Найти в Дзене

Иркутск как источник вдохновения

В советской живописи 1950 – 1960-х годов жанр городского пейзажа постепенно менялся. Он становится более камерным и выражает духовный мир автора. В нашем городе как раз в это время продолжала формироваться иркутская художественная школа. Каждый из приезжающих и работающих здесь художников вносил свой вклад в это понятие. И если в годы индустриализации в городском пейзаже преобладала промышленная тема, пафос покорения рек и строительства ГЭС, то позже, в шестидесятые, творческий вектор смещается на тематические виды и пейзажи настроения. В большинстве своём это уже работы не заказного характера, а камерные, отражающие настроение, мироощущение художника. Мы продолжаем разговор об Иркутске в живописи с искусствоведом Анной Потаповой. Екатерина САНЖИЕВА В годы Великой Отечественной войны в стране был востребован в основном жанр графики: в Иркутске работала мастерская «Окна ТАСС», где художники создавали агитплакаты. Задачей сотрудников было реагировать на последние сводки с фронта и переск
Оглавление
Картина из фондов Иркутского художественного музея
Картина из фондов Иркутского художественного музея

В советской живописи 1950 – 1960-х годов жанр городского пейзажа постепенно менялся. Он становится более камерным и выражает духовный мир автора. В нашем городе как раз в это время продолжала формироваться иркутская художественная школа. Каждый из приезжающих и работающих здесь художников вносил свой вклад в это понятие. И если в годы индустриализации в городском пейзаже преобладала промышленная тема, пафос покорения рек и строительства ГЭС, то позже, в шестидесятые, творческий вектор смещается на тематические виды и пейзажи настроения. В большинстве своём это уже работы не заказного характера, а камерные, отражающие настроение, мироощущение художника.

Мы продолжаем разговор об Иркутске в живописи с искусствоведом Анной Потаповой.

Екатерина САНЖИЕВА

Старый парк Степана Гвоздева

В годы Великой Отечественной войны в стране был востребован в основном жанр графики: в Иркутске работала мастерская «Окна ТАСС», где художники создавали агитплакаты. Задачей сотрудников было реагировать на последние сводки с фронта и пересказывать их художественным языком. Живописных работ в это время создаётся мало, что и понятно — многие иркутские художники ушли на фронт. В коллекции Иркутского художественного музея всё же есть небольшая работа Степана Гвоздева «Старый парк зимой». На полотне — уголок Иркутска военного времени. Вероятно, на картине изображён деревянный павильон с небольшими куполами, стоявший в Александровском саду вплоть до 1950-х годов. Война накладывала отпечаток и на город, и на его восприятие: любимое место отдыха иркутян (ныне — бульвар Гагарина) выглядит серым, сумрачным и неухоженным.

Степан Гвоздев. Парк зимой. 1944
Картина из фондов Иркутского художественного музея
Степан Гвоздев. Парк зимой. 1944 Картина из фондов Иркутского художественного музея

Степан Гвоздев родился в Бирюсинске. После школы его направили на учёбу в Иркутский изопедтехникум «как активного комсомольца и имеющего талант». Учился Степан у Ивана Копылова и Николая Шабалина. В 1932 году Степан Гвоздев завершил учёбу и был направлен учителем рисования в железнодорожную школу на забайкальской станции Борзя. В 1935 году он прибыл со службы в Иркутск и в студии Товарищества «Художник» устроил показ своих этюдов и рисунков. Работал художник в реалистической традиции. Оставил после себя пейзажи Сибири, отличающиеся нежностью и напевностью.

Город, увиденный из окна

Алексей Жибинов — художник своеобразный, яркий, с трагической судьбой. Его имя вошло в «Энциклопедию русского авангарда», а творчество по сей день вызывает споры среди искусствоведов. Со своим пониманием искусства он не смог влиться в русло послевоенного времени. В архиве Иркутского художественного музея хранятся фронтовые письма Алексея Петровича. Во многих из них Жибинов признаётся, как он мечтает вернуться домой и заняться искусством. «…Полтора года я не брал в руки красок и кистей. Полтора года душа моя не знает покоя. Сердце разрывается от желания работы…», — написал он своей жене Вере Заорской.

Алексей Жибинов. Ангара.1952
Картина из фондов Иркутского художественного музея
Алексей Жибинов. Ангара.1952 Картина из фондов Иркутского художественного музея

Вернувшись с фронта, Алексей Петрович с жадностью берётся писать картины. Но в стране начинается кампания против формализма и космополитизма в искусстве. А у Жибинова, учившегося у авангардиста Филонова, было мало картин реалистической направленности. Его послевоенное полотно «Офицер, сдерживающий коня» вызвало шквал критики, ведь работа была выполнена в стиле, близком «мистику Филонову — врагу реалистического восприятия и изображения действительности». Так написали в разгромной статье критики о творчестве художника. Алексей Петрович страдал от этого неприятия, поэтому и его работы наполнены внутренним трагизмом. Клеймо «врага реализма» было поставлено, из-за чего выставляться Жибинов перестал.

Художник пытается перестроиться и писать в реалистической манере. Остался небольшой этюдный пейзаж «Иркутск. Ангара», где изображён район бывшего Угольного причала, нынешняя Цесовская набережная. И всё же в реализме он не чувствует себя «в своей стихии».

Жибинов поступает на работу в Иркутское художественное училище. Ему, как человеку с неоконченным художественным образованием, доверяют лишь первые курсы. Из-за работы он чувствует недостаток в пленэрных впечатлениях, ему хочется выходить на воздух и работать. Но времени остаётся мало, поэтому он пишет пейзажи из окна. Получаются работы, где на первом плане натюрморт, а на втором — городской вид за окном. Пишет Жибинов центр Иркутска: какое-то время жил художник у родственников своей покойной жены в усадьбе купцов Демьяновских, что была на пересечении улиц Свердлова и Степана Разина.

Иркутск за окном вполне узнаваемый, хотя и написан немного в наивной манере. Прекрасен натюрморт с багульником или с гипсовым бюстом и палитрой. Есть маленький пейзаж, где изображён фрагмент здания краеведческого музея. Выписано здание во всех подробностях, но главное в этом пейзаже — звенящее летнее настроение: зелёные деревья, солнечные блики, тени на асфальте.

В 1955 году, не дожив до пятидесятилетия, из-за творческой невостребованности Алексей Жибинов добровольно уходит из жизни. В тот день он отправился на занятия в училище, оставив дома записку: «Без работы я жить не могу, а работать мне не дают! Прощайте!». Тело Алексея Жибинова нашли в Кайской роще.

Героика трудовых будней

Середина 1950 годов. В стране полным ходом идёт индустриализация. В 1956 году проходит в Иркутске большая творческая конференция художников Сибири и Дальнего Востока. Кураторы, приехавшие из Москвы, с трибун говорят о том, что художники Сибири должны в первую очередь освещать трудовые индустриальные темы. Например, строительство ГЭС. Эта конференция стала своеобразной репетицией Всесоюзного съезда художников в 1957 году. Сибирские художники должны на своих полотнах показывать, что их край — на передовой трудовых подвигов.

Художник Виталий Рогаль одним из первых откликнулся на этот призыв, он стремится запечатлеть взаимодействие человека и окружающей среды. Виталий Сергеевич состоялся как мастер индустриального пейзажа.

Одной из главных тем Рогаля в тот период было строительство Иркутской ГЭС. «Рассвет над Ангарой» — одна из его значимых работ. На полотне — река во время перекрытия: горы грунта, краны и машины на заднем плане, речная гладь, занимающаяся заря. И если бы не техника, шагающий экскаватор, пейзаж получился бы вполне академичным. Шагающий экскаватор был в то время новинкой, и Рогаль это чудо техники выписывает во всех подробностях, воспевая его в пейзаже.

Ещё одна масштабная работа — «Покорение Ангары». Это, по сути, живописный репортаж с места событий. Художник увековечил перекрытие реки, которое происходило буквально за два дня. Подходили КАМАЗы с грунтом, действовали слаженно и оперативно. Вроде бы это заказная работа, однако она ценна не только как документ, но и с художественной точки зрения: узнаваемое место, красивая природа, динамичная композиция, пена на волнах, река написана как мощная стихия, которую сложно обуздать. На картине Рогаля «Сибирские огни» — уже введённая в эксплуатацию ГЭС в вечернем освещении. Эпичные полотна воспевают героику трудовых будней сибиряков.

Строительство ГЭС было событием всесоюзного масштаба. В Иркутск приезжали художники из других городов и республик. Например, Анатолий Тимофеев из Москвы, студент Суриковского художественного института, приезжал сюда во время подготовки дипломной работы. В музее имени В. П. Сукачёва остались несколько его натурных этюдов: «Утро на стройке», «Шагающий экскаватор», «Ночь на Ангаре», «Минские самосвалы»…

В 1956 году Тимофеев написал картину «Весна на Ангаре». Сегодня картина находится в музее Академии художеств. На фоне индустриального пейзажа запечатлён жизненный лирический сюжет: девушки-строители разговаривают со строителями-мужчинами. Букет цветущей черёмухи в грузовичке добавляет работе романтичности. Написана она в соцреалистической манере и напоминает сцену из советского фильма той поры.

Александр Крылов. Дорогие реликвии. 1967
Картина из фондов Иркутского художественного музея
Александр Крылов. Дорогие реликвии. 1967 Картина из фондов Иркутского художественного музея

В 1947 году в Иркутск по распределению из Ленинградского института имени В. Репина приехал художник Александр Крылов. До начала шестидесятых он преподаёт в Иркутском художественном училище. В музее хранится его работа «Дорогие реликвии» — натюрморт на фоне пейзажа, где из окна виден салют в честь Дня Победы над Иркутском. На первом плане — стол, и на нём лежат военная карта, фронтовое письмо, планшет, боевые награды.

Пейзажи настроения Анатолия Костовского

К 1960-м годам отходит время парадного ликующего стиля, воспевающего труд советского человека. В отечественном искусстве появляется новое веяние — суровый стиль. Художники показывают обратную сторону трудовых свершений — преодолений, трудностей. Эти перемены связаны со смертью Сталина и началом хрущёвской оттепели. Художники начинают чувствовать себя свободнее и пробуют новый язык в искусстве.

Часто мастера сурового стиля придают монументальность, значительность, величественность своим произведениям, при этом избегая пафосности и праздничности социалистического реализма. В это время и сформировался стиль художника, выпускника Иркутского художественного училища Анатолия Костовского.

Анатолий Костовский. Памятники архитектуры. 1965
Картина из фондов Иркутского художественного музея
Анатолий Костовский. Памятники архитектуры. 1965 Картина из фондов Иркутского художественного музея

Основной жанр в творчестве Костовского — городской пейзаж. Полотна художника часто драматичны и философичны. У него преобладает пейзаж настроения, состояние природы осмысляется как выражение движений души автора. Живописец влюблён в старинные улочки, деревянные дома Иркутска. Недаром Анатолий Костовский признавался: «Всем, что есть во мне от художника, я обязан Иркутску. Его старые бревенчатые домишки научили меня видеть цвет во всем богатстве и сложности взаимоотношений. Они подсказали мне и живопись, и колорит — тот сибирский неповторимый колорит, который я не встречал нигде больше. Когда смотришь на старые дома, ворота и представляешь, сколько веков прошумело над ними… Прошлое всегда помогает понять настоящее».

Анатолий Костовский. Осенний Иркутск
Картина из фондов Иркутского художественного музея
Анатолий Костовский. Осенний Иркутск Картина из фондов Иркутского художественного музея

Деревянное наследие, храмы в шестидесятые годы находились в неприглядном состоянии. Поднимая темы утраты исторического наследия, Костовский становится другом Иркутского отделения общества охраны памятников. Его картина «Памятники архитектуры» написана в 1965 году. В самом названии слышится некоторая горечь и ирония: собор Богоявления выглядит обветшало и заброшено. Польский костёл тоже смотрится безжизненно.

Появлению этой работы предшествовали следующие события. В пятидесятые годы вели разговор о сносе Богоявленского собора и Спасской церкви. Потребовалось мнение эксперта. В 1959 году в Иркутск приехала Галина Оранская — историк, этнограф, архитектор-реставратор, а впоследствии создатель и главный архитектор музея «Тальцы» и историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске». Оранская осмотрела памятники и вынесла вердикт — храмы нужно сохранить и реставрировать, благодаря чему эти архитектурные шедевры были спасены. Позже собор Богоявления был отдан Иркутскому художественному музею под один из его филиалов, а Спасская церковь — областному краеведческому музею.

Анатолий Костовский. Подгорная. 1985
Картина из фондов Иркутского художественного музея
Анатолий Костовский. Подгорная. 1985 Картина из фондов Иркутского художественного музея

В работах Анатолия Костовского чувствуется экспрессия, в них много энергии. В его полотнах «Зимний день», «Подгорная», «Мокрые крыши», «Март в Иркутске», «Город детства» читается послание: красота старого города не должна исчезнуть.

Анатолий Костовский, Владимир Кузьмин. Ангарский мост. 1963
Картина из фондов Иркутского художественного музея
Анатолий Костовский, Владимир Кузьмин. Ангарский мост. 1963 Картина из фондов Иркутского художественного музея

Прекрасен пейзаж, написанный Анатолием Костовским в соавторстве с Владимиром Кузьминым. На нём запечатлён вид с Глазковской горы на центральную часть города. Это урбанистический пейзаж со спешащими трамваями, кусочком железной дороги, дымом из труб, бегущимилюдьми. А вдалеке, за мостом — купола церкви…

Романтичный Иркутск Владимира Кузьмина

Владимир Кузьмин всю жизнь любил Иркутск, он стал для него постоянным источником вдохновения. На полотнах Кузьмина город предстаёт во всём своеобразии: старые дома, улицы, церкви, площади и набережная. Прошлые века и современность в его картинах соединились и сжились, отражая неповторимость Иркутска.

В художественном музее хранится автопортрет Владимира Кузьмина. На полотне он запечатлён с этюдником и палитрой. Работал на натуре он даже зимой, гулял по городу и искал материал для своих картин — таким он и запомнился иркутянам. Художнику нравилось общаться с горожанами, которые подходили и задавали вопросы, связанные с его творчеством. В работах мастера сплетаются реализм, примитивизм и лиричность, делая его манеру очень узнаваемой.

Владимир Кузьмин. Зимний город. 1966
Картина из фондов Иркутского художественного музея
Владимир Кузьмин. Зимний город. 1966 Картина из фондов Иркутского художественного музея

«Утро зимнего Иркутска» — пейзаж с Крестовоздвиженской церковью, окружённой деревянными домиками. «Улица Подгорная» — вид с развешанным во дворике бельём и жёлтыми летящими листьями. Или «Зимний Иркутск» — тонкий невесомый пейзаж. Как и Анатолий Костовский, Владимир Кузьмин с детства впитал любовь к деревянному старому городу, к его неровным дорогам и небольшим кварталам. Художник запечатлел любимый город разным: романтичным, уютным, туманно-дождливым, заснеженным.

Как видим, в 1960-е годы художники пишут город, что называется, по велению души. Тема городского пейзажа становится основной для многих живописцев. Авторы стараются уловить уходящее очарование старины, сохранить на своих полотнах исчезающий Иркутск с его бесчисленными деревянными домиками, неширокими улицами и луковками церквей.

Оригинал материала