Сижу на кухне, пью чай с соседкой Ларисой Петровной, а она мне всё про своего сына рассказывает. Голова кругом идёт от этих семейных драм!
– Понимаешь, Оль, я, конечно, Максима не во всём оправдываю, – говорит она, помешивая сахар в стакане. – Да, ушёл от жены, троих детей оставил. Это нехорошо, спору нет! Но в той ситуации со свадьбой я его понимаю полностью.
Я киваю, слушаю внимательно. Ларису Петровну знаю много лет, женщина рассудительная, просто так говорить не будет.
– Представляешь, готовились они к свадьбе месяц! – продолжает она. – Максим с Алёной, её дочка Катюша. Платье купили, ресторан заказали, гостей пригласили. А тут, буквально накануне торжества, звонит его бывшая жена Ирина: машину разбила, говорит, дети одни остались, приезжай срочно!
– И что он? – спрашиваю я.
– А что он мог сделать? Сказал: извини, Ира, но завтра у меня свадьба, справляйся как-нибудь сама. И правильно сделал! А теперь она его по всему району поливает грязью!
Максиму сейчас тридцать восемь лет. Развёлся с первой женой Ириной два года назад. Причина банальная – любовь прошла, характерами не сошлись. От первого брака у него трое детей: старшему Андрею четырнадцать, Лене одиннадцать, младшему Дениске всего семь лет.
– Максим хороший отец! – горячится Лариса Петровна. – Алименты исправно платит, детей каждые выходные забирает, на каникулы к себе берёт. Игрушки, одежду покупает. С Ириной старается нормально общаться, хотя она его просто замучила своими звонками!
Я понимающе киваю. Знаю таких разведённых жён – не могут отпустить бывшего мужа, цепляются за любой повод.
– Она же понимает, что он с Алёной живёт уже полтора года, – вздыхает соседка. – Но всё равно звонит по каждому пустяку. То стиральная машина сломалась, то у Дениса температура поднялась, то Андрей с математикой не справляется. Максим поначалу на все вызовы бежал, день и ночь готов был помочь. Но потом понял, что его просто используют.
– А новая жена как к этому относится? – интересуюсь я.
– Алёна? Золотая девочка! – улыбается Лариса Петровна. – Терпеливая такая, понимающая. Детей Максима хорошо принимает, с ними играет, угощает всегда. У неё самой дочка Катя от первого брака, восемь лет ей. Они все вместе дружно живут.
– А Ирина что думает про новую жену?
– Да она её на дух не переносит! – машет рукой соседка. – Во всех бедах Алёну винит. И в разводе, и в том, что дети отца реже видят. Хотя это же глупости! Максим и до знакомства с Алёной уже думал о разводе.
Наливаю себе ещё чаю, жду продолжения истории.
– Так вот, – продолжает Лариса Петровна. – Готовились они к свадьбе. Хотели настоящего, красивого праздника. Раньше всё как-то на быструю руку было – то ремонт, то переезд. А тут решили хорошенько отметить, родственников всех собрать. Алёна платье белое купила, и Катюшке платьице нарядное. Ресторан заказали, фотографа, музыку. Гости из других городов приехали!
– И тут звонок от бывшей жены?
– Именно! В пятницу вечером, а свадьба в субботу назначена. Говорит: разбила машину на парковке возле магазина, сама не пострадала, но машина не на ходу. Детей, говорит, не с кем оставить, приезжай забирай к себе!
Я качаю головой. Надо же, какое совпадение!
– Максим ей объясняет: завтра у меня свадьба, все готово, гости приглашены. Не могу я сейчас детей взять, у нас и места нет – родственники приехали, везде люди. Попроси кого-нибудь из подруг помочь или такси вызови, если надо куда-то ехать.
– А она что?
– А она в крик! Дети, говорит, без отца остались, а ты с какой-то чужой тёткой свадьбу играешь! Требует, чтобы он свадьбу отменил и приехал к детям!
– Ну это уже слишком! – возмущаюсь я.
– Вот и я так думаю! – соглашается Лариса Петровна. – Свадьбу не отменишь за день до торжества! Деньги потрачены, люди собрались. Да и почему он должен свою жизнь ломать из-за её проблем?
– А что с детьми в итоге случилось?
– Да ничего особенного! – опять машет рукой соседка. – Посидели дома выходные, никуда не выходили. Андрей уже большой, за младшими присмотрел. В понедельник Ирина на работу поехала на автобусе, как все нормальные люди. Машину через неделю починили.
Допиваю чай, думаю над рассказанным. Действительно, сложная ситуация.
– А теперь она всем рассказывает, какой Максим плохой отец, – продолжает Лариса Петровна. – Детей, говорит, бросил, со своей новой семьёй веселится, а родные дети страдают. В школе учителям жалуется, соседям, в магазине продавщицам. Позор какой!
– Максим как реагирует?
– А что он может сделать? Молчит, не оправдывается. Говорит: пусть думают что хотят, я свою совесть чистой держу. С детьми отношения у него хорошие, они понимают, что папа их любит. Только Андрей старший иногда мамины слова повторяет, но это в переходном возрасте нормально.
Встаю из-за стола, благодарю за чай и рассказ. Иду домой, а в голове всё крутится эта история. И правда, трудно сказать, кто прав, кто виноват. С одной стороны, дети важнее всего. С другой стороны, нельзя же всю жизнь подчинять капризам бывшей жены.
Дома рассказываю мужу эту историю. Он слушает, покачивает головой.
– Знаешь, Оль, – говорит он. – По-моему, Ирина специально устроила эту аварию перед свадьбой. Не может она спокойно смотреть, как бывший муж счастлив с другой женщиной.
– Думаешь, нарочно?
– А как ты думаешь? Машину разбить на пустом месте, как раз накануне важного дня? Слишком подозрительное совпадение. Наверняка хотела свадьбу сорвать.
– Но дети-то ни при чём, – возражаю я.
– Дети, конечно, ни при чём. Но и Максим не виноват, что у него бывшая жена такая. Он же не бросил детей насовсем. Он просто не позволил собой манипулировать.
Ложимся спать, а я всё думаю об этой семейной драме. Представляю себя на месте Алёны – каково это, когда твою свадьбу пытаются сорвать? А на месте детей – как это, когда родители постоянно ссорятся? А на месте Максима – как выбирать между старой семьёй и новой?
Наверное, в таких ситуациях правых и виноватых не бывает. Каждый защищает своё счастье как умеет. Ирина не хочет отпускать Максима, Максим хочет жить новой жизнью, Алёна хочет быть счастливой женой. А дети просто хотят, чтобы родители их любили и не ссорились.
Утром встречаю Ларису Петровну у подъезда. Она идёт в магазин с внучкой Катей – дочкой Алёны. Девочка весёлая, красивая, к бабушке Ларисе привязалась.
– Как дела? – спрашиваю я.
– Да нормально, – отвечает соседка. – Максим с Алёной уже с медового месяца вернулись. На Кипре были, красота! Фотографии показывали – загорелые, счастливые. А Ирина всё психует, теперь из-за того, что Максим в отпуск без детей поехал.
– А почему без детей?
– Да заграничные паспорта у мальчишек просрочены, не успели оформить. Да и дорого очень на всех. Максим обещал осенью всех детей в Сочи свозить, и Андрея, и Лену, и Дениса, и Катю.
Киваю, понимаю. Деньги не резиновые, особенно когда алименты платишь и новую семью содержишь.
– Главное, чтобы дети счастливы были, – говорю я.
– Вот именно! – соглашается Лариса Петровна. – А когда родители постоянно ссорятся, детям хуже всего. Ирине бы успокоиться да свою жизнь устраивать, а не за чужим счастьем гоняться.
Прощаемся, расходимся по своим делам. А я всё думаю: наверное, Лариса Петровна права. Нельзя вечно жить прошлым и мешать другим строить будущее. Максим сделал свой выбор, создал новую семью. Имеет право быть счастливым. А дети со временем поймут и простят. Главное, чтобы любовь осталась.