Продолжаю знакомиться с моделями вновь запущенного в прошлом году бренда Black Hydra, и сегодня на очереди – компонентная акустика, которая позиционируется в сегмент «начального SQ». Это означает, что она должна хорошо работать с усилителями небольшой мощности и хорошо звучать при разных вариантах установки, в первую очередь в штатных местах. Насколько она соответствует этой задумке, как раз и постараюсь выяснить.
Ну и сходу о цене – на момент теста комплект Black Hydra GAMMA-625C стоит 10590 рублей, т. е. более, чем доступно. Правда, как показало дальнейшее изучение, это не дало поводов к снисходительному отношению, но не стану забегать вперёд.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Начну, как обычно, с мидбасовых динамиков. Конструкция вроде бы без лишних затей, на штампованных корзинах, но внимание к мелочам чувствуется. За счёт рельефных выштамповок корзины не звенят, накладка на фланцах придаёт динамикам законченный и опрятный вид, клеммы – не привычные лопаточки, а дополнительно допускают крепление под винт вилочек или колечек, сборка аккуратная. В общем, первые впечатления приятные.
Диффузоры – прессованная целлюлоза с полимерным покрытием лицевой стороны. Кстати, на изгиб оказались жёстче, чем ожидал. Тут и материал сыграл свою роль (возможно, упрочняющие добавки в целлюлозную пульпу), и криволинейный профиль конусной части, придающий конструктивную жёсткость. Центральный колпачок – мягкий.
Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм. Мотор – средних размеров, собран на ферритовом кольце 84 мм. Через окна под центрирующей шайбой можно рассмотреть намотку звуковой катушки. Судя по тому, сколько витков находится вне магнитного зазора, можно сделать вывод, что в самом зазоре находится чуть ли не половина намотки. Толщина верхней шайбы магнитопровода (по сути, высота магнитного зазора) – 5 мм. Всё это обещает хорошую контролируемость динамика усилителем.
Подводящие от клеммных терминалов к катушке частично прошиты через шайбу, частично – в виде привычных «поводков», т. е. соприкосновение с тыльной стороной диффузора и звон исключены. Ну и к надёжности это тоже идёт в плюс – точек концентрации механических напряжений тут нет в принципе.
Твитеры – шёлковые, с номинальным диаметром купола 25 мм. Купол имеет невысокий профиль и слегка утоплен в тело твитера, вокруг него получился как бы короткий рупор.
По умолчанию идут в чашках для врезного монтажа, но в комплекте есть вариант для монтажа на поверхность и кронштейны для крепления в штатные места. Учитывая позиционирование акустики в том числе и для заметны штатных динамиков, последнее – особенно полезно, отнесу к плюсам.
Кроссоверы – очень компактные, всего 6,6 х 4,5 х 2,1 см, и при этом лёгкие – закрепить можно хоть даже хомутами прямо на проводке.
Внутри – конденсатор и катушка индуктивности, и можно было бы подумать, что это фильтры первого порядка в НЧ/СЧ и ВЧ звеньях. Но нет, на самом деле НЧ/СЧ динамик тут подключен напрямую, а элементы образуют ФВЧ второго порядка для твитера.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Редкий в этой цене случай, когда описание ответственно приводит приличный набор параметров. И тут должен отметить, что измеренные довольно точно их повторили, что говорит, среди прочего, о культуре производства – можно зачесть в плюсы.
Заявленные/фактические параметры Black Hydra GAMMA-625C:
- Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц / 59 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14,7 л / 15,2 л
- Qms (механическая добротность) – 3,60 / 3,99
- Qes (электрическая добротность) – 0,61 / 0,57
- Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,50
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г / 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м / 4,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,8 Ом / 2,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,7 дБ / 89,5 дБ
У динамиков относительно лёгкие подвижки, но за счёт мягких подвесов резонанс не взлетел вверх и остался достаточно низким. Вернее, лучше сказать, остался в пределах оптимальных значений для мидбасового звена.
При этом моторы у динамиков неожиданно сильные, так что подвижка контролируется в основном ими, а не сдерживается механически – это плюс к точности воспроизведения.
Невысокая полная добротность для динамика, предназначенного для дверей, может немного смутить, но на деле это всего лишь следствие сильного мотора. А возникающий при этом эффект «Lack of Bass» (когда бас хорош по своей фактуре но его хочется побольше) легко нивелируется добавлением пары-тройки децибел эквалайзером на нижних частотах. Зато хороший «держак» диффузора мотором позволяет получить чёткий и разборчивый бас, а не обычное в этой ценовой категории гудение.
И да, добавьте к этому приличную чувствительность, что в купе с лёгкими (а значит, малоинертными) подвижками позволяет динамикам нормально работать в том числе с усилителями небольшой мощности – самое то для апгрейда штаток или работы с процессорными усилителями.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков. Измеренная АЧХ достаточно гладкая, на верхнем краю получился плавный естественный спад, без всплесков и особых неравномерностей, причём даже когда динамик виден под углом. Это следствие удачного диффузора, который не «звенит» в этом диапазоне, как это часто бывает. Такой расклад как раз и позволил сэкономить на кроссовере – динамик просто не требует подрезки сверху.
Если уж совсем придираться, то можно заметить совсем лёгонький локальный резонанс в подвижке в районе 1 кГц (он и на импедансной кривой слегка себя проявил), но к каким-то значимым сдвигам фазы излучения (и вслед за этим – неравномерностям АЧХ) он не привёл, всё более чем прилично.
Что касается работы в нижней части диапазона, то тут есть повод вернуться к конструкции мотора, при которой значительная часть намотки звуковой катушки находится в магнитном зазоре и реально работает, а не болтается балластом. Как следствие – на НЧ обошлось без резкого роста искажений.
Анализ работы твитеров. Достаточно гладкая АЧХ, отсутствие явных провалов, среди прочего, говорит о том, что купол не ломает. Угловые АЧХ позволяют регулировать уровень ВЧ, играясь с разворотом твитеров относительно слушателей.
С понижением частоты рост искажений плавный, без резких скачков, так что если захотите сделать поканалку, свобода в выборе частот среза ФВЧ имеется (в разумных пределах, не опускаясь ниже 3-3,5 кГц).
Включение через кроссовер. Полосы стыкуются достаточно гладко, ФВЧ имеет невысокую добротность (переход к наклонному участку АЧХ получился плавным, без резкого перегиба). Акустически НЧ/СЧ динамик передаёт «эстафету» твитерам в районе 5 кГц.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Оценку на слух проводил при подключении через пассивный кроссовер из комплекта – учитывая ценовую категорию акустики, такое включение будет востребовано с большей вероятностью. Хотя, поканалка тоже не возбраняется, но тут многое будет зависеть уже от настроек.
Первое, на что сходу обратил внимание, – многое зависит от направления твитеров. При ориентации «в лоб» ВЧ тянут на себя внимание – этот вариант понравится, пожалуй, только тем, кто привык к звонкому звучанию рупоров. Правда, в отличие от оных, здесь обходится без жёсткого цыканья или синтетической звонкости, и даже сложные тестовые треки звучат живенько – по этой части зачёт.
Если же твитеры слегка развернуть, это подравнивает тональный баланс – верха как-то гармоничнее начинают вписываться в общую музыкальную картину, звучание становится более цельным. Поэтому я бы рассматривал их установку с направлением примерно в соседний подголовник или даже друг на друга. Установка в штатные места в панели с направлением вверх – тоже даст хороший результат.
Что касается НЧ/СЧ звена, тут отмечу достаточно лёгкое звучание середины – динамики легко «дотягиваются» до твитеров, причём не добавляя в диапазоне стыка от себя никакой «грязи». Так что решение распустить НЧ/СЧ звено сверху в полную полосу и свести кроссовер только к ФВЧ для твитеров выглядит вполне оправданным.
Мидбасовый диапазон акустика передаёт без лишнего «утяжеления». Возможно, это не понравится тем, кто ждёт «жирный» и «тяжёлый» бас, но, в конце концов, сабвуфер тоже никто не отменял. Тем более, каких-то ограничений на выбор модели акустика особо не накладывает (ну, за исключением совсем уж откровенных «тяжеловесов»).
И тут есть повод снова вспомнить про построение моторов – приоритет явно отдан не количеству баса любой ценой, а его разборчивости и фактуре. Динамики не склонны к гудению и нормально отрабатывают даже сложные басовые партии. Моторы вообще неплохо «держат» диффузоры, так что с перегрузочной способностью особых вопросов тоже не возникает.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Абсолютно универсальная акустика, которая не имеет ярко выраженных жанровых предпочтений и хорошо зайдёт под большинство музыкальных запросов. Хорошо приспособлена к работе в штатных местах. Причём это касается не только комплектации, но и характеристик самих динамиков и твитеров. Хороший рабочий вариант для апгрейда штатных систем, динамики не станут тяжёлой нагрузкой даже для штатных усилителей. А ещё хорошо срастутся с процессорными усилителями, скажем, с Black Hydra GAMMA 6.80 DSP или более доступными Deaf Bonce DB-8.50 DSP или Deaf Bonce DB-6.50 DSP.
Плюсы:
- Хорошее соответствие идее «доступного Sound Quality»
- Умеет работать с усилителями небольшой мощности, в т. ч. штатными
- Акустика приспособлена для штатных мест, в т. ч. по характеристикам
- Аккуратная сборка, внимание к конструктивным мелочам
- Качественный крепёж в комплекте, кронштейн твитера для штатных мест
Минусы:
- Не зайдёт тем, кто ждёт от акустики жирный и тяжёлый бас
- Кому-то может не хватить грилей для НЧ/СЧ динамиков в комплекте