Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Алексей Репин. «Юлиан Семенов: от Виткевича к Штирлицу»

Часто говорят: культовая книга, культовый фильм. Или еще популярное выражение – входит в культурный код. Сразу возникает вопрос: как определить культовость или закодированность? Одним из признаков можно считать наличие анекдотов про героев, хотя и такая слава преходяща. Практически исчезли из обихода анекдоты про Чапаева и Котовского. Уходят из народной памяти народные герои. А вот Штирлиц жив, и как имя нарицательное, и в анекдотах, и в цитатах, больше киношных, чем книжных. Расскажу о недавно прочитанной книге, интересной необычным подходом к подаче материала. Это не биографическая хроника Юлиана Семенова, а хроника литературных трудов, посвященных самому главному его герою: Всеволоду Владимирову или Максиму Исаеву, более известному как Штирлиц. Всего в цикле 14 произведений, остановлюсь на трех, самых известных, ключевых и стержневых, воплощенных в не менее известных фильмах. Алексей Репин придерживается порядка написания, а не хронологии изложенных в романах событий. Первым стал р

Часто говорят: культовая книга, культовый фильм. Или еще популярное выражение – входит в культурный код. Сразу возникает вопрос: как определить культовость или закодированность? Одним из признаков можно считать наличие анекдотов про героев, хотя и такая слава преходяща. Практически исчезли из обихода анекдоты про Чапаева и Котовского. Уходят из народной памяти народные герои. А вот Штирлиц жив, и как имя нарицательное, и в анекдотах, и в цитатах, больше киношных, чем книжных.

Расскажу о недавно прочитанной книге, интересной необычным подходом к подаче материала. Это не биографическая хроника Юлиана Семенова, а хроника литературных трудов, посвященных самому главному его герою: Всеволоду Владимирову или Максиму Исаеву, более известному как Штирлиц. Всего в цикле 14 произведений, остановлюсь на трех, самых известных, ключевых и стержневых, воплощенных в не менее известных фильмах.

Страница из книги
Страница из книги

Алексей Репин придерживается порядка написания, а не хронологии изложенных в романах событий. Первым стал роман, а затем и фильм «Пароль не нужен», написанный на таком родном дальневосточном материале. Сюжет основан на реальном факте: во Владивосток направляется разведчик-чекист, передающий информацию напрямую командующему Народно-революционной армией Дальневосточной республики Василию Блюхеру. Конкретной информации о нем практически нет, это лишь гвоздь, на который Семенов вешает свою живописную картину. Методику работы Семенова с информацией в книге сравнивают с питанием кита: заглатывается огромное количество воды и после процеживания остается мизерная часть планктона. Юлиан встречается с очевидцами событий, бывшими белыми офицерами, знакомится с воспоминаниями подпольщиков. Исторический материал богатейший: буферная Дальневосточная республика, во Владивостоке тех времен вавилонское столпотворение, постоянная смена властей, перевороты и недовороты. Кого только не встретишь: китайцы, корейцы, индусы, остатки колчаковских войск, интервенты-грабители.

Следующей по порядку написания стала книга «Майор Вихрь», о работе группы военной разведки в 1944 году по спасению Кракова от взрыва отступающими нацистами. Штирлиц в ней проходит краем, и только в книге, в экранизированной версии он как персонаж отсутствует. Писался роман по архивным данным министерства обороны о работе разведчиков в годы войны, и после выхода в свет разразились страсти о плагиате. Нашлись и авторы, и прототипы, каждый со своими претензиями.

Вершина творчества Юлиана Семенова – «Семнадцать мгновений весны». Возможно, книгу кто-то не читал, но уж фильм-то видели все. Действительно, шедевральное произведение. Семеновым написано достаточно много, но лучше ничего нет.

Алексей Репин рассказывает о журналистской и литературной работе Семенова, встречах с участниками, очевидцами и современниками событий, политиками и журналистами, всевозможных консультациях и согласованиях текстов, командировках и путешествиях. Много, подробно, и ничуть не скучно. Книга объемная, на 750 страниц, да еще и увеличенного формата. Разом прочесть сложно, но вполне допустимо читать частями, главу за главой, вперемежку с другими книгами. Упор делается на литературные моменты, тем не менее без биографии Юлиана Семенова обойтись невозможно. Его отца звали Семен Ляндрес, Юлиан писал под псевдонимом Семенов и в 1958 году официально поменял фамилию. Отступником его назвать никак нельзя, достаточно прочесть, как он бился за отца после его ареста в 1952 году и добился реабилитации.

Книгу непременно нужно отнести к оренбургским. В заглавии стартовым этапом указан первый роман Юлиана Семенова «Дипломатический агент», работу над которым писатель начинал в оренбургских архивах. История реального Ивана Виткевича, сосланного в Оренбуржье в XIX веке, по замысловатости ничуть не уступает выдуманному Штирлицу. Издана книга Оренбургским книжным издательством им. Г.П. Донковцева, приобретена и подписана у Алексея Репина на презентации в Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н. К. Крупской. В Оренбурге Семенов был дважды, во второй раз писал про ликвидацию атамана Дутова. Запомнился колоритный и анекдотичный случай с оренбургским поэтом Робертом Казачковым, знакомцем Юлиана Семенова. К нему придрались дружинники, посчитав пьяным, так как шел он чересчур валко и читал вслух стихи. Завязалась драка, в процессе которой Казачков откусил дружиннику ухо. Вот такие поэты водились в Оренбурге, им ухо в рот не клади.

Серьезная, подробная, основательная книга. После прочтения захотелось перечитать и пересмотреть первоисточники.

Прочитано в рамках марафона "Книга жизни" на канале "Книжная юла"