В этом году исполняется 200 лет со дня рождения одного из ярких представителей российских мусульман XIX века – татарского ученого, языковеда, литератора, педагога, писателя и историка Каюма Насыри. Личность Каюма Насыри, получившая сегодня широкое признание в татарской культуре, при жизни самого героя провоцировала множество вопросов и сомнений.
Его карьера казалась предрешена прошлыми поколениями выпускников медресе – от хальфы, мугаллима до мударриса медресе – однако он выбрал иной путь. После окончания медресе, он совершил немыслимый по тем временам поступок и согласился преподавать татарский язык вначале в Казанском духовном училище, позднее – в Казанской духовной семинарии.
Каюм Насыри родился 2 февраля 1825 году в семье муллы в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии. Вырос в религиозной и образованной среде, его отец и дед занимались научной деятельностью, переписывали рукописные книги. Начальное образование Насыри получили в мектебе отца, после перебрался в Казань, где продолжил обучение в медресе при Белой мечети. Он получил классическое мусульманское образование, включавшее знание Корана, хадисов и законов шариата, арабской и персидской литературы, самостоятельно изучил русский язык.
Потом была учеба в медресе, а далее уже преподавание татарского языка в русских учебных заведениях г. Казани.
Это было вопиющим случаем и настоящим скандалом, особенно, учитывая, что он не только получил традиционное мусульманское образование, но и происходил из кругов мусульманских ученых. За подобное «предательство» ислама ученые обвинили его в измене. Это привело к тому, что на долгие годы круг его общения ограничился преподавателями и учащимися семинарии и университета. Началась его многолетняя работа в православных учреждениях, где он в 1855-71 годы вел практические занятия по татарскому языку.
Каюму выделили крохотную комнату на чердаке семинарского здания, где он до глубокой ночи засиживался над восточными рукописями, русской и европейской литературой, конспектами и набросками первых своих сочинений. Наряду с татарским языком, Насыри знакомил своих студентов с мусульманским миром, мировоззрением и менталитетом татар. Для своих занятий он подготовил учебные материалы. В этот период Насыри погрузился в изучение татарско-мусульманской повседневности, начал собирать песни, пословицы, поговорки, загадки и сказки, заинтересовался обрядами и праздниками татар. Свои наблюдения он отразил в статье «Очерк татарских поверий и обрядов», опубликованной в VI томе «Записок Императорского русского географического общества». В стенах православных учебных заведений началась не только педагогическая, но и в целом научная деятельность молодого Насыри.
Одним из первых среди татар Каюм Насыри начал преподавать русский язык. В 1871 году, по предложению инспектора татарских, башкирских и казахских школ Казанского учебного округа Василия В. Радлова (1837-1918), Насыри открыл в Казани начальную русско-татарскую школу для татар. В 1876 году из-за расхождений с Радловым по вопросам методики преподавания, Насыри оставил школу. Одиночество и спокойная жизнь на квартире у муэдзина Галеевской мечети на Сенной улице позволили Насыри погрузиться в научную деятельность. Именно в эти годы создаются наиболее значимые произведения в области татарского языкознания, педагогики, методики обучения, истории и литературы.
В 1885 году Насыри был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Наряду с представителями миссионерского востоковедения, в лице Саблукова и Ильминского, Насыри также активно общается с университетской востоковедческой профессурой, с Иосифом Готвальдом (1813-1897), Василием Григорьевым (1816-1881), Николаем Катановым (1862-1922) и др. Общение с востоковедами благотворно повлияло на направление его научно-просветительской деятельности; предоставило возможность познакомиться с методиками преподавания и образовательными технологиями системы российского образования, которые в дальнейшем он внедряет и интегрирует в теорию и практику татарского образования.
Несмотря на сложности в отношениях с единоверцами и консервативными кругами, Насыри оставался верующим мусульманином. Многочисленные произведения, которые он посвятил религии, красноречиво свидетельствуют об его стремлении не порывать с религией предков. Среди наиболее значимых сочинений его конкорданс Корана «Мифтах ал-Кур’ан» («Ключ к Корану»), который он завершил в 1886 году, тем самым став первым или одним из первых мусульманских авторов, проделавших подобную работу. Кроме того, Насыри написал несколько произведений непосредственно по истории ислама, в частности, «Мухтасар таварих анбия» («Краткая история пророков») – впервые опубликованную в 1884 году, выдержала несколько переизданий. И другие сочинения по исламу (подробнее см. в следующей статье).
Каюм Насыри оставил богатейшее наследие в истории и культуре татарского народа. Ученый стремился разрушить барьер между татарской и русской культурами, на это была направлена его преподавательская и научная деятельность, подготовка словарей, учебников по татарской и русской грамматикам, переводы, налаживание связей с представителями русской интеллектуальной элиты. Насыри выступал против национальной замкнутости, считал, что знакомство и сближение с русской культурой, благоприятно скажется на просвещении татар. Однако вековые предубеждения, связанные с боязнью христианизации, сделали его изгоем среди единоверцев-современников. Его активные контакты и сотрудничество с русскими, работа в православных учебных заведениях – все это воспринималось крайне негативно, его называли – «урыс Каюм» («русский Каюм»). Что особенно удручающе становилось на фоне несчастной личной жизни. Хотя Насыри и был женат, но рано потерял жену, которая умерла при родах. В 1885 году, после пожара, в котором сгорела вся его библиотека, ученый вынуждено уехал в родную деревню, где занялся крестьянским трудом. Возвращение в Казань не избавило его от мытарств. Отсутствие семьи, гордый, вспыльчивый и довольно противоречивый характер только усугубляли его одиночество. Последние годы Насыри много времени проводил с шакирдами медресе «Мухаммадия», которые оставались с ним до последних дней жизни и организовали похороны на кладбище Новотатарской слободы города Казани в августе 1902 года.
Единственным спасением и отдушиной для Насыри становилась работа и общение с учениками, в которых он обрел верных слушателей и почитателей.
Личность Каюма Насыри важно изучать в широком контексте мировых процессов. Он был представителем реформаторского движения в мусульманском мире середины – второй половины XIX века наряду с турецкими мыслителями эпохи Танзимата, предшественниками конституционного движения в Иране, модернистскими реформаторами индийского города Алигарх и другими, цель которых состояла в желании очистить и обновить ислам, «сделать» его жизнеспособным в новых условиях.