Лёша Морозов нашел дедушкин фотоаппарат на третий день после переезда. Старенький "Зенит" лежал в коробке с пыльными альбомами, завернутый в мягкую тряпочку. Восьмилетний мальчик осторожно взял его в руки, покрутил колесики, послушал, как щелкает затвор.
— Мам, а этот фотоаппарат работает? — спросил он, показывая находку.
Елена Викторовна оторвалась от разбора вещей.
— Работает, наверное. Только пленки к нему нет. Да и не нужны тебе эти старые штуки — у нас же телефон есть.
— А можно я его возьму? Просто так, поиграть?
— Бери, конечно. Только аккуратно, это память о дедушке.
Лёша кивнул и унес фотоаппарат в свою комнату. Новая квартира пока не стала родной — все чужое, незнакомое. Во дворе тоже никого не знал. А дедушкин "Зенит" был как кусочек прежней жизни.
Вечером, когда родители занимались распаковкой, Лёша взял фотоаппарат и вышел во двор. Хотелось просто походить, посмотреть на новое место через видоискатель.
Двор был большой, с детской площадкой и скамейками. Лёша "фотографировал" качели, горку, клумбы с цветами. Щелчок затвора успокаивал — как будто он действительно что-то снимал, сохранял для памяти.
— Мальчик, а что ты делаешь? — окликнул его чей-то голос.
Лёша обернулся. На скамейке сидел пожилой мужчина с тростью. Лицо у него было добрым, но глаза смотрели как-то мимо.
— Фотографирую, — ответил Лёша.
— А что фотографируешь?
— Двор. Качели. Цветы.
— Интересно, — улыбнулся мужчина. — А покажешь потом фотографии?
— Там пленки нет, — честно признался Лёша. — Я просто так щелкаю.
— Понятно. А меня зовут Иван Петрович. Я в третьем подъезде живу.
— А меня Лёша. Мы только переехали.
— Добро пожаловать в наш двор, Лёша.
Мальчик хотел что-то ответить, но тут мама позвала его домой. Он попрощался с Иваном Петровичем и побежал к подъезду.
На следующий день Лёша снова взял фотоаппарат и пошел гулять. Иван Петрович опять сидел на той же скамейке.
— Привет, Лёша! Опять фотографируешь?
— Привет! Да, хожу с дедушкиным фотоаппаратом.
— А дедушка фотографом был?
— Не знаю. Он умер, когда я маленький был.
— Понятно. А ты любишь фотографировать?
— Люблю. Только пленки нет.
Иван Петрович задумался.
— А знаешь что, Лёша? А ты попробуй фотографировать звуки.
— Как это?
— Ну, услышишь интересный звук — и щелкай. Птичку, например, или как ветер шумит.
— А зачем?
— А потом расскажешь мне, что "сфотографировал". Я ведь не вижу, зато хорошо слышу.
Лёша посмотрел на дедушку внимательнее. Действительно, глаза у него были какие-то неподвижные.
— Вы слепой?
— Да, сынок. Уже много лет.
— А как вы живете?
— Привык уже. Зато у меня очень хороший слух. Я могу определить по звукам, что происходит вокруг.
— Правда?
— Правда. Вот сейчас, например, слышу, как на площадке дети играют. И собака где-то лает. И автобус проехал по улице.
Лёша прислушался. Действительно, все эти звуки были.
— Здорово! А вы хотите, чтобы я вам рассказывал, что вижу?
— Очень хотел бы. Особенно если ты будешь "фотографировать" звуки.
С тех пор Лёша каждый вечер приходил к Ивану Петровичу с фотоаппаратом. Услышит интересный звук — щелкает затвором и запоминает.
— Иван Петрович, я сфотографировал, как воробьи чирикают на дереве!
— А много их было?
— Штук пять. Они так смешно прыгали по веткам!
— А какое дерево?
— Береза. Листья желтые-желтые.
— Красиво, наверное.
— Очень красиво!
Или:
— А еще я сфотографировал звук автобуса!
— Какого автобуса?
— Красного. Он останавливался на остановке, и двери так громко открывались — хлоп!
— А люди выходили?
— Выходили. Бабушка с сумками и дядя в костюме.
Иван Петрович слушал внимательно, кивал, улыбался. А Лёша чувствовал себя настоящим фотографом.
Но дома родители начали беспокоиться.
— Лёша, где ты пропадаешь каждый вечер? — спросила мама.
— Гуляю во дворе.
— А что делаешь?
— Фотографирую.
— Чем фотографируешь? У тебя же пленки нет.
— Дедушкиным фотоаппаратом. Просто так.
Елена Викторовна нахмурилась. Что-то ей не нравилось в этих прогулках сына.
А через несколько дней к ним домой пришла соседка из второго подъезда.
— Простите, — сказала она, — а ваш мальчик не фотографирует в наши окна?
— Как это? — не поняла Елена Викторовна.
— Ну, стоит под окнами и щелкает фотоаппаратом. Мы с мужем уже несколько раз видели.
— Лёша! — позвала мама сына.
— Что?
— Ты фотографируешь в чужие окна?
— Нет! — возмутился мальчик. — Я звуки фотографирую!
— Какие звуки?
— Ну... как у тети Маши телевизор работает. Или как дядя Петя на балконе молотком стучит.
Елена Викторовна извинилась перед соседкой и закрыла дверь.
— Лёша, нельзя подглядывать в чужие окна!
— Я не подглядываю! Я звуки слушаю!
— Зачем тебе звуки?
— Для Ивана Петровича. Он слепой, и я ему рассказываю, что происходит.
— Какой Иван Петрович?
— Из третьего подъезда. Мы с ним дружим.
Мама задумалась. С одной стороны, помогать слепому человеку — это хорошо. С другой стороны, соседи жалуются...
Вечером она рассказала мужу о разговоре с соседкой.
— Андрей, а что если Лёша правда что-то не то делает? Может, он думает, что фотографирует, а на самом деле подглядывает?
— Не знаю, — пожал плечами отец. — Надо разобраться.
— А помнишь, в кладовке дедушкины пленки остались? Может, вставим одну в фотоаппарат и посмотрим, что он снимает?
— Хорошая идея.
На следующий день, пока Лёша был в школе, Андрей Сергеевич нашел в кладовке коробку с фотопленками. Выбрал одну, вставил в "Зенит".
— Лёша, — сказал он вечером, — я тебе пленку в фотоаппарат вставил.
— Правда? — обрадовался мальчик. — Теперь я по-настоящему буду фотографировать!
— Только аккуратно. Пленка одна.
Лёша кивнул и побежал во двор.
Через неделю пленка закончилась. Андрей Сергеевич отнес ее в фотолабораторию.
— Что-то странное у вас тут, — сказал фотограф, показывая готовые снимки. — Почти все кадры черные или очень размытые.
Андрей Сергеевич посмотрел на фотографии. Действительно, большинство были просто черными пятнами. Несколько — размытыми полосами. И только одна была четкой, но на ней была какая-то стена.
— Наверное, ребенок баловался, — объяснил он фотографу.
Дома он показал снимки жене.
— Странно, — сказала Елена Викторовна. — Что это может быть?
— Не знаю. Надо у Лёши спросить.
Но когда они показали фотографии сыну, тот очень расстроился.
— Они же все черные! — воскликнул он. — Как же я теперь Ивану Петровичу покажу?
— Лёша, а что ты фотографировал? — спросил папа.
— Звуки! Как вы не понимаете!
— Но звуки нельзя сфотографировать.
— Можно! Иван Петрович сказал!
— Сынок, объясни нам толком, что происходит.
И Лёша рассказал. Про Ивана Петровича, про то, как они дружат, про "фотографирование" звуков.
— Понимаете, — объяснял он, — Иван Петрович не видит, но очень хочет представить, как выглядят звуки. А я ему помогаю.
— Как помогаешь?
— Слышу звук, фотографирую его и потом рассказываю, что видел.
— А зачем фотографировать, если можно просто рассказать?
— Иван Петрович говорит, что так интереснее. Как будто я ему настоящие фотографии показываю.
Родители переглянулись. Получается, сын действительно помогает слепому соседу, а не хулиганит.
— А можно мы познакомимся с Иваном Петровичем? — спросила мама.
— Конечно! Пойдемте, он сейчас на скамейке сидит.
Они вышли во двор. Иван Петрович действительно сидел на своем обычном месте.
— Иван Петрович! — позвал Лёша. — Это мои родители пришли!
— Очень приятно, — улыбнулся старик. — Лёша мне много о вас рассказывал.
— И нам о вас, — сказала Елена Викторовна. — Спасибо, что дружите с нашим сыном.
— Это мне спасибо надо говорить. Лёша — замечательный мальчик. Такой внимательный, такой добрый.
— А правда, что он вам звуки "фотографирует"?
Иван Петрович засмеялся.
— Правда. Знаете, когда человек не видит, он по-другому воспринимает мир. Через звуки, запахи, прикосновения. А Лёша помогает мне "увидеть" то, что я слышу.
— Как это?
— Ну, например, он "сфотографировал" вчера, как дети на площадке смеются. А потом рассказал мне, что там трое ребятишек качаются на качелях, и у одной девочки красивые косички развеваются на ветру. Я слышал смех, а благодаря Лёше представил всю картинку.
— Понятно, — кивнул Андрей Сергеевич. — А соседи жаловались, что он под окнами фотографирует.
— Да, бывает. Но он не подглядывает, поверьте. Он слушает звуки из квартир и пытается понять, что там происходит. А потом мне рассказывает.
— Иван Петрович, — сказал Лёша, — а я вам фотографии принес! Правда, они получились черные.
— Покажи.
Мальчик достал снимки. Иван Петрович взял их в руки, ощупал пальцами.
— А знаешь, Лёша, мне кажется, они получились правильные.
— Как правильные? Они же черные!
— А звуки какого цвета?
Лёша задумался.
— Не знаю. Разного, наверное.
— Вот именно. А темнота — это тоже цвет. Цвет тишины.
— Правда?
— Правда. Вот эта фотография, — Иван Петрович показал на самую черную, — это, наверное, ночная тишина?
— Да! Я ее фотографировал поздно вечером, когда все спали.
— А эта размытая — наверное, ветер?
— Ветер! Он листья на деревьях шевелил!
— Видишь, как хорошо получилось. У меня теперь есть фотографии звуков.
Лёша просиял.
— Иван Петрович, а можно я вам альбом сделаю? С подписями?
— Конечно можно.
Дома Лёша попросил у мамы альбом для фотографий и стал вклеивать свои черные и размытые снимки. Под каждым писал крупными буквами: "Смех детей на качелях", "Шум автобуса", "Ночная тишина".
— Мам, пап, — сказал он, когда альбом был готов, — а можно купить еще пленок? Я хочу больше звуков сфотографировать.
— Лёша, а может, лучше цифровой фотоаппарат? — предложил папа. — У дедушки есть еще один, маленький.
— А к нему можно звук записывать?
— Можно. Там есть функция записи.
— Здорово! Тогда я буду и фотографировать, и записывать!
Андрей Сергеевич достал дедушкин цифровой фотоаппарат, показал сыну, как им пользоваться.
— Смотри, здесь кнопка записи звука. Нажимаешь — и записывается то, что ты слышишь.
— А потом можно прослушать?
— Можно.
Лёша был в восторге. Теперь он мог не только "фотографировать" звуки, но и записывать их по-настоящему.
На следующий день он принес Ивану Петровичу новый фотоаппарат.
— Смотрите, теперь я могу записывать звуки!
— Как интересно! Покажи.
Лёша нажал кнопку воспроизведения. Из маленького динамика донеслось чириканье воробьев.
— Это я вчера записал! Воробьи на березе сидели!
— Замечательно! — обрадовался Иван Петрович. — Теперь я не только представляю звуки, но и слышу их снова.
— А еще я записал, как ветер шумит!
— Включай!
Из фотоаппарата послышался шум листвы.
— Красиво, — сказал Иван Петрович. — А знаешь что, Лёша? А давай устроим выставку!
— Какую выставку?
— Выставку звуков нашего двора. Ты будешь записывать разные звуки, а мы повесим объявления, пригласим соседей послушать.
— А они захотят?
— Думаю, захотят. Многие даже не замечают, какие интересные звуки их окружают.
Лёша загорелся идеей. Целую неделю он ходил по двору с фотоаппаратом, записывая все подряд: как скрипят качели, как журчит вода в фонтанчике, как мурлычет дворовая кошка.
А родители тем временем помогали Ивану Петровичу организовать выставку. Повесили объявления в подъездах, приготовили скамейки во дворе.
— Знаете, — сказал Иван Петрович Елене Викторовне, — ваш сын открыл мне новый мир. Я всегда слышал звуки, но никогда не думал о том, как они выглядят.
— А теперь думаете?
— Теперь представляю. Благодаря Лёшиным рассказам я вижу наш двор глазами зрячего человека.
— А Лёша благодаря вам научился слушать мир.
— Получается, мы друг другу помогаем.
В субботу во дворе собрались десятка два жильцов. Лёша с Иваном Петровичем сидели за столиком с фотоаппаратом и самодельными плакатами.
— Добро пожаловать на выставку "Голоса нашего дома"! — объявил Лёша.
— Сейчас вы услышите звуки, которые окружают нас каждый день, но мы их не замечаем, — добавил Иван Петрович.
Первым включили запись утреннего пения птиц.
— Это воробьи на березе у третьего подъезда, — пояснил Лёша. — Они каждое утро там собираются.
Люди слушали внимательно. Многие улыбались.
— А это звук нашего фонтанчика, — включил Лёша следующую запись.
— Я и не знала, что он так красиво журчит, — сказала одна из соседок.
— А это самая особенная запись, — торжественно объявил Лёша. — Ночная тишина нашего двора.
Включилась запись, где почти ничего не было слышно — только легкий шум ветра и далекий гул машин.
— Знаете, — сказал Иван Петрович, — для меня эта тишина — самый красивый звук. Потому что в ней есть покой.
— А у меня есть фотография этой тишины! — добавил Лёша и показал свой черный снимок. — Вот она, ночная тишина!
Люди рассматривали черную фотографию и удивлялись.
— Действительно, похоже на тишину, — сказал кто-то.
— А можно мы тоже попробуем записать звуки? — спросила девочка из соседнего подъезда.
— Конечно! — обрадовался Лёша. — Я вас научу!
Выставка продлилась до вечера. Дети и взрослые по очереди записывали звуки, слушали их, обсуждали.
— Знаете, — сказала одна из соседок, — я живу в этом дворе десять лет, но никогда не слушала его так внимательно.
— А я не знал, что у нас такой талантливый мальчик живет, — добавил сосед из второго подъезда.
Вечером, когда все разошлись, Иван Петрович сказал Лёше:
— Спасибо тебе, дружок. Ты подарил мне возможность поделиться своим миром с другими людьми.
— А вы мне подарили возможность услышать мир по-новому, — ответил Лёша.
— Лёша, — сказала мама, — а ты знаешь, что сделал очень важное дело?
— Какое?
— Ты помог людям заметить красоту, которая их окружает каждый день.
— И научил нас слушать, — добавил папа.
— А еще, — сказал Иван Петрович, — ты доказал, что дружба не зависит от возраста. И что помогать друг другу — это здорово.
Лёша улыбнулся. Дедушкин фотоаппарат лежал у него на коленях — теперь уже цифровой, полный записанных звуков.
— А знаете что? — сказал он. — Завтра я запишу звук нашего смеха. Когда мы все вместе смеемся — это самый красивый звук в мире.
— Обязательно записывай, — согласился Иван Петрович. — И знаешь что? Этот звук будет цветным.
— Какого цвета?
— Золотого. Цвета радости.
И Лёша представил себе золотую фотографию смеха и понял, что некоторые звуки действительно можно увидеть — если у тебя есть воображение и добрые друзья, которые помогают открыть новые грани мира.
А дедушкин "Зенит" занял почетное место на полке — как память о том, что иногда самые простые вещи могут стать началом больших открытий и настоящей дружбы.
Потому что мир полон удивительных звуков, нужно только научиться их слушать. И еще лучше — научить этому других.