О таком явлении, как злые бабушки в храме, рассуждал священнослужитель Михаил Литвищенко.
Михаил Литвищенко, иерей:
Был у нас такой случай в храме. Настоятель на всенощной ходит и кадит храм. И один мальчик увязался за священником и нюхает этот запах. Ему интересно. И он ходит за ним. А что ему ещё делать?..
Все прихожане благоговейно преклонили голову. А одна пожилая женщина берёт его за одежду и швыряет в сторону. И это происходит на глазах у отца мальчика. После богослужения он подошёл ко мне и попросил разобраться с этой ситуацией и как-то воздействовать на эту женщину. Я подхожу к ней, она говорит:
— Батюшка, я сама хотела к вам подойти. Это мальчик передразнивал священника. Вот у нас в Самарской области его давно бы уже выгнали. А мы тут его терпим. Так нельзя. Сколько можно?
— Постойте. С чего вы взяли, что мальчик передразнивал священника?
— А что же он ещё делал?
— Во-первых, чужие мысли нам недоступны. Может быть, у него были совсем другие мотивы. Во-вторых, здесь, в храме, несколько священников. Кому прилично и по чину делать замечания в храме — прихожанам или священнику после службы?
— Ну, священнику.
— Получается, что вы во время службы ставите себя выше священника и раздаёте замечания во время богослужения и даже рукоприкладствуете. Правильно ли это?
— Но он так себя вёл, я просто не выдержала. Я уже не в первый раз это замечаю. Вы поговорите с ним. Вы ему объясните.
— Стоп. Читать мысли других мы не можем. Делать замечания в храме — только с разрешения священника. Если что-то заметили, подойдите ко мне и выскажите. Все контакты — через меня. И швырять больше никого не надо.
— Я просто его отстранила.
Она упиралась и свою вину ни в какую не признавала. Талдычила, чтобы я поговорил с ними. И ушла.
Впервые такое словосочетание, как «православные ведьмы» я услышал от протоиерея Димитрия Смирнова, который в передаче на телеканале «Союз» рассказывал, что на новеньких прихожан набрасываются «православные ведьмы» и, таким образом, отвращают их от храма.
Я сам вспоминаю свой первый год служения, когда мой тесть приехал в храм, чтобы посмотреть, как я служу. Он встал поодаль, у самого входа, и только перекрестился, как тут же получил удар между лопаток ладонью. Это была пожилая женщина, которая сказала: «Это моё место. Уйдите отсюда». Он отошёл, спорить не стал.
И вот две-три такие женщины были в нашем храме в первые годы моего служения. Почему были? Потому что мы стали активно с ними бороться. Прихожане страдали от них постоянно и по всяким причинам, особенно мужчины: не там встал, не так перекрестился… Если это была женщина, то она была подвержена критике за юбку не той длины или макияж...
Дошло до того что я поймал одну из них буквально за руку. Ко мне на исповедь пришла больная женщина, которая с трудом передвигалась и тяжело дышала. Она была после третьей химиотерапии и очень плохо себя чувствовала. Я исповедовал её и предложил ей посидеть на лавочке, а подойти к Причастию в самом конце.
И только она присела, как одна из «православных ведьм» (её звали Таисия) согнала её с места ввиду того, что она ещё не старая, чтобы сидеть. Я это увидел, подошёл и разъяснил Таисии, что это я разрешил этой женщине сесть на лавочку, что не надо её прогонять.
Исповедую дальше. Смотрю, эта больная женщина всё же встаёт и отходит в сторону. Как оказалась, Таисия всё же прогнала её. Я вновь подхожу к Таисии и говорю ей: «Если вы ещё раз так сделаете, то я вас отлучу от Причастия, как минимум, на месяц. Она разозлилась и обещала пожаловаться на меня настоятелю.
Конечно, с настоятелем я обсудил эту ситуацию. В этом вопросе мы с ним полностью сошлись во мнениях. И когда уже к нему обратилась она, то он ей сказал, что в случае повторения подобного, её отлучат от Причастия на три месяца.
После этого она позвонила мне и, обещая дойти до митрополита, угрожала, что меня сошлют служить в какое-нибудь глухое местечко.
Таисия через две недели умерла. Но перед этим она исповедовалась и исповедовалась у меня. Я видел, что обида у неё сохранилась. И я задал ей прямой вопрос: «Вы обижаетесь на кого-нибудь?» Она ответила, что никаких обид нет. Я продолжил: «Вы сейчас подойдёте к Причастию. Скажите, есть ли у вас на меня какие-то обиды?» На что она сказала следующее: «Мне всю жизнь делали замечания. И теперь я буду делать их другим».
Эта ситуация открыла для меня кое-что. И мне стало жаль целое поколение, которое пострадало от грубости более старших братьев и сестер. Это старшее поколение, по сути, должно было помочь младшим: научить, поддержать, подставить плечо… Однако зачастую своими грубыми действиями они мешают людям прийти к Богу.
Очень чётко по этому вопросу высказался протоиерей Димитрий Смирнов: «Не так одета, не так накрашена, не так перекрестился… Эти бабушки ждут, как хищники... Они выполняют роль бесов. Они в общем и есть бесноватые. Потому что такая одержимость учить других — это одна из форм беснования».
Ещё статья: Что делать если вам в храме нахамили? Объясняют священники.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение