Когда первые заказчики наконец получат новые российские гражданские самолёты? Насколько эти самолёты реально локализованы? Будет ли у Ту-214 экипаж из двух человек? Продолжится ли выпуск Ил-96? Будет ли новый российский дальнемагистральный авиалайнер?
Возглавляющий ОАК с ноября 2024 года Вадим Бадеха дал обширное интервью РБК, в котором затронул вопросы сегодняшнего состояния российского авиастроения, его возможностей и перспектив. Резюмируем несколько важных вопросов и несколько важных ответов, касающихся настоящего и будущего отечественного авиапрома.
1. О росте производства российских самолётов (включая боевые).
«В этом году у нас будет рекорд по количеству выпускаемых самолетов – ждем рост более чем на 30%. А ведь предыдущий год тоже был рекордным».
2. О степени локализации импортозамещённого МС-21.
«Россия – единственная в мире страна, где производится полностью импортонезависимый самолет. В МС-21-310 из иностранных остались всего три неосновные системы: приводы, тормоза и генераторы. Российские системы просто не успевали поставить именно на этот борт, в остальных самолетах эти системы тоже будут отечественными».
3. О введении пропорций отечественных и иностранных судов в парке российских авиакомпаний.
«…это вводить нужно. Безусловный приоритет должен быть у отечественной техники, потому что иначе мы будем продолжать покупать 20-летние Airbus, платить непонятно кому и потом снова испытывать проблемы с их отсутствием. Насколько мне известно, работа по законодательному закреплению этого предложения по поручению президента сейчас ведется».
4. О послепродажном обслуживании самолётов, с которым у нас извечная проблема.
«Ошибок, которые были у нас с SSJ100, мы не повторим. Ключевая задача — формирование системы послепродажного обслуживания одновременно с разработкой самолета. Мы даже сталкиваемся с вопросами: «…У вас самолет еще не полетел. Зачем вам сейчас склады… запчасти?» Но это только выглядит поспешным, на самом деле это очень важно как часть системы».
5. О пороге рентабельности производства импортозамещенного МС-21.
«Сегодня для нас объем производства, который позволяет операционно быть прибыльными, – 36 бортов в год. Все такты производства адаптировали под эту задачу».
6. На 2025 год в планах была поставка четырёх Ту-214. Когда их получат заказчики?
«По Ту-214 у нас есть обязательства перед государственными заказчиками, в частности СЛО «Россия», их выполняем в приоритетном порядке. Если говорить о воздушных судах для гражданской авиации, – первые появятся в 2026 году».
7. О сокращении экипажа Ту-214 с трёх до двух человек и производстве такой версии.
«…работа по модернизации Ту-214 будет завершена в течение нескольких лет». Из сказанного можно сделать вывод, что если «Аэрофлот» не возьмёт Ту-214 с экипажем из трёх человек, на такие самолёты есть заказы от других российских авиакомпаний.
8. По плану ОАК должна поставить 14 Ил-96-300. Получат ли их коммерческие эксплуатанты?
«Сегодня эти самолеты мы делаем в первую очередь для СЛО».
9. О продолжении разработки дальнемагистрального самолёта в партнёрстве с китайцами.
«В формате партнерства это выглядит коммерчески эффективно, потому что потребностей только нашей страны недостаточно для реализации такого проекта. Несмотря на изменения, тема остается актуальной и, я думаю, так или иначе мы к ней подойдем».
10 . О планах разработки нового российского дальнемагистрального самолёта.
«Сейчас ситуация с двигателем ПД-35 находится в стадии развития. …когда появится двигатель, то 100% можно будет говорить о дальнемагистральном самолете. Такой самолет в России должен быть свой. Хотя дальше уже начинаются нюансы. То ли это совсем широкий фюзеляж, условно говоря, Ил-96 с 35-м двигателем, то ли средний класс самолетов, чуть крупнее МС-21...».
11. Об анонсированном в 2023 году совместном производстве SSJ100 в Индии.
«Мы, в отличие от большинства конкурентов с Запада, готовы предлагать индийским коллегам не только продукт, но и полноценное партнерство по его созданию с подключением их конструкторских и производственных компетенций. Мы готовы работать в формате, который позволяет и индийской стороне развивать свою авиационную промышленность».
12. О направлении беспилотников и сотрудничестве со сторонними компаниями при их разработке.
«Мы приняли решение о формировании беспилотного направления развития в ОАК… Речь, по сути, идет о формировании площадки, открытой для внешних партнеров… Сейчас очень важно получить несколько команд, несколько решений… Мы сейчас смотрим на то, кто на рынке существует, чтобы дать им возможность поработать с нами… Мы готовы пробовать, смотреть проекты, если «полетит», будем делать вместе».
Какие выводы можно сделать из всего сказанного? Как минимум то, что Ту-214 – не в первой тройке актуальных проектов, и обещанных на 2024-2025 годы поставок новых бортов гражданским заказчикам, как минимум, в заявленных прежде объёмах, ранее следующего года ждать не стоит. По перспективному дальнемагистральному самолёту: на счёт разработки нового, полностью отечественного авиалайнера никаких принципиальных решений до сих пор не принято. Видимо, теплится надежна на возобновление сотрудничества с китайскими товарищами. Естественно, уже не в тех, что прежде, объёмах. Видимо, хотя бы по комплектации предназначенных для России бортов двигателем ПД-35, что логично. Иначе непонятно, для чего ПД-35 вообще тогда создают (а его создают!). Никаких проектов коммерческих гражданских беспилотников магистрального класса, а это прежде всего транспортные модели, помимо странноватого С-76, у ОАК на сегодня нет, как нет чёткого видения перспектив и понимания, куда по данной тематике двигаться дальше.
MotorProject© Константин Закурдаев
#Ту-214 #новыйсамолёт #выпусксамолётов #МС-21 #авиация #Суперджет #Ту-214 #авиация #ВадимБадеха #ОАК