Найти в Дзене
Смотри в себя

Почему после Причастия случаются трудности и испытания? Объясняют священники

Православные говорят, что после причастия у них бывают неприятности, скорби и искушения. Почему это происходит, и если на то причины? Об этом рассказали священнослужители и православный богослов. Антоний Русакевич, иерей: Причащаясь, мы думаем, что всё у нас в жизни теперь будет хорошо. Ну, раз мы молимся, исповедуемся, то Бог должен услышать наши желания и просьбы. Но Господь пришёл вовсе не для того, чтобы дать нам благо на земле, а для того, чтобы дать возможность войти в жизнь вечную. Если мы исповедуемся, причащаемся, постимся, это не значит, что у нас теперь не будет испытаний и скорбей. Никто этого нам не говорил и не обещал. Когда после причастия у вас начинаются какие-то искушения, это значит, что Господь показывает, как ещё много вам надо над собой работать. Показывает, что у вас недостаточно мира в душе, что нет любви к ближнему... Если вы, только что причастившись, снова впадаете в грех, это означает, что вы не смогли сохранить ту благодать Божию, которую получили в Причаст

Православные говорят, что после причастия у них бывают неприятности, скорби и искушения. Почему это происходит, и если на то причины? Об этом рассказали священнослужители и православный богослов.

Антоний Русакевич — иерей, настоятель храма апостола и евангелиста Луки (г. Тверь), блогер.
Антоний Русакевич — иерей, настоятель храма апостола и евангелиста Луки (г. Тверь), блогер.

Антоний Русакевич, иерей:

Причащаясь, мы думаем, что всё у нас в жизни теперь будет хорошо. Ну, раз мы молимся, исповедуемся, то Бог должен услышать наши желания и просьбы. Но Господь пришёл вовсе не для того, чтобы дать нам благо на земле, а для того, чтобы дать возможность войти в жизнь вечную.

Если мы исповедуемся, причащаемся, постимся, это не значит, что у нас теперь не будет испытаний и скорбей. Никто этого нам не говорил и не обещал.

Когда после причастия у вас начинаются какие-то искушения, это значит, что Господь показывает, как ещё много вам надо над собой работать. Показывает, что у вас недостаточно мира в душе, что нет любви к ближнему...

Если вы, только что причастившись, снова впадаете в грех, это означает, что вы не смогли сохранить ту благодать Божию, которую получили в Причастии.

Андрей Ефанов — протоиерей, клирик Кинешемской епархии, настоятель Воскресенского храма (с. Болотново).
Андрей Ефанов — протоиерей, клирик Кинешемской епархии, настоятель Воскресенского храма (с. Болотново).

Андрей Ефанов, протоиерей:

Каждый раз, когда человек стремится в чём-то угодить Богу, лукавый старается всё это испортить. Как вы знаете, Причастие — это соединение человека с Богом. И, конечно, лукавый пытается сделать так, чтобы человек не причащался, или перестал причащаться, или чтобы потерял благодать, полученную в Таинстве Причастия.

Он старается организовать обстоятельства так, чтобы человек вышел из равновесия. Более того, он может подбросить мысль, что произошедшая неприятность напрямую связана с Причастием.

Именно поэтому после Причастия человек не должен расслабляться, а должен быть собранным, чтобы не растратить полученную в Таинстве Причастия благодать. Он должен понимать, что всё, что будет происходить с ним, может оказаться искушением, которое нужно пройти максимально спокойно и уравновешенно.

Важно приучить себя к тому, чтобы в каждой неопределённой ситуации сразу же с молитвой обратиться к Богу: «Господи, помилуй!»

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.

Алексей Ильич Осипов, православный богослов:

Это происходит по очень простой причине. Человек, причастившись, думает, что он уже достиг... И расслабляется.

Тот факт, что после причастия нападает уныние или прочие искушения, это показатель того, что мы совершенно неверно рассматриваем своё состояние. Ничего я не достиг. Это только начало моего исправления. Это только начало правильной христианской жизни.

Вот эта глупая и тщеславная мысль (что я достиг) является греховной. Что такое грех? Это ошибка. Это промах. Это неверная мысль. И эта неверная греховная мысль меня самого же и ранит.

Вместо того, чтобы использовать это состояние после Причастия и побольше помолиться, побольше почитать святых отцов, избежать каких-либо глупых встреч и разговоров, человек успокаивается. Вот в чём беда! Это успокоение — самый настоящий грех.

Мысль о том, что я — уже хороший, исказила мою душу, нанесла ей рану. И отсюда начинается всякая всячина.

Илий Ноздрин (08.03.1932 — 15.03.2025 гг.) — схиархимандрит, духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Московского Кирилла.
Илий Ноздрин (08.03.1932 — 15.03.2025 гг.) — схиархимандрит, духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Московского Кирилла.

Илий Ноздрин, схиархимандрит:

Когда душа начинает идти к Богу, враг не дремлет. Он не трогает тех, кто уже живёт во грехе. Они его радуют, и он ими доволен. Но как только человек начинает молиться, каяться и ходить в храм — начинаются удары.

Если эти удары начались, знай, что ты — на верном пути!

Не бойся — Господь рядом, только не отдаляйся от Него.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.