Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Форвард Победы. Япония. Два капитана. Свежий ветер. Маршрут. Цунами. Дача. Только факты.

Ольга Глечикова Предыдущая глава: Служба отца на Дальнем Востоке закончилась. Впереди - арктическая экспедиция. Но мысли не отпускали меня из тех мест. Это было связано с Японией.
Жизнь казалась ростком, над которым зависло атомное облако.
Между Хиросимой и Владивостоком, где в августе 1945 года находился отец, было около одной тысячи километров Японского моря.
Два ядерных взрыва дали мне толчок узнать, как развивался этот вид вооружения в нашей стране. И насколько серьёзно противостояние. Один из полигонов, он на Новой Земле, - мой ровесник. Через этот архипелаг в Северном Ледовитом океане мне предстоит виртуальный путь вместе с отцом в следующих главах.
Я захотела поговорить об Японии с мужем, так как его отец, Глечиков Василий Самсонович, в августе-сентябре 1945 года воевал в Маньчжурии в качестве радиста. Свёкор был одного года рождения с моим отцом. Он не любил вспоминать о войне, называя бои со свирепыми самураями "мясорубкой". Но парой эпизодов из той жизни он  поделился с
Оглавление

Ольга Глечикова

Предыдущая глава:

19. Япония

Служба отца на Дальнем Востоке закончилась. Впереди - арктическая экспедиция. Но мысли не отпускали меня из тех мест. Это было связано с Японией.

Жизнь казалась ростком, над которым зависло атомное облако.

Между Хиросимой и Владивостоком, где в августе 1945 года находился отец, было около одной тысячи километров Японского моря.

Два ядерных взрыва дали мне толчок узнать, как развивался этот вид вооружения в нашей стране. И насколько серьёзно противостояние. Один из полигонов, он на Новой Земле, - мой ровесник. Через этот архипелаг в Северном Ледовитом океане мне предстоит виртуальный путь вместе с отцом в следующих главах.

Я захотела поговорить об Японии с мужем, так как его отец, Глечиков Василий Самсонович, в августе-сентябре 1945 года воевал в Маньчжурии в качестве радиста. Свёкор был одного года рождения с моим отцом. Он не любил вспоминать о войне, называя бои со свирепыми самураями "мясорубкой". Но парой эпизодов из той жизни он  поделился с сыном.

...После долгого пешего перехода отряд к концу дня подошёл к речке. Солнце спускалось за горизонт. На всём протяжении пути военным запрещалось брать воду из колодцев, так как она могла быть отравлена. Увидев проточную воду, солдаты, наконец, расслабились. Вдоволь напились, накупались и устроились на ночлег. Утром же, когда поднялось солнце, они увидели в зарослях реки, в 20 м вверх по течению, разбухшее тело убитого японского воина.

Другая история, рассказанная отцом сыну, была о том, что он присутствовал при ритуале после капитуляции Японии. К советскому полковнику подошел японский полковник. Последний расстегнул ремень. Снял его вместе с саблей и передал в руки русскому командиру. После этого сделал поклон головой, развернулся и удалился.

На фото.
Слева: Григорий Алексеевич Ерохин 14.05.1955. Капитан 2 ранга. Ветеран Северного флота. Он, автор на сайте Проза.ру, побудил меня исполнить святой долг перед моим отцом - написать о нём воспоминания.
Справа: мой отец Николай Матвеевич Шахов 05.11.1927-06.11.2013. Капитан 2 ранга. Участник ВОВ.

14.05.2025. г. Соновоборск
На фото. Слева: Григорий Алексеевич Ерохин 14.05.1955. Капитан 2 ранга. Ветеран Северного флота. Он, автор на сайте Проза.ру, побудил меня исполнить святой долг перед моим отцом - написать о нём воспоминания. Справа: мой отец Николай Матвеевич Шахов 05.11.1927-06.11.2013. Капитан 2 ранга. Участник ВОВ. 14.05.2025. г. Соновоборск

20. Два капитана

Г.А.Ерохину в День рождения

Словно Адмирал
Встал на пути.
Крикнул: "Аврал!
Время не ждёт - иди!

Победы юбилей!
Иди до конца!
Времени не жалей!
Помни и чти отца!"

Сердце моё в унисон
Забилось с сердцем его.
Как колокольный звон -
Набатом до СВО!

Два капитана двух поколений
Шагают в одном строю.

Григорий Ерохин! Вас - с юбилеем!
Всем сердцем - благодарю!

Свежий ветер 2. Маршрут

Я решила пройти послевоенный морской и речной путь отца от начала до конца.
По возрасту это - от 17 до 27 лет.

По календарю - сентябрь 1945 года - 1955 год. Десять лет. В 1955 году отец сошёл на берег.

 Я прокладываю маршрут жизни и передвижения отца за это десятилетие. И обещаю останавливаться в тех пунктах, которые мне будут наиболее интересны.

ПЕРВАЯ Арктическая экспедиция:

Берингово море
- Чукотка
- бухта Провидения
- Берингов пролив

Чукотское море

Восточно-Сибирское море
- Певек
- АЭС "Академик Ломоносов"
- Новосибирские острова

Море Лаптевых
- Таймыр

Карское море
- Диксон

Баренцево море
- Мурманск

По мере продвижения будут корректировки маршрута.

На руках у папы моя сестра Светлана, 1год 4месяца. У мамы - я, 1месяц. Август 1954 года. Теплоход "Матросов" во время перегона из ГДР на последнем отрезке пути от Подтёсово до Красноярска.
На руках у папы моя сестра Светлана, 1год 4месяца. У мамы - я, 1месяц. Август 1954 года. Теплоход "Матросов" во время перегона из ГДР на последнем отрезке пути от Подтёсово до Красноярска.

3. Цунами

Глаза скользили по листам с воспоминаниями отца. Названия кораблей мне ни о чём не говорили.

Отложив бумаги в сторону, я вдруг вспомнила о приглашении на экскурсию по Енисею на теплоходе "А.Матросов", полученному пару дней назад.

И словно проснулась! На судне с таким названием совершал Арктическую экспедицию мой отец! У меня по коже побежали мурашки!

Следом память открыла семейное фото с белым лайнером! Это было как цунами! В тот момент я поняла, что Арктика и моё рождение пересеклись во Вселенной. И я должна дойти до  точки этого соприкосновения!

4. Дача

Тринадцать лет назад мы с мужем приобрели участок земли в дачном обществе "Излучина" на берегу Енисея. Я стояла на пустыре размером 60 на 25 метров, и лицо моё обдувал влажный северо-западный ветер. "Свежий ветер" - так я тогда решила назвать нашу дачу.

Мы построили дом. Обшили его светлым сайдингом. Разбили сад.

Весной, во время коронавируса,  мы уехали на дачу, уединились там до холодов и полюбили это место всей душой.

Я опять - здесь. Изучая корабли, встречающиеся в "Воспоминаниях" отца, невольно сравниваю их с нашим участком. Они такие же большие, как эти пятнадцать соток! Но есть суда и длиннее в несколько раз. Сердце замирает от такого размаха!

Май - самый прекрасный месяц года. В это время цветущий сад с домом, похожим на корабельную рубку, напоминает белый лайнер! А попутный ветер помогает мне писать арктические главы повествования.

-3

5. Пролив Беринга

Отец участвовал в ДВУХ  Арктических экспедициях.

Так начинаются его воспоминания про первую:
"С капитуляцией Японии мы получили приказ готовиться к перегону морских судов с Дальнего Востока в Мурманск через Северный Ледовитый океан в сопровождении ледокольного флота".

Северный морской путь пролегает от Мурманска до бухты Провидения на Чукотке. Сегодня я приступаю к виртуальному путешествию с отцом в обратном направлении. С кораблями, которые возвращались после войны домой в Мурманск.

Но вернёмся к воспоминаниям отца:
"В конце сентября 1945 года двенадцать морских судов и три ледокола с названиями Северный ветер, Северный полюс и Москва прошли Берингов пролив и вошли в арктические моря".

Глядя на карту, я осознаю, насколько уникален пролив Беринга! Он соединяет два могучих океана: Тихий и Северный Ледовитый! И разделяет два огромных континента: Евразию и Северную Америку, между которыми всего  86 километров.

Из интернета я узнала, что ледоколы Северный ветер и Северный полюс принадлежали к классу Wind и временно служили по программе ленд-лиза в Советском Союзе. Их длина - 82м, ширина - 19,4м. Про ледокол Москва мне ничего узнать не удалось. Встретился один корабль с таким названием, но он был построен на 14 лет позже.

Неожиданно интересным получилось моё знакомство с ледоколами. Всегда считала, что нос у этих судов острый, рассекающий лёд. Оказалось - он мощный, тупой и скруглённый. Его форму сравнивают с ложкой.

6. Только факты

"В Чукотском и Восточно-Сибирском морях, - пишет отец в своих воспоминаниях, - была сложная ледовая обстановка. Мощные ледоколы ломали двухметровый слой льда, делая коридор для прохода транспортов.

Наше судно, проходя через ледяное поле, сломало две лопасти гребного винта. Корабль стал неуправляемым. Ледокол взял нас на буксир и привёл на Диксон, где с трудом и риском лопасти были заменены.

На помощь каравану прибыло ещё три ледокола: "Ермак", "Красин" и ледорез "Литке". При такой мощной поддержке Арктическая экспедиция была успешно завершена.

Как участник этих событий, я с тёплом и уважением вспоминаю боевых друзей: капитана дальнего плавания Мордвинова Владимира Ивановича, помощника капитана по военной части лейтенанта Носонова, старшин и матросов Алексея Верёвкина, Ивана Пинчука, Михаила Гитатулина, Ивана Непрана, Фёдора Кравчука и других".

Фарватер Победы. Свежий ветер 6. Только факты (Ольга Глечикова) / Проза.ру

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Ольга Глечикова | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен