Предлагаю удалиться в нью-эйдж и поговорить про музыку, которую писали специально для медитаций, созерцания и размышлений. 30 лет назад вышел второй альбом проекта Deep Forest Boheme, и, как это не часто бывает со вторыми альбомами, оказался лучше встречен аудиторией и стал самым коммерчески успешным в их дискографии.
Слушая этот альбом, а он не сильно-то длинный, невольно начинаешь находить параллели со вторым альбомом Enigma. И это по-своему справедливо. Ведь, забегая вперед, оба проекта оказались втянуты в судебные разбирательства из-за использования сэмплов, оба альбома показали движение вперед и постепенный отказ от идей дебютников.
Что же такого необычного было на альбоме Boheme? Дуэт из электронщиков-продюсеров Мишеля Санчеза и Эрика Муке решил не повторять идеи предшественника, опираясь на творчество африканских пигмеев. Три года потратили музыканты на то, чтобы обновить своё звучание. Менялись вокруг веяния, мода. Если в начале 1990-х это были внушительные хип-хоп ритмы, то теперь подключились клубные биты. Эстетика лаунжа, когда после ночи рэйвов требовалось отдохнуть под что-то одновременно расслабляющее и концентрирующее внимание, требовала новых записей. И Deep Forest, как и в каком-то смысле их конкуренты Enigma, держали руку на пульсе и искали новые созвучия.
К сожалению, от них откололся продюсер Дэн Лаксман. Говорят, не поддержал идею отказа от образцов дебютника. Ведь Санчез и Муке поддержали еще один тренд 1990-х - возрастающий интерес к культуре стран Восточной Европы после падения соцблока привлек внимание и музыкантов к традициям Венгрии, Болгарии, Польши, республик СССР. Было ли это серьезно, или к подобным культурным пластам относились, как к экзотике, не будем сейчас анализировать. Но факт признаем. И именно открывшийся звуковой массив музыки Восточной Европы стал основой для нового альбома Deep Forest.
Комбинация найденных сэмплов полевых записей поющих цыган и венгров вкупе с модными электронными аранжировками, эмбиентом и worldbeat сыграли своё дело. Альбом, к тому же, рассчитан был на искушенных владельцев аудиоаппаратуры, и даже сейчас, спустя тридцать лет, Boheme используют в качестве теста различных усилителей и проигрывателей, знаю не по наслышке. 1990-е позволили соединять вместе разрозненные музыкальные вселенные: на записях певцы, которые порой и не догадывались, что есть эмбиент, даунтемпо или электронная музыка, пели под аккомпанемент синтезаторов и драм-машин. Искусственное соединение давало впечатляющие результаты.
Но, мы отвлеклись на лирику. 12 композиций альбома хоть и придерживаются одного композиционного метода, но всё равно не уходят в пагубное однообразие. Тут есть и почти клубная танцевальная композиция Cafe Europa с балканскими мотивами, и псевдо-классическая Bulgarian Melody, и отличный Worldbeat Bohemian Ballet, и некое подобие трип-хопа в Martha`s Song. Этники не так много, как кому-то, быть может, хотелось. Всё сделано в меру.
Как в случае со вторым альбомом Enigma The Cross of Changes, когда заимствованный без разрешения сэмпл одной тайваньской народной мелодии привел к череде судов, нечто подобное случилось и с Deep Forest. В композиции Freedom Cry звучит голос Кароя Роштаса, известного в Венгрии как Huttyan. Певец - цыган по происхождению,и однажды он был записан французскими этномузыковедами в 1970-х, и записи его пения а-капелла использовались в виде сэмплов Санчезом и Муке. Huttyan был человеком трагической судьбы: в конце 1980-х он стоял и пил пиво около бара в городе Очшод, и к нему подошла полиция, оштрафовав его за незаконное распитие спиртных напитков. Не имея возможности оплатить тысячу форинтов, Роштас попадает в тюрьму, где заболевает и умирает в возрасте 57 лет. У него осталось несколько детей, один из которых был инвалидом.
Когда Boheme была выпущена, количество проданных тиражей превысило миллион. Альбом удостоился премии "Грэмми" в категории "Лучший альбом World Musiс". Сын Роштаса, прикованный к инвалидной коляске, постоянно смотря телевизор дома, наткнулся на трансляцию "Грэмми" и не поверил своим ушам, когда услышал голос своего отца в композиции, звучащей во время награждения. Он и другие наследники немедленно подали в суд и добились творческой компенсации по праву наследства, получив 1500 форинтов. В 1996-м году про Huttyan вышел документальный фильм, где рассказывается эта история.
Но не будем о плохом. Несмотря на то, что в альбоме официально 12 песен, в европейском издании, выпущенном на компакт-диске, появилась тринадцатая бонусная композиция. И это издание порой позиционируют как полноценное. Песня, которую добавили, называлась While The Earth Sleeps. Вокал в ней исполнил Питер Гэбриэл, сам не чуждый Worldbeat-музыке артист.
Композиция звучала в титрах фильма "Странные дни" Кэтрин Бигелоу и Джеймса Кэмерона. Основа мелодии- старая македонская песня "Дали Знаешь, Мили Майко", и в песне звучал сэмпл ее исполнения болгарской певицей Катей Петровой. Гэбриэл эти особенности не знал, и везде называл ее болгарской песней, чем очень обидел македонцев. While The Earth Sleeps отлично дополняет основной трек-лист альбома Boheme, и тем самым вторая пластинка Deep Forest звучала еще полноценнее. А спустя тридцать лет, хоть и кажется устаревшей из-за ритмов и тембров инструментов, всё равно может настроить на созерцательный лад слушателя.
Добро пожаловать! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии! Впереди много интересного!