Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Про чувства. Стыд

Стыд - эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим - нормам, требованиям морали.

Стыд возникает как результат рассогласования между тем, что находится в Я-концепции человека (нормы, правила, ценности, которые он присвоил) и реальным поведением этого человека. Он испытывает стыд, когда реальное поведение не совпадает с теми нормами, которые существуют в его Я-концепции.

Стыд - не врожденное качество, а приобретенное. Он возникает всегда в контакте. Для того, чтобы появился стыд, нужен другой. Т.е. человек всегда стоит перед кем-то, есть тот, кто наблюдает за ним и видит его. Стыд - это что-то субъективное в рамках какого-то общества, а потом разделяемое самим человеком.

Отличие вины от стыда:

- вина - это я делаю плохо, что-то не так;

- стыд - это я плохой, какой-то не такой.

Вина - это состояние человека, которое обусловлено чувством долга, требованием авторитета, обязанностями, законом. Это событие, либо договоренность с собой. В фокусе внимания - действия.

Стыд - это не чувство вины, его можно испытывать зная, что ни в чем не виноват. Например, ловишь на себе насмешливый взгляд и чувствуешь себя нелепо, хотя никакой вины за тобой нет. В фокусе внимания - образ себя.

Можно выделить виды стыда:

1.
Ложный стыд – те случаи, когда человек принимает какие-либо правила поведения, ценности, идеалы, установки, не проверив их опытом, т.е. человек принял их на веру, не согласовав со своей логикой развития личности. Начинает стараться им следовать, а ему это не нужно. Человек может истощаться, может быть нанесен вред его личностному развитию. Это стыд, не нужный этому человеку.

2.
Экзистенциальный стыд. Связан с тем, что мы не соответствуем требованиям, установкам нашего глубинного, творческого «Я». Когда не решаются проблемы личностного развития. Человеку полезен этот стыд, ему нужно изменить что-то в своем поведении, начать жить в соответствии с уровнем личностных потребностей, т.е. быть свободным, самостоятельным, ответственным, компетентным. Это может быть истинным стыдом, если он возникает как результат рассогласования с логикой собственного развития.

3.
Атрибутивный стыд, когда стыдно за какую-то определенную черту. Например, нос не красивый.

4. Токсический стыд - это уверенность человека в собственной ничтожности, никчемности, не ценности.

Какой бы стыд человек не переживал, у любого стыда есть элементы:

1. То, каким я должен быть здесь и сейчас согласно Я-концепции, установкам человека. Эти установки не всегда осознаются.

2. Какой я реально здесь и сейчас.

3. Само чувство стыда возникает, если идет рассогласование между Я-концепцией и моим реальным поведением.

Стыд может быть уместен, когда мы объясняем, что не надо ходить в театр в рванных джинсах. Это не уважение к месту. Также и с чувством вины. Когда, например, случайно наступили кому-то на ногу в автобусе, чувствуем себя виноватыми, но извинились и прошло.

В норме стыд, как и вина, страх отвечают за социальную регуляцию поведения, и основаны на потребности человека в принадлежности. Если поведение человека не соответствует субъективной или морально-нравственной норме, у него возникает чувство стыда.

Таким образом, идея стыда, мысль "Если я что-то совершу, мне станет стыдно", останавливает нас от нарушения социальных норм и правил. Здоровый стыд приводит к раскаянию и внутренним изменениям - "Я что-то сделал, устыдился и остановился".

Многие проблемы, связанные со стыдом формируются в анальном периоде психосексуального развития ребенка и связаны с родительскими запретами относительно грязи, а в дальнейшем запретами, связанными с сексом и другими ситуациями.

Психологические причины возникновения стыда с точки зрения эмоционально-образной терапии:

1. Родительские предписания.

Стыд часто формируется в ситуации высоких ожиданий от ребенка со стороны значимых взрослых при одновременной нечувствительности к детскому Я, чувствам и желаниям ребенка.

Каким образом в детях культивируется чувство стыда:

- родитель указывает на то, что ребенка не хотели, даже в шутку;

- ребенка публично унижают;

- осуждение направлено на ребенка в целом, а не на конкретное поведение;

- когда ребенок, чтобы быть принятым, вынужден скрывать стороны своей настоящей личности. Например, свои потребности, радости, печали, страхи, ошибки, успехи;

- эмоциональные или физические границы ребенка нарушаются - явное или скрытое насилие;

- когда ребенок лишен личного пространства - родители проверяют его личные вещи или читают дневники;

- когда к таким важным для ребенка событиям, как его день рождения, относятся с безразличием.

2. Стыд возникает в ситуации не объективного сравнения не в пользу ребенка. Когда постоянно сравнивают с кем-то и ребенок готов быть кем угодно, только не собой.

3. Часто ребенок становится продолжением родителей - "нарциссическое расширение". Т.е. ребенку нужно реализовывать родительские (часто не реализованные самим родителем) планы и желания.

4. Стыд как результат травмы. Это темы, которые тяжело открывать другим, т.к. другие могут увидеть нас униженных, раздавленных, беспомощных. Соответствующее убеждение зарождается в человеке в результате тех ситуаций, когда его публично стыдили или он сам чувствовал себя опозоренным.

5. Ситуации, если ребенок замещающий. Когда в семье умирает ребенок и родители принимают решение родить себе еще ребенка, взамен умершего, и проецируют умершего ребенка на рожденного. В этом случае у ребенка есть и вина за то, что он родился, и вина за то, что он занимает чужое место, и самое главное, стыд за то, что "я - не он". Яркий пример - Винсент Ван Гог.

6. Стыд как интроект. Глубокий стыд родителя, как интроект, входит в психику ребенка. Например, мать стыдилась своей беременности вне брака.

Что делать, чтобы справиться с чувством стыда?

1. Понять какой стыд Вы испытываете, определить его причины.

2. Предпринять действия по приведению в соответствие своих внутренних установок, ценностей и реального поведения.

Самостоятельно это сделать бывает сложно. Лучше обратиться за профессиональной, психологической помощью.

Фактически стыд - это запрет быть собой. Он нарушает целостность нашего Я.

Линде Н.Д.: "Достоинство - это чувство собственной ценности, способности к проявлению лучших качеств".

Достойный человек не стыдится, а стыдящийся человек не чувствует себя достойным.

Чувство достоинства - это признание ценности своей идентичности, единство со своей идентичностью, индивидуальностью и уникальностью. Именно к этим аспектам своего Я мы теряем доступ, парализованные стыдом.

В следующей статье расскажу о чувстве зависти.

Автор: Воронина Юлия Владимировна
Психолог, Клинический психолог ЭОТ-терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru