Тегеран в середине XX века переживал эпоху быстрого преображения, от послевоенной модернизации до роскоши 1960–70-х годов. Под властью династии Пехлеви город буквально рос «новым», приобретая широкие проспекты, современные здания и образ жизни, приближенный к европейскому. Уже к 1970-м годам столицу Ирана часто называли «Парижем Востока» – столь же солидным и притягательным, как столицы Запада. Этот образ олицетворял дух времени: уважение к культуре, смелые эксперименты в моде и искусстве, а также активная общественная жизнь городского населения.
Архитектура и городская планировка
В 1920–30‑е годы Тегеран начал кардинально меняться: раньше он имел радиально-кольцевую структуру старого средневекового города с узкими кривыми улицами, но уже тогда была принята новая градостроительная концепция по европейскому образцу. Масштабные планировочные проекты создавались под влиянием западных стран. Известно, что российские архитекторы внесли огромный вклад: в 1920–1930‑е Н. Л. Марков и его коллеги построили в Тегеране несколько десятков знаковых зданий – железнодорожный вокзал, министерства, главный почтампт и др. – что сформировало облик столицы. Марков, эмигрировавший в Иран после революции, «построил в Тегеране несколько десятков знаковых сооружений, сформировавших городской пейзаж иранской столицы». Именно архитектура Маркова в духе европеизированной исламской классики стала образцом для городских строек.
Вид на площадь Вали-Аср (ранее – площадь Пахлеви) в Тегеране (1971 г.). Широкие проспекты и регулярная застройка центра Тегерана конца XX века во многом напоминали европейские столицы. Вокруг площади выросли современные дома и административные здания, что отличало новое лицо Тегерана от старой «радужной» планировки.
Со временем в городе появилось множество характерных сооружений: в самом центре возникли ансамбли правительственных зданий в модернистском и неоклассическом стилях. Важнейшим символом урбанистических изменений стала Башня Свободы (Азади): грандиозный памятник, заложенный в честь 2500‑летия Персидской империи и построенный к 1971 году. Башню часто сравнивают с «Эйфелевой башней Тегерана»: её уникальная архитектура сочетает персидские мотивы и модерн, стала визитной карточкой города.
- К началу 1960-х улица Вали-Аср (тогда – улица Пахлеви) стала одной из самых длинных и зелёных в Тегеране. По ней тянулись трамвайные пути и ряды платанов, что придавало современный облик городу.
- В 1961 году по проекту американцев был построен первый международный отель «Хилтон» (ныне «Esteghlal»), ставший популярным местом встреч молодёжи и иностранцев.
- Современный Международный аэропорт Мехрабад, открытый к началу 1970‑х, планировался как один из самых технологичных в Западной Азии. Здесь появились модные кафе и даже джазовые концерты в залах ожидания. В статье отмечается: «в 1960-е годы, когда воздушные путешествия были новшеством, в Мехрабаде располагались популярные джазовые кафе».
Таким образом, к 1970-м годам столичный ландшафт действительно стал напоминать европейский – с широкими проспектами, парками и современными сооружениями. Городу придавали западный шарм новые памятники, гостиницы и дороги, что и вызывало сравнения с европейскими мегаполисами. Обращали на себя внимание и высотные здания (например, гостиница «Самит», небоскрёб 1960-х) и ультрасовременные сооружения 1970-х. Все эти проекты свидетельствовали о том, что Тегеран претендовал на звание среднеазиатского центра культуры и бизнеса.
Модная индустрия и стиль одежды
В послевоенный Тегеран сформировалась своя модная индустрия: внедрялись западные ткани и кроя, появились модельеры и торговые дома. Особенный расцвет эта сфера получила в 1950–70‑е годы. Женщины все активнее отказывались от традиционного платья и хиджаба и выбирали европейские наряды. Ещё в 1936 году шах Реза Пехлеви издал указ об обязательном снятии платков, однако широкое распространение свободы одежды началось позже. К 1940‑м годам «внешний вид модной иранской женщины ничем не отличался от европейки»: волнистые волосы, макияж и платья чуть выше колена вошли в обиход. Оживился и рынок мужской одежды: распространение получили классические костюмы и галстуки в европейском стиле.
Наряд большинства жительниц Тегерана в 1960–70‑е ярко отражал западную моду. Этот факт подчёркнут позднее: «женщины стали носить мини‑юбки, рубашки с декольте и даже открытые купальники», а джинсовые брюки и короткие топы перестали быть чем-то экстраординарным. Кроме того, начали регулярно проводиться конкурсы красоты: в 1960‑70‑е популярны были «Мисс Иран» (победительницы, как Шахла Вахабджади 1967 г., участвовали в международных конкурсах).
Победительница конкурса «Мисс Иран» 1967 года Шахла Вахабджади. К середине 1960-х многие модницы Тегерана носили приталенные платья, мини‑юбки и высокие сапоги в духе европейской «новой волны». Негласный дресс‑код включал укороченные фасоны и яркие цвета, причём юные иранки с удовольствием следовали актуальным западным трендам.
Кроме того, молодые люди обоих полов активно заимствовали западную моду: популярностью пользовались брюки-клёш, пиджаки, узкие галстуки и даже лыжные костюмы как предмет повседневного гардероба. По воспоминаниям современников, именно «в городах молодые люди обоего пола жили активной жизнью, любили модно одеваться, слушать современную музыку, танцевать». Это подтверждает и осведомлённость о западных моделях: например, персидские модные журналы и газеты регулярно публиковали репродукции французских и итальянских коллекций. Все вместе эти тенденции создали атмосферу свободы и гламура, характерную для «парижского» образа, который приписывали Тегерану того времени.
Образ жизни и досуг: кафе, рестораны, кино
Образ жизни в довоенном Тегеране был близок к европейскому: открывались кафе по западному образцу, строились рестораны, работали кинотеатры и спортивные клубы. В центре города на улицах появлялись современные рестораны и булочные, где подавали континентальную кухню – бефстроганов, пиццу, кексы и капучино. Сохранилось множество историй о том, как в кафе на площади Энхелаб (ныне азади), улице Лале, или у Воробьев (Хафт-Этир) интеллигенция собиралась за чашкой кофе.
Горнолыжный курорт Шемшак на околицах Тегерана (1971). В 1960–70‑е годы многие семьи из Тегерана отдыхали на отечественных курортах: склоны Шемшака и Абали у Алборза оснащались подъёмниками и иностранными инструкторами. Зимой эти горы напоминали европейские Регионы – горнолыжные клубы предлагали лыжи, сноуборды и даже небольшие кафе у склонов. Такие виды отдыха подчеркивали изменённый образ жизни: иранцы стали считать нормальным, например, кататься на лыжах по утрам и затем отдыхать в горном кафе с видом на заснеженные пики.
В Тегеране особенно популярными были и современные заведения культуры. Кинотеатры работали каждую ночь; на афишах часто мелькали голливудские хиты. Например, в кинотеатре Golden City Cinema в 1971 году показывали американский фильм «Арабеска» с Грегори Пеком и Софи Лорен. Зарубежные кинокартины были очень востребованы – местные жители охотно ходили в залы, называя поход в кино почти таким же престижным, как поездку в Париж или Нью-Йорк. В интервью даже говорили: посетить Тегеран тогда «считалось так же престижно, как съездить в Нью-Йорк или Париж».
Не меньшее внимание уделялось ночной жизни: в популярных кафе и клубах регулярно звучал западный джаз и поп-музыка. Именно в таких заведениях иранцы слушали Эллу Фицджеральд и Дюка Эллингтона, которые были любимы местной «интеллектуальной» публикой в конце 60‑х. Важно, что джаз в Тегеране стал своего рода социальным явлением: «конец 60-х годов… когда джаз обеспечивал музыкальный пульс роскошных летних курортов у Каспийского моря». Подобные тенденции сделали кофе и джаз неотъемлемой частью «европейского» образа жизни.
Культура общения также переместилась в городские кафе по европейскому образцу. По данным, в 1950–60‑е гг. в Тегеране были открыты десятки современных кофеен. Некоторые из них быстро приобрели репутацию интеллектуальных клубов: там регулярно встречались художники, писатели, журналисты и дипломаты. Кое-кто даже говорил, что поход в такое кафе становился «сильным знаком того, что ты – человек образованный». Одни кафе и рестораны работали до поздней ночи, другие предлагали живые музыкальные программы и танцевальные вечера, а были и пентхаусы с террасами, где устраивались джазовые сессии под звёздами. Всё это делало досуг городского населения ярким и многообразным.
Искусство и культура: музыка, живопись, литература
Тегеран в XX веке стал центром культурного возрождения. Музыкальная жизнь бурлила: помимо джаза и поп-музыки, набирала популярность и местная эстрада. Вышедшие из Голливуда фильмы и западные записи культурно связывали Иран с миром.
Помимо музыкальных кафе, работали концертные залы и радиостанции, которые транслировали как западные мелодии, так и современные иранские композиции. Особо заметен феномен «джаз на телевидении»: американец Ллойд Миллер (под псевдонимом Курош Али-хан) в начале 1970‑х вел программу о джазе на иранском ТВ, изучая границы между традиционной персидской и западной музыкой. Это была важная веха смешения культур – музыка стала мостом между Востоком и Западом.
В сфере изобразительного искусства открывались новые возможности. Так, в 1977 году открылся Тегеранский музей современного искусства, основанный по инициативе императрицы Фарах Пехлеви. За два года до революции этот музей собрал одну из самых ценных коллекций современных шедевров Запада за пределами Европы и США. Среди картин и экспонатов были работы Пикассо, Поллока, Уорхола и Бэкона. Музей сочетал персидские мотивы в архитектуре и внешне напоминал роскошный дворец-корпус с двориком-садами. Наличие таких мировых шедевров и регулярные выставки поддерживали связь с мировым искусством и вдохновляли местных художников-авангардистов. В то же время в Тегеране были и салонные галереи, где выставляли живопись и каллиграфию иранских мастеров. Таким образом, визуальное искусство города, как и мода, не стеснялось следовать западным трендам, оставаясь при этом связанным с персидской традицией.
Литературная среда также развивалась интенсивно. В 1950–70‑е годы в Иране было много поэтических вечеров и литературных салонов: поклонники классики (Хафиза, Саади, Омара Хайяма) учились вновь видеть их в современном свете, а молодые поэты и прозаики (собственно, «движение новых поэтов») искали новые формы. Переводы западной литературы распространялись в книжных магазинах Тегерана, появлялись журналы и издательства, способствовавшие росту культурной дискуссии. Горячие темы мирового правопорядка, социальной жизни и философии обсуждались среди молодёжи – например, в литературном клубе университета. Все эти явления — от живописи до джазовых ритмов и моды — создавали особую атмосферу времени, близкую к европейскому стилю.
Сравнения с европейским (парижским) стилем
Сопоставления Тегерана с европейскими столицами возникали уже в 1960–70‑е годы. Журналисты и дипломаты отмечали, что «гурманская жизнь в Тегеране ничем не уступает жизни в Париже» – в обоих городах ценились кафе-террасы, модные бутики и культурные новинки. Действительно, внешний вид улиц столицы часто напоминал европейские образцы: американские автомобили, модно одетые прохожие и аллеи с каштанами – все это вызывало ассоциации с Парижем.
По воспоминаниям современников, «посетить Тегеран тогда считалось так же престижно, как съездить в Нью-Йорк или Париж». В народе слово «Париж Востока» было применимо и к Бейруту, но и Тегеран заказывал себя провести в этом списке – с развитым образованием, элитной культурой и динамичным городским бытом.
Конкретные примеры «парижского» духа встречаются и в архитектуре: Башня Азади иногда называлась «Эйфелевой башней Тегерана» из-за стройной формы и значения для города, схожего с парижской. Кроме того, магазины европейского дизайна открывались в центральных кварталах, а университет (построенный в 1934 г.) напоминал кампусы на американско-европейской модели. Общее впечатление дополняло то, что молодежь Тегерана училась и путешествовала в Европу – порой возвращаясь с новыми идеями в одежде и музыке.
Одновременно распространялись и западные культурные символы: например, некоторые бренды (Pepsi, концерты модных групп) были разрешены и пользовались популярностью. Вечеринки с танцами твист и рок-н-роллом, показ мод по-европейски и красочные плакаты в школах создавали ощущение связи с мировыми трендами. Всё это объясняет, почему в анналах истории Тегеран вошёл как «пригород Парижа» Ближнего Востока – город, где на время забыли о консерватизме и настроились на волну глобального модерна.
Заключение
Образы довоенного Тегерана напоминают нам о том, как культура и образ жизни могут меняться вместе с обществом. Этот период показывает: когда люди открыты новому и у них есть возможность самовыражаться, город «цветет» и процветает на культурном и творческом уровне. Сегодня исторические фотографии и рассказы позволяют задуматься о современном наследии. Важный урок той эпохи — ценность творчества и саморазвития. Каждый из нас может взять пример из жизни тех времен: учиться у других культур, смелее стремиться к новым знаниям и вносить эстетическую красоту в повседневность.
Пусть дух творчества, который жил тогда в улицах Тегерана, вдохновляет нас искать яркие идеи и возможности для развития в любой эпохе.