«Если вы стали для кого-то плохим – значит, много хорошего было сделано для этого человека» – эта фраза Льва Толстого будто рвёт что-то внутри.
Есть в ней правда, обнажённая и жесткая, как нерв. И, как ни странно, эта правда часто не в том, чтобы быть хорошим, а в том, чтобы однажды сказать «достаточно».
Многие наверняка узнают знакомые сюжеты. Когда сначала – помощь, участие, забота, а потом – недоумение, почему вдруг ты оказался «плохим». Почему один отказ перечёркивает все месяцы (а то и годы) участия. Почему даже близкие начинают воспринимать твою доброту как должное, как само собой разумеющееся – до тех пор, пока ты не посмеешь очертить границы.
Иногда кажется, что у наглости вообще нет тормозов. Есть только газ – и чем мягче человек, тем глубже в него въезжают.
История из жизни
Вот, например, история, о которой до сих пор говорят с прищуром. Вроде бы из мелочей, но на самом деле – это зеркало, в котором каждый может себя увидеть. Женщина приютила родственников, «на пару месяцев». Родственники остались на год. У её мужа кризис среднего возраста совпал с кризисом рынка труда – и он уже полгода «в поиске подходящей вакансии». В переводе на нормальный язык – сидит дома и не слишком торопится. А она кормит всех. Потому что неудобно. Потому что как сказать – обидятся же.
Или вот ещё одна история. Почти анекдот, если бы не было так горько. Муж ушёл – да, бывает. Нашёл кого-то другого. Но вернулся. И не один – а с пасынком, ребёнком своей новой жены. Потому что та уехала за границу, «устала от семейной жизни». И теперь брошенного ребёнка надо спасать. И спасает – не родная мать, не родной отец, а брошенная женщина, которая когда-то осталась одна с двумя детьми. Не потому что обязана, а потому что не может иначе. Потому что совесть есть. А совестливых и используют чаще всего.
Всё это накапливается. Медленно, как капли на камне. И однажды человек замечает, что вокруг все пьют из его бокала, спят в его постели, едят из его холодильника – и ещё ворчат, если вдруг чего не хватает. А он, между тем, перестал чувствовать себя дома даже у себя дома.
В таких историях удивительно то, как меняется восприятие. Пока ты удобный – ты хороший. Пока соглашаешься, уступаешь, жертвуешь – тебя хвалят. Как только осмелишься сказать: «Хватит», – ты сразу становишься эгоистом, предателем, холодным человеком.
«Там, где львы добреют – шакалы наглеют», – сказал Аль Пачино.
И в этом тоже скрыта горькая ирония жизни. Потому что слишком часто именно великодушие провоцирует наглость. Как будто добрый человек автоматически подписал с миром договор на вечное самоотречение.
Или вот ещё: «Нет прохода, и давно, в мире от нахалов. Мразь и серость пьёт вино из чужих бокалов», – писал Владимир Высоцкий.
Грубо? Может быть. Но точно. Потому что в какой-то момент понимаешь: чем тише говоришь, тем громче наступают. Чем больше прощаешь, тем охотнее пользуются. А границы – это не жестокость. Это способ сохранить себя.
Кому-то может показаться, что в таких ситуациях нужно просто «не обращать внимания». Терпеть, быть выше. Но ведь и терпение не резиновое. И достоинство – не пустой звук. Быть добрым не значит быть наивным. Быть щедрым – не значит быть бессловесным.
«Первым признаком глупости является полное отсутствие стыда», – заметил Зигмунд Фрейд.
Люди без внутреннего стержня, без саморефлексии, действительно не видят ничего плохого в том, чтобы залезть к кому-то в душу, в кошелёк, в квартиру, в жизнь. И при этом ещё возмущаться, если их вдруг просят уйти.
Чем объяснить эту наглость?
У психологов на это уйдёт десяток теорий. Но, если отбросить термины, причина часто банальна – слабость другой стороны. Не физическая, конечно. Эмоциональная. Эта робость, нежелание обидеть, страх быть «плохим» в чьих-то глазах. А ведь, по сути, никакая доброта не обязана быть беспредельной.
Народная мудрость тоже не молчит: «Рожа наглая, а душонка мелкая».
Всё сказано. Коротко, просто, по-нашему.
Справедливый вопрос – как вообще реагировать на таких людей? Как не испортиться самому? Не ожесточиться, не закрыться?
Вот тут помогает одна из самых глубоких мыслей, принадлежащих Конфуцию: «Относись ко всем с добром и уважением, даже к тем, кто с тобой груб. Не потому, что они достойные люди, а потому, что ты – достойный человек».
Не опускаться до чужого уровня – это тоже форма границы. Уважать себя – не значит ненавидеть других. Просто иногда нужно остановиться и задать себе вопрос: а не слишком ли удобно кому-то стало в моей жизни? И если ответ – да, то, может быть, пришло время выровнять баланс.
Потому что, как говорил Джек Николсон: «Имейте безмерную наглость поступать именно так, как хотите вы».
И если кому-то это не по вкусу – это уже их проблема.
Что бы вы добавили еще? Делитесь в комментариях!
Буду очень признательна, если вы поставите лайк, потому что это помогает каналу развиваться. Подписывайтесь на канал, здесь много полезного.