Записки семейного психолога Когда ко мне приходят родители с фразой: «Как его (ее) воспитывать? Он (она) вообще не стыдится ничего!", я грустнею. Потому что за этими словами стоит своя собственная история про то, что мы когда-то испытали на себе. Критично важно различать два очень разных чувства: вину и стыд. Вина — это СИГНАЛ, что Я СДЕЛАЛ что-то не так.
Стыд — это ОЩУЩЕНИЕ, что Я ПЛОХОЙ.
Стыд у детей Когда ребёнок испытывает вину, у него появляется возможность исправить, восстановить, учесть, сделать по-другому. Это чувство связано с действием. Это контроль, который сохраняется.
Когда ребёнок испытывает стыд — он хочет спрятаться, исчезнуть, замереть. Стыд парализует. Он бьёт по самооценке, по ощущению «я ОК», по праву быть собой. Это потеря контроля. Стыд — это не про поведение. Это про личность.
Когда мы говорим ребёнку: «Ты плохой», «Мне стыдно за тебя», «Фу, как можно было так поступить», — мы не даём ему опоры, мы выбиваем почву из-под ног. Мы и сами такие. Нас так воспиты