Очень интересный факт из истории СССР и нашего города в частности заключается в том, что около 75% всех внутригородских грузов в годы Великой Отечественной войны, а, также, в предвоенный и послевоенный периоды, перевозилось рельсовым транспортом
«Рельсовый транспорт» – весьма нетипичная для нашего времени формулировка, объединяющая в себе как железнодорожный транспорт (появился в Самаре в 1875 году), так и трамвай (в Самаре с 1915 года). В ряде городов именно трамвай осуществлял основную долю перевозок различных грузов в то время, выполняя, в том числе, и роль стратегического вида транспорта.
Так было и в Самаре. Уже в конце 1916 – начале 1917 года артиллерийский Трубочный завод проложил короткие подъездные пути от существующей сети трамвайных линий на Товарный двор станции «Самара» и на сам завод. По трамвайным путям началось, помимо пассажирского, грузовое движение. Оно осуществлялось благодаря нескольким специально сконструированным для этих целей грузовым трамвайным платформам.
С 1918 – 1920 годов грузовое трамвайное движение также осуществлялось до грузовых пристаней на берегу Волги, городской электростанции (ГРЭС), пивоваренный завод Альфреда фон Вакано (Жигулёвский пивоваренный завод) и к дровяным складам (район современного бассейна ЦСКА ВВС). Поэтому можно без преувеличения говорить о том, что трамвай в Самаре выполнял отчасти функцию энергоснабжения города.
С 1929 года к постоянно растущей сети трамвайных путей добавилось грузовое ответвление на силикатный завод, сюда доставлялись строительные материалы и оборудование, необходимые для его постройки. Впоследствии возили и готовую продукцию завода – кирпичи, необходимые «поднимающемуся с аграрных колен» СССР как воздух.
В том же году в связи со строительством новой больницы рядом с городом, были уложены грузовые трамвайные пути. С окончанием строительства и началом работы новой клинической больницы трамвайное движение сменило свой профиль с грузового на пассажирский.
В 1931 году была проложена грузовая трамвайная ветка к стройплощадке карбюраторного завода (КАТЭК). Эта линия была перепрофилирована в пассажирскую в 1934 году в связи с началом работы завода. Однако, грузовое трамвайное движение на завод КАТЭК осуществлялось в годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы, выступив своего рода катализатором процесса роста промышленности страны и процесса развития нашего города во всех отношениях в частности. Стремительно растущее население Куйбышева необходимо было кормить. Для этого были уложены короткие подъездные трамвайные пути к мельницам №1 и №2 (мукомольным заводам), а, также, к хлебозаводам №9, №2 и №8. Трамвайные платформы перевозили муку с мельниц на хлебозаводы. Но, помимо стремительного роста населения, Куйбышев столкнулся с огромным потоком раненых. Их также перевозили грузовые трамвайные платформы и вагоны в больницы и госпитали. Помимо окружного военного госпиталя, расположенного и в наши дни на улице Осипенко, существовали временные госпитали. Один из таких госпиталей был развёрнут в здании школы №16, существующей и по сей день.
Не секрет, что советское правительство к войне готовилось заранее. Мнение, что эвакуированные на Безымянку заводы разместились в чистом поле, в котором отсутствовала вся инфраструктура, ошибочно. К началу войны на Безымянке уже действовали многие заводы, среди которых завод «САЖЕРЕЗ» (Самарский железнодорожно-ремонтный завод). Близ станции «Безымянка» имелся жилой массив, который впоследствии был назван посёлком Пятилетка.
По плану второй пятилетки (1933 – 1937 годы) предусматривалось строительство новой восьмикилометровой линии грузового трамвая от клинической больницы по Чёрновской дороге (ныне улица Ю. Гагарина) до нового фабрично-заводского посёлка Пятилетка (Безымянка). Но этот проект так и не был реализован и перешёл в планы третьей пятилетки (1938 – 1942 годы). По новому плану в 1938 – 1939 годах полагалось составить проект строительства трамвайной линии от Клинической больницы по Чёрновскому шоссе в промышленный район Безымянка длиной 12 километров. Рассматривался вариант выхода трамвайной линии по Чёрновскому шоссе к заводу им. Масленникова с одной стороны и к железнодорожной станции «Безымянка» с другой. Изначально планировалось, что грузовая трамвайная линия будет одноколейной с четырьмя разъездами. По плану строительство должно было начаться в 1940 году.
В марте 1940 года «Дортранспроект» при наркомате коммунального хозяйства РСФСР закончил составление технического проекта на строительство трамвайной линии на Безымянку. Длина трамвайной линии должна была составить 12,6 километров. Сама трамвайная линия должна была пройти от завода им. Масленникова по улице Луначарского до клинической больницы и далее по Чёрновскому шоссе до железнодорожной станции «Безымянка». На линии должны были расположиться две тяговые подстанции и депо на 250 вагонов.
В мае 1940 года началось строительство трамвайной линии «Куйбышев – Безымянка». Строительство линии шло с двух сторон: от клинической больницы и от 3-го участка Безымянлага. Участок линии между клинической больницей и заводом им. Масленникова был отнесён на вторую очередь. Работы по строительству, однако, затянулись и перешли на 1941 год. Планировалось, что открытие трамвайного движения по маршруту «Куйбышев – Безымянка» состоится в 25-ую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции (то есть, 25 октября 1942 года).
Внезапно начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Строительство трамвайной линии на Безымянку было приостановлено. Но, вскоре, возобновилось, поскольку на трамвай была возложена функция перевозки грузов из города на Безымянку, а перевозку трудящихся должны были осуществлять пригородные поезда. Но, поскольку пригородные поезда не могли осилить весь пассажиропоток, было решено, что трамвай помимо возложенной на него функции грузоперевозок, должен взять на себя перевозку пассажиров, а для этого нужно было достроить трамвайные пути.
Строительство трамвая по направлению к Безымянке велось ударными темпами. Контактную сеть для новой линии монтировали работники городского трамвая; шёл монтаж тяговой подстанции. Строительство Безымянского трамвайного депо (только первой очереди на 95 вагонов) велось силами треста №1 наркомата авиационной промышленности. Сама линия прокладывалась вдоль Чёрновского шоссе (улицы Гагарина) с использованием путевого строения железнодорожной ветки, соединявшей Безымянку с заводом им. Масленникова.
Основные строительные работы на линии были завершены к 7 ноября1941 года, и с 8 ноября 1941 года началось движение вагонов по новому маршруту №3 «Линдовский рынок – Безымянка» длиной 18,9 километров. Линия была целиком двухколейной за исключением однопутного разворотного кольца в посёлке им. Кузнецова: здесь вагоны шли вкруговую (по улицам Московской, Мичурина, Клинической и Пролетарской), а пассажиры, желавшие попасть в старый город, были вынуждены пересаживаться в вагоны маршрута №1 на Линдовском рынке. На Безымянке линия трамвая заканчивалась в Соцгородке, петля была устроена у 4-го района УОС – на пустыре, где пересекаются современные улица Победы и проспект Кирова. Сейчас на этом месте построен торговый центр «Вива-Лэнд».
Большая часть линии проходила в выемке глубиной 5,5 метров (откосы её заканчивались прямо у шпал), так что трамвайные пути представляли собой снежный туннель. Часто их заносило снегом. На линии были организованы 6 остановок: «Клиническая больница», «9-ое отделение милиции», «Сад-совхоз», «Машстрой», «Стахановский посёлок», петля у 4-го района УОС. Вместе с линией частично была введена во временную эксплуатацию тяговая подстанция №3 (в районе строившегося трамвайного депо).
После завершения строительства УОС НКВД СССР передало трамвайную линию в эксплуатацию управлению трамвая. Окончательная приёмка трамвайной линии по Чёрновскому шоссе состоялась в 1942 году.
Всё вышеизложенное говорит о том, что на схемах 1937 года издательства НКВД и 1940 года издательства РККА обозначены не железнодорожные, а именно трамвайные пути. Изображение на схемах отличается, что наталкивает на мысль о том, что на разных схемах изображены различные проекты строительства трамвайной линии «Город – Безымянка».
Трамвай помог городу в развитии, выполнял несвойственные для него функции грузоперевозок и успешно справился с этим. Грузовые линии трамвая в Куйбышеве были разобраны в 1945 – 1946 годах, от них не осталось и следа в наши дни. Но мы благодарны трамваю за то, что было сделано с его помощью.
Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !
Туристическая компания "Профцентр" - номер РТО 003897 в Федеральном реестре туроператоров РФ - туроператор по всем видам внутреннего туризма с 1997 года