Найти в Дзене
Православная Жизнь

Зачем Иисус молился, если Он – Бог?

Оглавление

Для многих православных христиан вопрос о молитве Спасителя остается непростым. Как понимать то, что Христос, Сын Божий, Сам Бог по существу – молится Отцу? Кому Он возносит молитвы, если Он Единосущен Отцу, как исповедует Церковь? Неужели это только пример для нас? Или мы видим в этих строках Евангелия нечто большее – прикосновение к глубине Троического бытия и свидетельство о том, каков путь человека, в котором живет Бог?

Эти вопросы требуют внимательного, осторожного размышления. И ответ на них лежит в самом центре христианского вероучения: в тайне Боговоплощения.

Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек

Православная Церковь исповедует, что Иисус Христос есть Лицо второй Ипостаси Святой Троицы – Сын Божий, «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного». Но в то же время – Он стал Человеком, не перестав быть Богом. Вочеловечение Сына Божия не есть видимость, но полнейшее и действительное восприятие человеческой природы, за исключением греха.

Халкидонский Собор в 451 году определил: Иисус – «Един есть и Тот же Сын, Господь наш Иисус Христос, совершенен в Божестве и совершенен в человечестве... в двух природах, неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Это означает, что Христос действительно имел человеческий ум, волю, чувства, тело – и в этом Он ничем не отличался от нас, кроме одного: не имел греха.

Следовательно, когда Христос молится – Он делает это как истинный Человек. Его молитва не притворна и не символична. Она настоящая, полная, сокровенная. Он, как Человек, возносит сердце к Отцу – и тем самым открывает, что молитва есть не признак немощи, а образ совершенного человека.

Именно потому мы видим в Евангелии, как Христос уходит на гору помолиться, как молится в Гефсиманском саду, как благодарит Отца перед чудом, как молится прежде избрания учеников, как со взором, поднятым к небу, произносит первосвященническую молитву (Ин. 17).

Все это – молитва истинного Человека, Который в Своей человеческой природе общается с Отцом.

Но в то же время – и это важно понимать – эта молитва не разрывает внутреннего единства Троицы. Она не ставит Сына в положение ниже Отца по существу. Это не "подчинение" как принижение, а любовь Сына и добровольное послушание.

Молитва Христа – проявление любви и единства с Отцом

Когда мы читаем в Евангелии о том, как Христос молится, важно не представлять себе внутреннего конфликта или раздвоения. Сын Божий не "обращается к Себе", Он как Сын – говорит с Отцом. И в этом общении открывается не слабость, а полнота любви.

В самом существе Святой Троицы – непрерывное, совершенное общение. И Христос, Сын Божий, являя Себя миру, открывает в молитве эту любовь: «Ты послал Меня, и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:23). Молитва Иисуса – не отчет, не просьба о дозволении, а живое участие в бесконечном Богообщении, которое с вечности существует в Троице. В ней – и Сыновнее послушание, и совершенное согласие воли, и глубина Божественного доверия.

Особенно ярко эта тайна открывается в Гефсиманской молитве: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия...» (Мф. 26:39). Эта молитва не свидетельствует о колебании Божественной воли, но о полноте человеческой природы Христа. Он в точности принимает человеческое страдание – страх, скорбь, тяготу смерти – и в этой полноте приносит совершенное послушание: «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

-2

Здесь – высшая точка молитвы: она не просто слова, не просьба об избавлении, а добровольная жертва любви. Христос не отступает перед страданием, а через молитву преодолевает его. Он не желает уклониться от Креста, но добровольно поднимается на него. Это и есть выражение совершенного доверия Отцу, а также – образ для каждого из нас: как человек может пребывать в верности, даже в страшнейших испытаниях.

Молитва Спасителя – это окно в жизнь Троицы, приоткрытое для нас. В ней нет противоречия. Есть Любовь, которая соединяет и дает всему смысл. И мы, слушая эту молитву, понимаем: Христос пришел не просто сказать о Боге, а привести нас в эту Любовь, в это Богообщение, которое Он Сам непрестанно имеет с Отцом.

Христова молитва – путь и призвание для каждого из нас

Молитва Иисуса Христа – это не только свидетельство тайны Божественного бытия. Она – и путь, который Он открыл человеку. Христос молится не потому, что нуждается в помощи, но потому что хочет приобщить нас к живому общению с Богом, показать, что молитва – не форма, не обязанность, а дыхание души.

Вспомним, как ученики сказали Ему: «Господи! научи нас молиться...» (Лк. 11:1). И Он научил – не только словами «Отче наш», но всей Своей жизнью. Его молитвы – пример подлинного сыновства, бесстрашной открытости перед Богом, где нет притворства и ложной стыдливости. В них нет формы ради формы. Есть жажда общения, жертва, любовь. И Он зовет нас: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) – то есть будьте настоящими детьми Отца, не по имени только, но по жизни.

Молитва Спасителя раскрывает и то, как человек должен строить свои отношения с Богом. Без страха, без раболепия, но и не дерзко. С верой, с доверием, с открытым сердцем. Не случайно Христос молился не только в тишине, но и перед важнейшими моментами Своей земной жизни: перед избранием апостолов (Лк. 6:12), перед Своими страданиями (Ин. 17), на Кресте (Лк. 23:46). Молитва сопровождала все. Это значит, что и наша жизнь не должна быть оторвана от молитвы. Не формальной, а настоящей. Не "для галочки", а из самого сердца.

И еще: Христос молился за нас. В Своей первосвященнической молитве (Ин. 17) Он обращался к Отцу, умоляя сохранить учеников, и не только их, но «и верующих в Меня по слову их». Он молился за каждого из нас. И продолжает молиться: «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Его молитва – живая. Это не прошлое событие, а вечная реальность.

-3

Поэтому, когда мы молимся – мы не одни. Мы входим в ту же молитву, в которой пребывает Иисус. Мы приобщаемся Его Сыновству. Мы учимся быть детьми – не только по плоти, но и по духу. И если мы начнем так молиться – не просто читая слова, но встречаясь с Богом – тогда все встанет на свои места. Тогда станет понятно, почему Христос, будучи Богом, молился. Потому что молитва – это жизнь. И где нет молитвы, там нет живого Бога.

🌿🕊🌿

Спасибо, что дочитали до конца!🙏 Мы благодарны за каждый лайк и перепост, читаем каждый ваш комментарий!❤️