Предыдущая часть:
7. Певек
Об Арктике мне хочется знать больше, чем написано в воспоминаниях отца. Он открыл для меня Северный морской путь, но пройти его я должна сама. Так ледокол прокладывает для кораблей коридор, но ценный груз доставляют к цели идущие вслед за ним корабли.
Вникая, я начинаю понимать, насколько изменчив Север. Время наступления сезонов и суровость зим в разные годы там - разные.
Я уже знаю, что ледоколы нужны не только при сплошной толще льда, но и в период навигации, когда обломки глыб плавают в воде.
И чувствую, что факты, полученные с помощью нейроинтеллекта хороши, но самое сокровенное никогда не лежит на поверхности. Чтобы до него добраться, нужно читать книги, написанные теми, кто сам прошёл испытание Севером. Прикасаясь к творчеству двух писателей, братьев Виктора Конецкого и Олега Базунова, я хочу познать загадочную душу моряка, а значит - приблизиться к отцу.
На побережье Восточно-Сибирского моря меня привлёк чукотский город Певек, название которого напомнило канадский Квебек, который был давно на слуху.
Познакомившись с самым северным городом России, я удивилась, что не знала о его существовании!
Оттого ли, что порт Певек какое-то время был засекречен и не значился на картах?
Или причина в том, что профессия врача требует полного погружения в неё, когда не принадлежишь себе и многое в жизни проходит мимо?
Сейчас, изучая Север, я постоянно открываю для себя что-то новое. Сегодня это - атомная электростанция "Академик Ломоносов" возле Певека. Она - особенная. Не только самая северная, но и единственная плавучая!
8. Литке
С ледорезом "Фёдор Литке" я "познакомилась" случайно. Он пришёл осенью 1945 года на помощь каравану судов, на одном из которых был мой отец.
В отличие от ледоколов, которые били лёд, ледорез своим изящным носовым форштевнем его рассекал! И проникая в трещину корпусом, раздвигал обломки в стороны.
При длине 80м ширина его - всего 14,5м. Что за красавец, откуда он? Мне хотелось знать о нём всё.
Оказалось, ледорез служил долгие 50 лет. За это время несколько раз менялось название. При рождении в 1909 году его нарекли -"Эрл Грей". "Эрл" в переводе с английского означает "граф".
Последнее имя корабля - в честь Фёдора Петровича Литке (1797-1882), русского исследователя Арктики с удивительной биографией.
Сирота, самоучка, не имея даже школьного образования, Литке стал адмиралом, президентом Академии наук, основателем Русского географического общества. И получил титул графа. Такой же, с которым появился на свет ледорез. Этот человек и пароход, следуя Маяковскому, действительно, - одно целое.
Судьба ледореза была тоже необычной. Построенный в Великобритании для перевозки почты и людей Канады, он использовался периодически как яхта для важных особ. Его отдельные каюты выглядели по-королевски.
Когда началась Первая мировая война, ледорез был куплен русским правительством для Беломорско-Мурманского района. Два года проводил он транспорты русских и союзников с военным грузом через замерзающее Белое море в Архангельск. В январе 1917 года на Иокангском рейде ледорез, получив пробоину, затонул.
После поднятия со дна и ремонта он был сначала у белых, потом у красных. Вооружившись, на стороне красных участвовал в первом и единственном морском сражении между ледоколами.
Работал на Севере и на Балтике, на Чёрном море и на Дальнем Востоке. В 1929 году спас научную экспедицию на острове Врангеля. В 1934 году "Фёдор Литке" прославился как первое судно, прошедшее Северный морской путь с востока на запад за один сезон.
Во время финской и Великой Отечественной войны, опять вооружившись, стал сторожевым кораблём.
После войны ледорез вновь проводил северные караваны. В 1955 году установил рекорд по дальности продвижения к Северному полюсу.
Писатель Л.Селивёрстов, ходивший в море на "Фёдоре Литке", в книге "Из Поморья в океан" отмечал, что всем был хорош корабль. Но во время шторма он "не только кренился, а летел с гребня волны с грохотом и скрипом. Какое уж там управление рулём в такие моменты. Рулевой повисал на штурвале, судорожно цепляясь за рукоятки крепкого, дубового, окованного латунными полосами колеса. Правда, это длилось всего несколько секунд, но часто подсознательно возникало опасение: "А ну, как оторвётся рулевое колесо?!" Тогда - вместе с ним мгновенно за борт с высокого мостика. Однако всегда проносило благополучно".
Когда я пишу о корабле и великом мореплавателе, думаю не только о них, но и об отце. Все мои записи навеяны им. Высоким, стройным, беспокойным. Прошедшим войну, страны, моря, штормы. Он, внешне порывистый, никогда не отпускал свой штурвал. Нас, его детей, жизнь тоже не раскидала. Наоборот, сила личности отца - сплотила.
На этом я завершаю его Первую Арктическую экспедицию. Она закончилась в городе-герое Мурманске, единственном незамерзающим порте России за полярным кругом. Несколько счастливых дней я "провела" на Кольском полуострове, испещренном реками, заливами, озерами. С прилегающими к нему Белым и Баренцевым морями.
9. Северный флот
Воспоминания отца.
"После войны еще около шести лет я служил на Северном флоте на различных должностях.
Сначала - во 2 Гвардейском Краснознамённом Печенгском дивизионе малых охотников за подлодками.
Затем - на плавбазе "Тулома" отряда учебных кораблей (г.Полярный), охраняя северные рубежи нашей Родины.
Пришлось в морях вылавливать множество оставленных мин, в том числе и у северных берегов нашего Красноярского края в Карском море.
Перед демобилизацией служил в Химотделе Тыла флота в должности начальника общей части. Одновременно был старшиной военной команды. Имел звание главный старшина.
На Северном флоте в 1949 году окончил вечернюю дивизионную партийную школу. Был пропагандистом, избирался в состав партийного бюро".
Продолжение следует