Англии, оккупированной зомби, где уцелевших людей осталось совсем мало. Многие из них спрятались в удаленных местах, до которых зомби еще не добрались.

Картина "28 лет спустя" открывается прологом про персонажа будущего сиквела по имени Джимми. Он родом из Шотландии, и его отец-священник, считая кару человечества заслуженной, жертвует собой во время нашествия зомби, чтобы Джимми мог сбежать, одаривая его крестиком.

Повзрослевший Джимми появляется уже много позже в виде лидера брутального клана, истребляющего ходячих мертвецов жестоким образом, заставляя удивляться, не являются ли его последователи ужаснее, чем сами зомби.

Впрочем, первая картина новой трилогии посвящена не Джимми, а юному Спайку (Альфи Уильямс) из коммуны Линдисфарни. Она при отливе становится неприступным островом, и жителей это защищает от зомби. Мать Спайка, Айла, тяжело больна, и никто не знает, где достать для нее лекарство.

Айлу исполняет Джоди Комер - актриса "Главного героя", "Последней дуэли", чуть было не попавшая в "Наполеона" Ридли Скотта и отказавшаяся от роли злодейки в "Звездных войнах" у Шона Леви.

Отец Спайка, Джейми, стал охотником, и в их коммуне ритуалом взросления становится семейный поход за первыми зомби. Джейми сыграл Аарон Тейлор-Джонсон из картин "Крэйвен Охотник" и "Носферату".

Вернувшись с охоты, Спайк застает отца с другой женщиной, решая сбежать с матерью за внешний периметр в поисках лекарства для нее. Опасная дорога приводит его к встречам с разными персонажами. Например, выжившим военным, отбившимся от боевой группы, Эриком (Эдвин Райдинг), с более опасными и крупными альфа-зомби, а также с врачом-отшельником Иэном Келсоном (Рэйф Файнс).

Иэн для сюжета служит ключом к приключению Спайка, завершая арку истории его больной матери. Он соорудил для себя некое святилище из костей погибших зомби. Уже вовсю идут съемки сиквела "28 лет спустя: Костяной храм" Нии ДаКосты, где должны затронуть историю Джимми, упомянутого выше, или самого Келсона, а, скорее всего, их обоих.

Во всяком случае режиссер Дэнни Бойл подтвердил, что в последующем фильме у Джимми и Келсона будет гораздо больше экранного времени.

В процессе путешествия Спайк узнает, что дети зараженных могут рождаться здоровыми, а найденного по пути младенца забирает в Линдисфарни. Таким образом, персонажами продолжений должны теперь стать сам Спайк, Сэр Джимми (Джек О'Коннелл), доктор Келсон, обезумевший от горя отец Джейми, который не сумел удержать сына в безопасном месте, плюс новые персонажи и возможное участие Киллиана Мерфи, о котором продюсеры, наверняка, давно договорились.

Скромный бюджет третьего фильма киновселенной, в которой также выходили комиксы и романы, составил 60 млн. долл. США, что в разы больше, чем у предыдущих частей. Все это показывает веру продюсеров в силу бренда, который, действительно, сформировался в своем нишевом жанре, привлекая внимание критиков и зрителей.

Дорожное приключение в стиле эскапизма разворачивается в живописных дебрях провинциальной Англиии и немного Шотландии. Декорациями стали остров, горы, леса и все остальное, что можно снимать дешево или бесплатно с минимумом строительства на площадке.

Довольно-таки дорогим для картины оказался сложный грим зомби-статистов. По дружбе, а не за деньги, консультировал по гриму создателей сам великий и ужасный Грег Никотеро, работавший на "Ходячих мертвецах". Его поддержка проекта усилила рекламную кампанию в разы, т.к. за тот сериал он стал известнее некоторых его актеров второго плана.

Желание продолжить свою киносерию у продюсеров развивалось последние 18 лет. Они решали проблемы авторских прав, переход в другую студию, участие Алекса Гарленда, который стал куда известнее в прошлые годы. Все же тандем Гарленда и Бойла вновь вернулся, и это обеспечило продолжению фиременный стиль, близкий фанатам, сочетающий элменты драмы и жестокие страшные сцены в поединках с полчищами зомби.

Бойл даже хотел видеть Гарленда режиссером, но тому всегда ближе роль сценариста, чем работа за камерой, несмотря на наличие и такого опыта. Создателям пришлось выкупить права на киносерию у Disney после поглощения Fox, которой принадлежала Searchlight, чтобы удалось перебазироваться на другую студию.

Новые хозяева в Sony переживают непростые времена и пересматривают свою стратегию в кино. Большой неудачей обернулось желание студии выстроить собственную киновселенную вокруг мира "Человека-паука", но без участия героя Тома Холланда.

"Морбиус", "Мадам Паутина", "Крэйвен Охотник" стали провалами. Трилогия "Веном" с Томом Харди проявила себя получше, в т.ч. благодаря харизме и сценарным усилиям самого актера. Со времен премьеры "Крэйвена" Sony решила закрыть свою Spider-Man Universe, сохранив партнерство с Marvel и работая над фильмом "Человек-паук: Совсем новый день".

Также Sony снова смещает приоритеты в сторону обычных фильмов вместо кинокомиксов. Что же до последних, то пока будет проверена идея сдачи их лицензии в аренду другим компаниям. В частности, Amazon готовит уже нашумевший в рекламе черно-белый сериал "Человек-паук Нуар" с Николасом Кейджем.

Было время, когда у Sony выходило гораздо больше фильмов, а некоторые явно ориентировались на наградной сезон. Основной удар по этому направлению нанесла история с падением с голливудского олимпа продюсера Харви Вайнштайна, который привлекал для компании интересные проекты и их создателей.

Теперь на его место пришли другие, и компания целится на премии снова не только "28 годами спустя", но и будущей драмой "Большое, отважное, прекрасное путешествие" с Колином Фарреллом и Марго Робби.

При переходе серии к Sony актер Киллиан Мерфи сделался со-продюсером. Более явного намека на его возвращение в финале трилогии сложно представить, ведь повышенные сборы сделают его только богаче с этой дополнительной должностью на проекте. Основная часть съемок прошла в Нортумбрии, а сами они заняли лишь 2,5 месяца.

Из необычного - картину, в основном, сняли на iPhone 15 Max. Часть сцен - с помощью экшен-камер, воздушных дронов. Цифровые и кинокамеры использовали по минимуму для отдельных эпизодов. Активно применяли и ручные туристические камеры. Фишкой "28 дней спустя" были именно такие: они позволяли снимать в удаленных, труднодоступных местах, а также управляться со съемкой сцен быстрее, пока действовало разрешение окружных властей.

Снимали в аббатствах, деревнях, маленьких городках и на природе, в т.ч. на том самом Святом Острове (другое название Линдисфарни). Для американских зрителей эта природа - редкий гость на экранах, т.к. голливудское кино часто снимается в декорациях все тех же Атланты, Чикаго, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, за исключением хитрых продюсеров, которые катаются в Лондон, чтобы экономить бюджет, как это было для картины "Человек-муравей 3" и продолжается сейчас для "Мстителей 5-6".

Оператором картины "28 лет спустя" работал Энтони Мэнтл, с которым Бойл снимал еще своего "Миллионера из трущоб". В качестве композитора маэстро Джона Мерфи сменил хип-хоп коллектив из Шотландии под именем Young Fathers. Нам саундтрек фильма не очень понравился, но продюсеры хотели быть модными своим бюджетным триллером от начала и до конца.

Их желание охватить максимально широкую аудиторию показалось еще в первом трейлере, где использовалось прочтение поэмы "Сапоги" Р. Киплинга, написанной в 1903-м году, причем, во варианте исполнения американским актером Тейлором Холмсом в 1915-м. Ролик картины попал в тренды в социальных сетях и набрал 10 млн. просмотров.

В сухом остатке "28 лет спустя" - добротно сделанный и относительно недорогой ужастик про зомби. Высокий ценник бюджета связан больше с оплатой услуг известных актеров. Страшные сценки нападения ходячих мертвецов здесь перемешаны с типично британской драмой в духе наследия Уильяма Шекспира про неудавшихся отцов, страдающих матерей, их храбрых детей, добрых попутчиков и опасности, подстерегающие на каждом шагу странствие главного героя.

Это - гораздо больше, чем можно ожидать от любого американского фильма про зомби с примитивным сюжетом вроде последних частей "Обители зла". В то же время картину не назовешь зрелищной, но у нее есть свой стиль, и адресована она, в первую очередь, немалому числу фанатов вселенной "28 дней спустя", которые увидели в этом киномире предупреждение человечеству о том, что привычная реальность может обрушиться в одночасье и привести к страшным последствиям.

За прошедшие 23 года с момента оригинала можно сказать, что ситуация в этом плане не то, что не улучшилась, а, скорее, даже ухудшилась, и мир явно не стал безопаснее для живущих в нем: он пережил пандемию, экология ухудшается, конфликты на том же Ближнем Востоке не утихают, да и объем ресурсов планеты больше не становится. В общем, как бы история Гарленда про вселенский апокалипсис на примере отдельно взятой Англии случайно не оказалась пророческой с ошибочной датой его старта.

Премьера фильма "28 лет спустя" в мировом кинопрокате состоялась 19.06.2025.

GS: 7.0/10

Текст: GS News.

Наш канал в Telegram:

GS News | Official √

Если Вам понравился материал, поддержите нашу работу донатом:
GameScope_
Или переводом -
Карта ВТБ:
2200240251700544