Найти в Дзене

Почему я не рекомендую стыдить детей и подростков

Записки семейного психолога Когда ко мне приходят родители с фразой: «Как его (ее) воспитывать? Он (она) вообще не стыдится ничего!", я грустнею. Потому что за этими словами стоит своя собственная история про то, что мы когда-то испытали на себе. Критично важно различать два очень разных чувства: вину и стыд. Вина — это СИГНАЛ, что Я СДЕЛАЛ что-то не так.
Стыд — это ОЩУЩЕНИЕ, что Я ПЛОХОЙ.
Стыд у детей Когда ребёнок испытывает вину, у него появляется возможность исправить, восстановить, учесть, сделать по-другому. Это чувство связано с действием. Это контроль, который сохраняется.
Когда ребёнок испытывает стыд — он хочет спрятаться, исчезнуть, замереть. Стыд парализует. Он бьёт по самооценке, по ощущению «я ОК», по праву быть собой. Это потеря контроля. Стыд — это не про поведение. Это про личность.
Когда мы говорим ребёнку: «Ты плохой», «Мне стыдно за тебя», «Фу, как можно было так поступить», — мы не даём ему опоры, мы выбиваем почву из-под ног. Мы и сами такие. Нас так воспиты
Оглавление
Как тебе не стыдно?!
Как тебе не стыдно?!


Записки семейного психолога

Когда ко мне приходят родители с фразой: «Как его (ее) воспитывать? Он (она) вообще не стыдится ничего!", я грустнею. Потому что за этими словами стоит своя собственная история про то, что мы когда-то испытали на себе.

Критично важно различать два очень разных чувства: вину и стыд.

Вина — это СИГНАЛ, что Я СДЕЛАЛ что-то не так.
Стыд — это ОЩУЩЕНИЕ, что Я ПЛОХОЙ.


Стыд у детей

Когда ребёнок испытывает вину, у него появляется возможность исправить, восстановить, учесть, сделать по-другому. Это чувство связано с действием. Это контроль, который сохраняется.

Когда ребёнок испытывает стыд — он хочет
спрятаться, исчезнуть, замереть. Стыд парализует. Он бьёт по самооценке, по ощущению «я ОК», по праву быть собой. Это потеря контроля.

Стыд — это не про поведение. Это про личность.

Когда мы говорим ребёнку: «Ты плохой», «Мне стыдно за тебя», «Фу, как можно было так поступить», — мы не даём ему опоры, мы выбиваем почву из-под ног.

Мы и сами такие. Нас так воспитывали. А потом — мы выросли. И продолжаем жить с этим внутренним стыдом. Боимся ошибиться, боимся быть «недостаточно хорошими», стремимся нравиться, теряя контакт с собой.

Вина может стать основой внутренней ответственности. Стыд — основой тревоги, перфекционизма и самоуничижения.

Что же делать?

Когда ваш ребёнок сделал что-то не то — говорите про поступок, а не про него.

Не: «Ты плохой мальчик», а: «Мне не нравится, что ты кидаешься кубиками. Это больно. Смотри, как можно играть по-другому».


Это не про избалованность. Это про здоровые границы без унижения.

Стыд у подростков

Если у маленьких детей стыд чаще вызывает слёзы и замешательство, "мама, прости, я больше так не буду", то у подростков всё сложнее и острее.

🔸 Подростковый возраст — это время, когда личность собирается по кусочкам: кто я, какой я, что со мной не так, и как меня видят другие. В этот период особенно важно ощущение принятия и безопасности в своей «группе» — будь то семья, друзья или класс.

Когда подростка стыдят — особенно прилюдно, особенно близкие — он не просто «обижен».

И он не пойдёт просить прощения! Он отвернётся, закроется. Это не потому, что он «наглеет». Это потому, что
стыд — невыносим. Особенно в этом возрасте. Особенно когда и без того ощущение себя — размытое, неустойчивое.

Я вижу, как подростки, которых регулярно стыдят:

  • начинают не любить своё тело;
  • прячут свои чувства или выбирают агрессию;
  • перестают делиться самым важным.

Как правильно?

Винить, критиковать, выражать любые свои чувства и недовольства, но не стыдить.

Не: «Ты меня разочаровал».
А: «Мне тяжело видеть то, что ты сделал. Это имеет свои последствия, и это твоя ответственность. Давай подумаем, как все исправить."

Стыд может уничтожить то, что только начинает прорастать. Напротив, поддержка — даже в момент ошибки — даёт силы расти!