Найти в Дзене
Культовая История

Вдохновение Микеланджело: Белведерский Торс

Деталь Белведерского торса, созданного Аполлонием, в музее Пио-Клементино в Ватикане.
Деталь Белведерского торса, созданного Аполлонием, в музее Пио-Клементино в Ватикане.

Белведерский торс — пример произведения искусства, стиль и техника которого считались воплощением совершенства античности. Одним из художников, особенно восхищавшихся этой скульптурой, был Микеланджело (1475–1564). Он был поражён изогнутой позой торса, тем, как он скручивается вокруг своей оси, подчёркивая мускулатуру всего тела.

Белведерский торс работы Аполлония, музей Пио-Клементино, Ватикан.
Белведерский торс работы Аполлония, музей Пио-Клементино, Ватикан.

Белведерский торс — фрагмент статуи, высеченный приблизительно в I веке до н.э. Он был заново обнаружен в начале XV века в Риме, вероятно, в результате раскопок среди древних руин.

В течение следующего столетия мраморная скульптура приобрела множество поклонников и стала важным источником вдохновения для Микеланджело и многих других художников.

Фигура, скорее всего, изображает Геракла, о чём свидетельствует шкура животного, на которой он сидит. Художник, создавший статую, оставил подпись на каменном основании под фигурой: «Аполлоний, сын Нестора, афинянин». По стилю предполагается, что Аполлоний смоделировал эту фигуру по образцу более ранней греческой скульптуры, датируемой II–IV веками до н.э.

После своего открытия в XV веке статуя постепенно привлекала внимание художников и учёных, многие из которых создавали детальные зарисовки этого объекта. Можно предположить, что их привлекала телесность формы, реализм анатомических деталей, её ощутимый вес и зримая сила.

В Италии эпохи Возрождения считалось, что культуры Древней Греции и Рима достигли вершины эстетической чистоты в архитектуре и искусстве. Считалось, что после этого периода — в «средние века» — искусства и гуманитарные знания пришли в упадок, но этот упадок можно преодолеть, даже превзойти, восстановив связь с техникой классического прошлого.

Слово Возрождение хорошо известно в истории искусства. Однако, это не всегда лёгкое для понимания понятие.

Если выразиться просто, эпоха Возрождения — это период, в основном сосредоточенный в Италии, в котором искусство расцветало благодаря щедрым заказам от влиятельных меценатов. Эпоху вдохновили заново открытые тексты и предметы из античного мира Рима и Греции, чья литература, наука и политика считались эпохой высших достижений.

Белведерский торс — яркий пример такого объекта. Для Микеланджело реалистичность скульптуры, соединённая с её идеализацией мужской формы, символизировала творческую силу скульптора. Она показывала ему, как художник может отразить природу и даже превзойти её, став независимой и созидательной силой через своё собственное мастерство.

Сотворение Адама с потолка Сикстинской капеллы (ок. 1511), Микеланджело. Музеи Ватикана.
Сотворение Адама с потолка Сикстинской капеллы (ок. 1511), Микеланджело. Музеи Ватикана.

Неудивительно, что влияние Белведерского торса прослеживается в работах самого Микеланджело, некоторые из которых стали одними из самых известных изображений в истории.

В сцене Сотворения Адама, написанной на потолке Сикстинской капеллы около 1511 года, тело Адама явно напоминает древнюю статую. Мускулистость торса Адама и то, как верхняя и нижняя части тела скручены, чтобы художник мог чётко изобразить анатомическую структуру, восходят к белведерской скульптуре.

Деталь фрески Микеланджело «Страшный суд» (Сикстинская капелла), изображающая святого Варфоломея с ножом мученичества и своей содранной кожей, (1535–1541).
Деталь фрески Микеланджело «Страшный суд» (Сикстинская капелла), изображающая святого Варфоломея с ножом мученичества и своей содранной кожей, (1535–1541).

Аналогично, во фреске Страшный суд, написанной на алтарной стене Сикстинской капеллы, фигура, идентифицированная как святой Варфоломей — мрачно держащий нож своего мученичества и собственную содранную кожу — принимает позу, явно вдохновлённую белведерской моделью.

Особенно заметно это в расположении ног святого, сидящих верхом на облаке. Микеланджело использовал вариации этой позы в нескольких своих скульптурах и картинах. Мраморная статуя Победа (ок. 1519) и Мятежный раб (1513) также демонстрируют похожее скрученное движение — ноги расположены асимметрично, а верхняя часть тела повёрнута в сторону.

Белведерский торс сохранял популярность среди художников на протяжении последующих веков. Влиятельнейший искусствовед и археолог Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768), основоположник академического изучения античного искусства, восторженно писал о Белведерском торсе. Он описывал его как «обожествлённую форму» фигуры, «бессмертное тело, которое, тем не менее, сохранило силу и упругость, соответствующие тем великим подвигам, которые оно совершило».

В XVII веке художник Питер Пауль Рубенс (1577–1640) делал зарисовки этой статуи, чья монументальная энергия отчётливо прослеживается в его общем стиле живописи. В XVIII веке Антонио Кановa (1757–1822) продолжал черпать вдохновение в торсе для своих неоклассических скульптур. А в XIX веке считается, что скульптор Огюст Роден (1840–1917) использовал Белведерскую статую в качестве источника вдохновения для своего произведения Мыслитель.

Белведерский торс (ок. 1602), Питер Пауль Рубенс. Карандаш и чёрный мел на бумаге.
Белведерский торс (ок. 1602), Питер Пауль Рубенс. Карандаш и чёрный мел на бумаге.

Таким образом, можно проследить цепочку влияния — от утраченной древнегреческой скульптуры до римской копии, выполненной Аполлонием, которая сама по себе была забыта до своего открытия в Риме эпохи Возрождения, и далее — через различные произведения искусства последующих поколений живописцев и скульпторов. В этом смысле Белведерский торс помогает нам понять, как античное искусство почиталось европейскими художниками, и как его влияние помогло сформировать искусство последних 500 лет.

Белведерский торс сегодня можно увидеть в Музеях Ватикана в Риме.