Их первое знакомство состоялось в октябре 1955 года на одной из вечеринок у Лили Брик. Майя Плисецкая вспоминала:
«Родя произвёл на меня сильнейшее впечатление. Светло-рыжие волосы, голубые глаза, атлетическая фигура — очень обаятельный. А когда он сыграл "Левый марш", я была очарована. Настоящий музыкальный гений».
Родион Щедрин тоже запомнил этот вечер: «Роскошные рыжие волосы, огромные зелёные глаза — в них можно было утонуть. Майе было 29, мне — 22. Но разница в возрасте нас не волновала». Оба признавались: между ними что-то промелькнуло, но чувства тогда не разгорелись.
Их настоящая история началась почти три года спустя. За это время многое изменилось: Майя даже успела выйти замуж — правда, ненадолго. Её брак с Марисом Лиепой продлился всего три месяца. Он был младше её на 11 лет. А весной 1958-го Щедрин снова увидел Плисецкую — на сцене, в спектакле «Спартак». Именно тогда вспыхнула любовь, которая стала судьбой.
В тот вечер он позвонил ей и напросился на репетицию. Она как раз готовилась к постановке балета "Конёк-Горбунок"— музыка Щедрина, образы сказочные, работа кипит. Там она и растворилась без остатка. В обтягивающем французском трико она выглядела потрясающе и, кажется, сама была влюблена в своё отражение.
Позже он снова позвонил — предложил прокатиться по вечерней Москве. С этой встречи они уже не расставались.
Летом он пригласил её в Карелию — в отпуск, вдвоём, подальше от всего. То было лето, полное счастья и шороха листвы. Они жили в крошечном домике среди валунов, прямо в лесу. Одна единственная комната — всего семь метров, а вместо ванны — Ладожское озеро. Комары кусали безжалостно, но оба светились радостью — они были по-настоящему счастливы.
В сентябре стало ясно: Майя ждёт ребёнка. Свадьбу сыграли сразу. Но вскоре балерина, любимица публики, избавилась от беременности. Она объясняла это просто: хотела танцевать, была в отличной физической форме — не чувствовала готовности к материнству. «Ещё успею родить», — говорила она.
Щедрин тогда тяжело переживал её решение, но смирился — так захотела любимая. Позже он не раз говорил, что жалеет только об одном: что не настоял, не удержал, позволил ей прервать беременность. Балет требует безупречной формы, а материнство, увы, почти всегда меняет тело. Многим балеринам это стоило карьеры.
Прошлое... туда редко хочется заглядывать. Там уже ничего не исправить. Больше детей у них не было. Впрочем, они, казалось, не страдали от этого. Жили друг другом, понимали с полуслова, с полувзгляда. Их объединяла не только любовь, но и удивительная гармония.
С материальной стороной проблем не возникало. Просторная четырёхкомнатная квартира в самом центре Москвы, загородная дача в Подмосковье, коттедж у моря в Прибалтике, коллекция дорогих автомобилей, дизайнерская одежда, путешествия за границу и обслуживающий персонал — их быт был безупречен.
Композитор одаривал её не только бриллиантами — он дарил ей балеты. «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка», «Кармен-сюита» — каждый спектакль был признанием в любви, застывшим в музыке и движении.
Они были счастливы. Хотя искушений избегать не удалось — у обоих случались мимолётные увлечения. Но всё заканчивалось быстро, и они неизменно возвращались друг к другу. Потому что важнее их союза не было ничего.
Но потом в жизни двух мировых знаменитостей появилась третья...
Среди близкого круга Майи Плисецкой была известная актриса немецкоязычного кинематографа Мария Шелл, уже добившаяся громкого успеха в кино. На тот момент она блистала в фильме «Белые ночи» — итальянской экранизации произведения Фёдора Достоевского, снятой мастером европейского кино Лукино Висконти.
Мария искренне восхищалась Плисецкой, но в то же время питала глубокие чувства к её супругу. Позднее, в своих мемуарах, она открыто рассказала об этой любви. Однако и тогда для многих было очевидно: актриса состояла в продолжительном романе с выдающимся российским композитором.
Несмотря на искреннюю симпатию и творческое уважение, две талантливые женщины оказались по разные стороны чувства, которое не знало компромиссов. Уверенная в себе, яркая актриса решила бороться за любовь — и не отступала, даже когда борьба растянулась на годы.
В 1990 году супруги перебрались в Германию. Мария Шелл, не скупясь на проявления чувств, подарила возлюбленному просторную студию и передала ему с Майей свою фешенебельную мюнхенскую квартиру.
Шелл привыкла добиваться желаемого — как в жизни, так и в любви. Она была уверена: рано или поздно композитор сделает выбор в её пользу. Их роман развивался стремительно, с эмоциональными всплесками и взаимной страстью. Мария была готова отдать ему всё — и душу, и дом, и судьбу. Её любовь была безрассудной, почти фанатичной. И, казалось, он отвечал ей тем же: клялся в вечной преданности, говорил о разводе с Плисецкой и строил планы на совместное будущее.
Осенью 1991 года он вылетел в Испанию, где в тот момент гастролировала Плисецкая, чтобы окончательно расставить приоритеты. Он пообещал Шелл, что вернётся через пять дней, и с этого момента они с Марией будут вместе.
Мария Шелл ждала. Она ежедневно записывала в дневник строчки надежды: он вернётся, он не мог забыть, всё ещё возможно. Но Родион Щедрин не только не приехал — он даже не позвонил.
Когда Мария осознала, что проиграла — что Майя осталась в его жизни, а она осталась за её пределами — она решилась на отчаянный шаг, выпив невероятную дозу снотворного. Попытка самоубийства едва не стоила ей жизни. Врачи буквально вырвали её с того света, но случившееся отразилось на психике актрисы. С Щедриным после этого она больше не встречалась. Он просто исчез из ее жизни. Исчез навсегда.
О произошедшем Родион узнал из газет.
«Когда с Марией случился душевный кризис, меня уже три месяца не было в Германии. Обо всем я узнал в Англии из газет. Так что в этом смысле у меня есть алиби» - рассказывал композитор в одном из интервью.
Он сожалел, но понял: его сердце давно сделало выбор. Оно принадлежало только Майе.
«Это был союз, который невозможно было разорвать, — вспоминал Азарий Михайлович Плисецкий, брат балерины. — Никто не мог встать между ними».
Майя Плисецкая ушла из жизни тёплым майским днем 2015 года — от инфаркта, в той самой квартире, которую когда-то отдала им с супругом соперница.
«Я безмерно благодарен Небу и Судьбе, связавших наши с ней жизни воедино. Мы познали Счастье. Мы познали Любовь. Мы познали Нежность».— написал Родион Щедрин в своих мемуарах.
Также смотрите: