Найти в Дзене
Книжная дама

Пойдёте на выставку Карла Брюллова в Третьяковку?

Я размышляю... Дело в том, что я была на выставке "Неистовый Карл" в "Русском музее". Сравнить бы хотелось...Но от пышности академика живописи Карла Брюллова всё же несколько устаёшь. В "Русском музее" вставка шла более полугода и, думаю, являлась одной из самых посещаемых. Для меня это вообще знаковый художник: именно с репродукции его одной из самых известных картин - "Всадница" - я "вступила на тропу" интереса к искусству. И вот стою я сейчас в Русском музее перед этой великолепной картиной и думаю не только о том, какой впечатляющий путь прошёл этот человек от ученика собственного отца до профессора Академии художеств, но и какой путь прошла я сама, чтобы сейчас просто , между делом, иметь возможность прийти на эту выставку. Биография таких выдающихся людей изучена, кажется, под микроскопом. Шутка ли, стать известным и по достоинству оценённым еще при жизни: Карл Брюллов - единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук импер

Я размышляю...

Дело в том, что я была на выставке "Неистовый Карл" в "Русском музее". Сравнить бы хотелось...Но от пышности академика живописи Карла Брюллова всё же несколько устаёшь.

В "Русском музее" вставка шла более полугода и, думаю, являлась одной из самых посещаемых.

Автопортрет
Автопортрет

Для меня это вообще знаковый художник: именно с репродукции его одной из самых известных картин - "Всадница" - я "вступила на тропу" интереса к искусству.

И вот стою я сейчас в Русском музее перед этой великолепной картиной и думаю не только о том, какой впечатляющий путь прошёл этот человек от ученика собственного отца до профессора Академии художеств, но и какой путь прошла я сама, чтобы сейчас просто , между делом, иметь возможность прийти на эту выставку.

Вот она - известная "Всадница"
Вот она - известная "Всадница"

Биография таких выдающихся людей изучена, кажется, под микроскопом. Шутка ли, стать известным и по достоинству оценённым еще при жизни: Карл Брюллов - единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора.

В Австрии был Моцарт и его отец, слепивший из мальчика гения. У нас был Карл, из которого его отец - скромный скульптор с большими амбициями - вылепил невероятного мастера кисти. Говорят, мальчика даже не допускали до стола, если он не выполнит положенное количество рисунков.

Ещё учась в Академии живописи, он создаёт работу, которая стала своеобразным учебным пособием. А по окончании академии получает, благодаря специальной стипендии, возможность поехать в Италии - эту своеобразную Мекку живописи.

Читая петербургскую повесть Н.В.Гоголя "Портрет", я почему-то всегда думала о Брюллове. Он как будто соединил в себе черты обоих гоголевских героев: и Чарткова, на которого свалилась баснословная сумма, и его приятеля, отправившегося в Италию изучать живопись, оставаясь при этом человеком скромных средств.

Брюллову в какой-то степени повезло: знакомство с Юлией Самойловой открыло перед художником двери в дома самых знатных и богатых аристократов Италии и России. Написанные художником портреты, включая знаменитых "Всадниц", созданы в духе академической живописи: невероятно красивы, но несколько нереалистичны.

Правда, в отличие от гоголевского Чарткова, Брюллов всё же совершенен в своём мастерстве. Даже за безупречными мазками академиста виден характер изображаемого человека.

А картина с изображением простой девушки - "Итальянский полдень" - по количеству репродукций у нас, в России, наверное, затмила даже "Джоконду".

Милая итальянская девушка. Одна из известных картин - "Итальянский полдень"
Милая итальянская девушка. Одна из известных картин - "Итальянский полдень"

Конечно, самым знаменитым полотном стало "Последний день Помпеи". Именно за него Николай I получает лавровый венок победителя.

Что немаловажно, увидеть только что привезённое из Парижа картину, которая выставлялась в Лувре, могли увидеть люди разных сословий: от императора до мастеровых.

Интересная деталь: Брюллов на этом полотне изобразил самого себя в привычной для себя роли - художника.

Вот того юношу с ящиком для красок и кистей видите? Это сам художник!
Вот того юношу с ящиком для красок и кистей видите? Это сам художник!

Знакомство с сильными мира сего никак не отразилось на характере Карла Брюллова. " Многие молодые люди с талантом считают за счастье проводить время в кругу аристократов, а попадут в этот круг — пропадут. В аристократический круг иногда полезно заглядывать чтобы понять, что в нем не жизнь, а пустота, что он помеха для деятельности. Берите в этом отношении пример с меня: живите вечно студентами. Это единственный путь что-нибудь сделать."

Правда, вернувшись в Россию и став профессором Академии художеств, он как будто попал в западню собственной популярности у императорской семьи. Уже не было той лёгкости и избирательности, которая позволяет свободно творить.

Портрет Алексея Перовского - того самого, который написал "Чёрную курицу"
Портрет Алексея Перовского - того самого, который написал "Чёрную курицу"

Он пишет портреты своих знаменитых современников: Ивана Крылова, Василия Жуковского, Алексея Толстого, Василия Тропинина, Алексея Перовского.

Конечно, такого выдающегося живописца не могли не пригласить выполнять важнейшую работу -роспись только что возведённого храма - Исаакиевского собора. Увы, но эта работа стала фатальной. Штукатурка еще была свежа, под куполом гуляли сквозняки, долгие часы приходилось проводить в малоподвижном положении. Брюллов серьёзно заболел, и роспись продолжал уже его ученик - Пётр Басин.

Брюллов же уехал туда, где когда-то был очень счастлив, - в Италию. Италия как будто снова дала смысл, и вот уже в творчестве великого Карла появились первые реалистические работы — полотно «Процессия слепых в Барселоне», серия сепий «Лаццарони на берегу моря».

Брюллов скончался там же и похоронен в Риме.

Наверное, это грустно, быть великим русским художником и найти своё последнее пристанище вдали. Но есть мы - почитатели наследия "неистового Карла" - человека, которому хотелось "расписать небо!" Так велика в нём была велика сила таланта.

PS. А еще на выставке я убедилась в своём невежестве. Оно заключалось в том, что я до последнего считала: знаменитый акварельный портрет Натальи Гончаровой принадлежал перу Карла. Оказывается, его брату! А ведь Карл Брюллов познакомился с Пушкиным, и тот нашёл его "добрым малым", который "готов на всё". В общем, два гения очень понравились друг другу.

Думаю, выставка в Москве пройдёт с не меньшим успехом и обязательно понравится посетителям. Хотя, признаюсь, от обилия такой красоты и пышности, захотелось чего-то простого и милого.

Может, на фовистов? В музей импрессионизма?