Найти в Дзене
Alebrio

Яичница, бананы и кебаб: фаллоцентризм с чувством юмора в искусстве Сары Лукас

Сара Лукас родилась в 1962 году, она одна из самых дерзких и необычных фигур британского современного искусства. Ее имя прочно связано с поколением молодых британских художников, ворвавшихся на арт-сцену в 1988 году и перевернувших представление о том, каким может быть искусство. В арсенале Лукас - ирония, двусмысленные визуальные образы, скульптуры из подручных материалов и очень провокационный юмор.

Сара родилась в Лондоне, бросила школу в 16 лет, но вскоре вернулась к учебе: сначала в Колледже для рабочих (1982–1983), затем в Лондонском колледже печати (1983–1984), а позже и в знаменитом Голдсмитс-колледже, где в 1987 году получила диплом по изобразительному искусству. Уже в следующем году ее включили в легендарную выставку “Заморозка” (“Freeze”), где вместе с ней участвовали будущие звезды: Дэмиен Херст, Ангус Фэйрхерст и Гэри Хьюм.

В 1990 году вместе с Генри Бондом она организовала выставку “Ист Кантри Ярд Шоу”, а спустя два года представила свои первые персональные проекты - “Вся шутка” и провокационную инсталляцию с говорящим названием “Пенис, прибитый к доске”.

В начале 1990-х Лукас начинает активно использовать мебель как замену человеческому тела, создавая работы с нарочито грубыми намеками на сексуальность. Один из ее самых известных объектов - “Au Naturel” 1994 года, созданный для выставки Георга Херольда: на матрасе расположены два апельсина, две дыни, ведро и огурец, символизирующие мужское и женское тело. Это искусство без прикрас, почти натюрморт, но с откровенным и даже издевательским подтекстом, словно высмеивающим.

В 1993 году вместе с художницей Трейси Эмин она на полгода открыла арт-пространство под названием The Shop - лавка в восточном Лондоне, где они продавали футболки с лозунгами, кружки и другие арт-объекты. Это было не просто про творчество - это был вызов устоявшимся консервативным устоям, соединение арт-мира с уличной культурой.

​Влюбилась в своего учителя и 15 лет жила с ним, пока расставание не свело её с ума. Трагическая судьба скульптора Камиллы Клодель.
Alebrio21 февраля 2023

Ее работа “Bitch” 1995 года - еще один пример этому: стол, футболка, дыни и копченая рыба в вакууме - в этой работе Сара соединяет печатные издания с готовыми предметами. Ранее Лукас уже использовала увеличенные развороты скандальной газеты The Sunday Sport в своих произведениях.

Все творчество Лукас пронизано темами сексуальности, смерти, национального характера и гендера. Она использует самые разные и простые материалы: от сигарет до яичницы. В серии автопортретов она не просто играет с образом - она буквально превращает себя в арт-объект. Один из самых известных снимков - “Возвращение в человеческий туалет” 1998 года, где она сидит на унитазе с сигаретой. На выставке “Шоу пепельниц” 2000 года она сделала серию работ, использовав сигареты как материал. А в 2001 году представила неоновую работу “Новая религия” - гроб, подсвеченный фиолетовыми лампами. Позже ее приобрел в свою коллекцию Джордж Майкл.

О художнице также снимали документальные фильмы, к примеру BBC в 1996 году: с говорящим названием “Две дыни и вонючая рыба”, а галереи в Лондоне и Нью-Йорке с начала 1990-х регулярно устраивают ее персональные выставки. Ее работы выставлялись по всей Европе - от Франкфурта и Роттердама до Цюриха и Гамбурга. Также Сара не ограничивалась галереями: устраивала инсталляции в заброшенных зданиях - например, на почтовом складе в Берлине или в Музее Фрейда.

10 незабываемых скульптур, от которых невозможно оторвать взгляд
Alebrio23 сентября 2021

В числе главных групповых выставок, где ее работы оказались в центре внимания, - “Sensation” 1997 году, “Brilliant!” 1995 году, и участие в Венецианской биеннале 2003 и 2015 годов. В последней она представляла Великобританию с выставкой под названием “I SCREAM DADDIO” - , вызвавшей у зрителя двойственные эмоции на увиденное, но точно никого не оставив равнодушным.

В 2012 году она была куратором на выставке “Free”. Где зрителям были представлены работы заключенных и бывших преступников.

В 2021–2022 годах на австралийской выставке “Знай мое имя” демонстрировались ее автопортреты и работа “Ем банан”. В 2024 году Лукас вновь возвращается в Европу - в Кунстхалле Мангейма готовится персональная выставка.

Критики и искусствоведы называют Сару Лукас одной из немногих художниц, кто переосмысливает женское тело в истории искусства, и делает это без пафоса, с иронией. Ее натюрморты из еды ведь это не просто пародии, а ответ великим феминистским художницам, таким как Джуди Чикаго. “Я не решаю проблему, — говорит Лукас, - я ее исследую”.

Пощечина общественному вкусу. Авангардные работы Марселя Дюшана, которые никого не оставят равнодушными.
Alebrio14 сентября 2024

В ее работах: бананы, яйца, мебель, сигареты, бетон, неон, фотография и все это подчинено одной цели: изучить, где заканчивается искусство и начинается жизнь. Или наоборот. Отсылки к Дюшану, Мане, Уилке, Шерман, Уайтрид - указывают на глубокое понимание классической живописи, которое она разрушает с ироничной улыбкой. Сара Лукас говорит, что ее работы “продолжают думать и говорить с разными людьми”. И, пожалуй, в этом и заключается главная сила ее искусства - оно не оставляет зрителя равнодушным, а провоцирует на размышления, где-то даже раздражает, но точно не проходит мимо.

Пишите в комментариях ваши эмоции относительно работ Сары Лукас

Вызывающая и провокационная. Что такого особенного в скульптуре Родена «Поцелуй», из-за чего она признана всемирно известным шедевром?
Alebrio9 мая 2024
Галлюцинации японской художницы Яёй Кусамы. воплощенные в её необычных картинах и инсталляциях.
Alebrio8 марта 2023

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.