Найти в Дзене

Отец проявил плёнку сына и увидел только чёрные снимки. Жуткая правда о "фотографиях звуков" потрясла всю семью

Лёша Морозов нашел дедушкин фотоаппарат на третий день после переезда. Старенький "Зенит" лежал в коробке с пыльными альбомами, завернутый в мягкую тряпочку. Восьмилетний мальчик осторожно взял его в руки, покрутил колесики, послушал, как щелкает затвор.

— Мам, а этот фотоаппарат работает? — спросил он, показывая находку.

Елена Викторовна оторвалась от разбора вещей.

— Работает, наверное. Только пленки к нему нет. Да и не нужны тебе эти старые штуки — у нас же телефон есть.

— А можно я его возьму? Просто так, поиграть?

— Бери, конечно. Только аккуратно, это память о дедушке.

Лёша кивнул и унес фотоаппарат в свою комнату. Новая квартира пока не стала родной — все чужое, незнакомое. Во дворе тоже никого не знал. А дедушкин "Зенит" был как кусочек прежней жизни.

Вечером, когда родители занимались распаковкой, Лёша взял фотоаппарат и вышел во двор. Хотелось просто походить, посмотреть на новое место через видоискатель.

Двор был большой, с детской площадкой и скамейками. Лёша "фотографировал" качели, горку, клумбы с цветами. Щелчок затвора успокаивал — как будто он действительно что-то снимал, сохранял для памяти.

— Мальчик, а что ты делаешь? — окликнул его чей-то голос.

Лёша обернулся. На скамейке сидел пожилой мужчина с тростью. Лицо у него было добрым, но глаза смотрели как-то мимо.

— Фотографирую, — ответил Лёша.

— А что фотографируешь?

— Двор. Качели. Цветы.

— Интересно, — улыбнулся мужчина. — А покажешь потом фотографии?

— Там пленки нет, — честно признался Лёша. — Я просто так щелкаю.

— Понятно. А меня зовут Иван Петрович. Я в третьем подъезде живу.

— А меня Лёша. Мы только переехали.

— Добро пожаловать в наш двор, Лёша.

Мальчик хотел что-то ответить, но тут мама позвала его домой. Он попрощался с Иваном Петровичем и побежал к подъезду.

На следующий день Лёша снова взял фотоаппарат и пошел гулять. Иван Петрович опять сидел на той же скамейке.

— Привет, Лёша! Опять фотографируешь?

— Привет! Да, хожу с дедушкиным фотоаппаратом.

— А дедушка фотографом был?

— Не знаю. Он умер, когда я маленький был.

— Понятно. А ты любишь фотографировать?

— Люблю. Только пленки нет.

Иван Петрович задумался.

— А знаешь что, Лёша? А ты попробуй фотографировать звуки.

— Как это?

— Ну, услышишь интересный звук — и щелкай. Птичку, например, или как ветер шумит.

— А зачем?

— А потом расскажешь мне, что "сфотографировал". Я ведь не вижу, зато хорошо слышу.

Лёша посмотрел на дедушку внимательнее. Действительно, глаза у него были какие-то неподвижные.

— Вы слепой?

— Да, сынок. Уже много лет.

— А как вы живете?

— Привык уже. Зато у меня очень хороший слух. Я могу определить по звукам, что происходит вокруг.

— Правда?

— Правда. Вот сейчас, например, слышу, как на площадке дети играют. И собака где-то лает. И автобус проехал по улице.

Лёша прислушался. Действительно, все эти звуки были.

— Здорово! А вы хотите, чтобы я вам рассказывал, что вижу?

— Очень хотел бы. Особенно если ты будешь "фотографировать" звуки.

С тех пор Лёша каждый вечер приходил к Ивану Петровичу с фотоаппаратом. Услышит интересный звук — щелкает затвором и запоминает.

— Иван Петрович, я сфотографировал, как воробьи чирикают на дереве!

— А много их было?

— Штук пять. Они так смешно прыгали по веткам!

— А какое дерево?

— Береза. Листья желтые-желтые.

— Красиво, наверное.

— Очень красиво!

Или:

— А еще я сфотографировал звук автобуса!

— Какого автобуса?

— Красного. Он останавливался на остановке, и двери так громко открывались — хлоп!

— А люди выходили?

— Выходили. Бабушка с сумками и дядя в костюме.

Иван Петрович слушал внимательно, кивал, улыбался. А Лёша чувствовал себя настоящим фотографом.

Но дома родители начали беспокоиться.

— Лёша, где ты пропадаешь каждый вечер? — спросила мама.

— Гуляю во дворе.

— А что делаешь?

— Фотографирую.

— Чем фотографируешь? У тебя же пленки нет.

— Дедушкиным фотоаппаратом. Просто так.

Елена Викторовна нахмурилась. Что-то ей не нравилось в этих прогулках сына.

А через несколько дней к ним домой пришла соседка из второго подъезда.

— Простите, — сказала она, — а ваш мальчик не фотографирует в наши окна?

— Как это? — не поняла Елена Викторовна.

— Ну, стоит под окнами и щелкает фотоаппаратом. Мы с мужем уже несколько раз видели.

— Лёша! — позвала мама сына.

— Что?

— Ты фотографируешь в чужие окна?

— Нет! — возмутился мальчик. — Я звуки фотографирую!

— Какие звуки?

— Ну... как у тети Маши телевизор работает. Или как дядя Петя на балконе молотком стучит.

Елена Викторовна извинилась перед соседкой и закрыла дверь.

— Лёша, нельзя подглядывать в чужие окна!

— Я не подглядываю! Я звуки слушаю!

— Зачем тебе звуки?

— Для Ивана Петровича. Он слепой, и я ему рассказываю, что происходит.

— Какой Иван Петрович?

— Из третьего подъезда. Мы с ним дружим.

Мама задумалась. С одной стороны, помогать слепому человеку — это хорошо. С другой стороны, соседи жалуются...

Вечером она рассказала мужу о разговоре с соседкой.

— Андрей, а что если Лёша правда что-то не то делает? Может, он думает, что фотографирует, а на самом деле подглядывает?

— Не знаю, — пожал плечами отец. — Надо разобраться.

— А помнишь, в кладовке дедушкины пленки остались? Может, вставим одну в фотоаппарат и посмотрим, что он снимает?

— Хорошая идея.

На следующий день, пока Лёша был в школе, Андрей Сергеевич нашел в кладовке коробку с фотопленками. Выбрал одну, вставил в "Зенит".

— Лёша, — сказал он вечером, — я тебе пленку в фотоаппарат вставил.

— Правда? — обрадовался мальчик. — Теперь я по-настоящему буду фотографировать!

— Только аккуратно. Пленка одна.

Лёша кивнул и побежал во двор.

Через неделю пленка закончилась. Андрей Сергеевич отнес ее в фотолабораторию.

— Что-то странное у вас тут, — сказал фотограф, показывая готовые снимки. — Почти все кадры черные или очень размытые.

Андрей Сергеевич посмотрел на фотографии. Действительно, большинство были просто черными пятнами. Несколько — размытыми полосами. И только одна была четкой, но на ней была какая-то стена.

— Наверное, ребенок баловался, — объяснил он фотографу.

Дома он показал снимки жене.

— Странно, — сказала Елена Викторовна. — Что это может быть?

— Не знаю. Надо у Лёши спросить.

Но когда они показали фотографии сыну, тот очень расстроился.

— Они же все черные! — воскликнул он. — Как же я теперь Ивану Петровичу покажу?

— Лёша, а что ты фотографировал? — спросил папа.

— Звуки! Как вы не понимаете!

— Но звуки нельзя сфотографировать.

— Можно! Иван Петрович сказал!

— Сынок, объясни нам толком, что происходит.

И Лёша рассказал. Про Ивана Петровича, про то, как они дружат, про "фотографирование" звуков.

— Понимаете, — объяснял он, — Иван Петрович не видит, но очень хочет представить, как выглядят звуки. А я ему помогаю.

— Как помогаешь?

— Слышу звук, фотографирую его и потом рассказываю, что видел.

— А зачем фотографировать, если можно просто рассказать?

— Иван Петрович говорит, что так интереснее. Как будто я ему настоящие фотографии показываю.

Родители переглянулись. Получается, сын действительно помогает слепому соседу, а не хулиганит.

— А можно мы познакомимся с Иваном Петровичем? — спросила мама.

— Конечно! Пойдемте, он сейчас на скамейке сидит.

Они вышли во двор. Иван Петрович действительно сидел на своем обычном месте.

— Иван Петрович! — позвал Лёша. — Это мои родители пришли!

— Очень приятно, — улыбнулся старик. — Лёша мне много о вас рассказывал.

— И нам о вас, — сказала Елена Викторовна. — Спасибо, что дружите с нашим сыном.

— Это мне спасибо надо говорить. Лёша — замечательный мальчик. Такой внимательный, такой добрый.

— А правда, что он вам звуки "фотографирует"?

Иван Петрович засмеялся.

— Правда. Знаете, когда человек не видит, он по-другому воспринимает мир. Через звуки, запахи, прикосновения. А Лёша помогает мне "увидеть" то, что я слышу.

— Как это?

— Ну, например, он "сфотографировал" вчера, как дети на площадке смеются. А потом рассказал мне, что там трое ребятишек качаются на качелях, и у одной девочки красивые косички развеваются на ветру. Я слышал смех, а благодаря Лёше представил всю картинку.

— Понятно, — кивнул Андрей Сергеевич. — А соседи жаловались, что он под окнами фотографирует.

— Да, бывает. Но он не подглядывает, поверьте. Он слушает звуки из квартир и пытается понять, что там происходит. А потом мне рассказывает.

— Иван Петрович, — сказал Лёша, — а я вам фотографии принес! Правда, они получились черные.

— Покажи.

Мальчик достал снимки. Иван Петрович взял их в руки, ощупал пальцами.

— А знаешь, Лёша, мне кажется, они получились правильные.

— Как правильные? Они же черные!

— А звуки какого цвета?

Лёша задумался.

— Не знаю. Разного, наверное.

— Вот именно. А темнота — это тоже цвет. Цвет тишины.

— Правда?

— Правда. Вот эта фотография, — Иван Петрович показал на самую черную, — это, наверное, ночная тишина?

— Да! Я ее фотографировал поздно вечером, когда все спали.

— А эта размытая — наверное, ветер?

— Ветер! Он листья на деревьях шевелил!

— Видишь, как хорошо получилось. У меня теперь есть фотографии звуков.

Лёша просиял.

— Иван Петрович, а можно я вам альбом сделаю? С подписями?

— Конечно можно.

Дома Лёша попросил у мамы альбом для фотографий и стал вклеивать свои черные и размытые снимки. Под каждым писал крупными буквами: "Смех детей на качелях", "Шум автобуса", "Ночная тишина".

— Мам, пап, — сказал он, когда альбом был готов, — а можно купить еще пленок? Я хочу больше звуков сфотографировать.

— Лёша, а может, лучше цифровой фотоаппарат? — предложил папа. — У дедушки есть еще один, маленький.

— А к нему можно звук записывать?

— Можно. Там есть функция записи.

— Здорово! Тогда я буду и фотографировать, и записывать!

Андрей Сергеевич достал дедушкин цифровой фотоаппарат, показал сыну, как им пользоваться.

— Смотри, здесь кнопка записи звука. Нажимаешь — и записывается то, что ты слышишь.

— А потом можно прослушать?

— Можно.

Лёша был в восторге. Теперь он мог не только "фотографировать" звуки, но и записывать их по-настоящему.

На следующий день он принес Ивану Петровичу новый фотоаппарат.

— Смотрите, теперь я могу записывать звуки!

— Как интересно! Покажи.

Лёша нажал кнопку воспроизведения. Из маленького динамика донеслось чириканье воробьев.

— Это я вчера записал! Воробьи на березе сидели!

— Замечательно! — обрадовался Иван Петрович. — Теперь я не только представляю звуки, но и слышу их снова.

— А еще я записал, как ветер шумит!

— Включай!

Из фотоаппарата послышался шум листвы.

— Красиво, — сказал Иван Петрович. — А знаешь что, Лёша? А давай устроим выставку!

— Какую выставку?

— Выставку звуков нашего двора. Ты будешь записывать разные звуки, а мы повесим объявления, пригласим соседей послушать.

— А они захотят?

— Думаю, захотят. Многие даже не замечают, какие интересные звуки их окружают.

Лёша загорелся идеей. Целую неделю он ходил по двору с фотоаппаратом, записывая все подряд: как скрипят качели, как журчит вода в фонтанчике, как мурлычет дворовая кошка.

А родители тем временем помогали Ивану Петровичу организовать выставку. Повесили объявления в подъездах, приготовили скамейки во дворе.

— Знаете, — сказал Иван Петрович Елене Викторовне, — ваш сын открыл мне новый мир. Я всегда слышал звуки, но никогда не думал о том, как они выглядят.

— А теперь думаете?

— Теперь представляю. Благодаря Лёшиным рассказам я вижу наш двор глазами зрячего человека.

— А Лёша благодаря вам научился слушать мир.

— Получается, мы друг другу помогаем.

В субботу во дворе собрались десятка два жильцов. Лёша с Иваном Петровичем сидели за столиком с фотоаппаратом и самодельными плакатами.

— Добро пожаловать на выставку "Голоса нашего дома"! — объявил Лёша.

— Сейчас вы услышите звуки, которые окружают нас каждый день, но мы их не замечаем, — добавил Иван Петрович.

Первым включили запись утреннего пения птиц.

— Это воробьи на березе у третьего подъезда, — пояснил Лёша. — Они каждое утро там собираются.

Люди слушали внимательно. Многие улыбались.

— А это звук нашего фонтанчика, — включил Лёша следующую запись.

— Я и не знала, что он так красиво журчит, — сказала одна из соседок.

— А это самая особенная запись, — торжественно объявил Лёша. — Ночная тишина нашего двора.

Включилась запись, где почти ничего не было слышно — только легкий шум ветра и далекий гул машин.

— Знаете, — сказал Иван Петрович, — для меня эта тишина — самый красивый звук. Потому что в ней есть покой.

— А у меня есть фотография этой тишины! — добавил Лёша и показал свой черный снимок. — Вот она, ночная тишина!

Люди рассматривали черную фотографию и удивлялись.

— Действительно, похоже на тишину, — сказал кто-то.

— А можно мы тоже попробуем записать звуки? — спросила девочка из соседнего подъезда.

— Конечно! — обрадовался Лёша. — Я вас научу!

Выставка продлилась до вечера. Дети и взрослые по очереди записывали звуки, слушали их, обсуждали.

— Знаете, — сказала одна из соседок, — я живу в этом дворе десять лет, но никогда не слушала его так внимательно.

— А я не знал, что у нас такой талантливый мальчик живет, — добавил сосед из второго подъезда.

Вечером, когда все разошлись, Иван Петрович сказал Лёше:

— Спасибо тебе, дружок. Ты подарил мне возможность поделиться своим миром с другими людьми.

— А вы мне подарили возможность услышать мир по-новому, — ответил Лёша.

— Лёша, — сказала мама, — а ты знаешь, что сделал очень важное дело?

— Какое?

— Ты помог людям заметить красоту, которая их окружает каждый день.

— И научил нас слушать, — добавил папа.

— А еще, — сказал Иван Петрович, — ты доказал, что дружба не зависит от возраста. И что помогать друг другу — это здорово.

Лёша улыбнулся. Дедушкин фотоаппарат лежал у него на коленях — теперь уже цифровой, полный записанных звуков.

— А знаете что? — сказал он. — Завтра я запишу звук нашего смеха. Когда мы все вместе смеемся — это самый красивый звук в мире.

— Обязательно записывай, — согласился Иван Петрович. — И знаешь что? Этот звук будет цветным.

— Какого цвета?

— Золотого. Цвета радости.

И Лёша представил себе золотую фотографию смеха и понял, что некоторые звуки действительно можно увидеть — если у тебя есть воображение и добрые друзья, которые помогают открыть новые грани мира.

А дедушкин "Зенит" занял почетное место на полке — как память о том, что иногда самые простые вещи могут стать началом больших открытий и настоящей дружбы.

Потому что мир полон удивительных звуков, нужно только научиться их слушать. И еще лучше — научить этому других.