Найти в Дзене
Антитурист

Воздушные ворота северной глубинки

Как-то я рассматривал сталинский ампир на минималках. Сегодня я хочу поговорить ещё об одном для этих широт оригинальном здании. На первый взгляд вроде бы безликий бетонный кубик, обшитый бело-синим профлистом. Но если приглядеться, то можно разглядеть кое-какие черты советского архитектурного модернизма. Для подобной местности довольно необычная постройка по своим габаритам и форме. Двухэтажный аэровокзал результат труда мастеров Передвижной механизированной колоны 1100. При строительстве использовалась разная техника, в том числе вертолёт. Шлакоблоки доставляли с Зырянки, Верхнеколымского района. Прежде аэропорт напоминал, скорее, затерянный в тундре полустанок. Я этого всего не видел, могу судить только по сохранившейся черно-белой фотохронике. Для такого небольшого посёлка новый аэровокзал заложили с запасом на много лет вперёд. Планы по освоению Севера, обустройстве труднодоступных территорий перед страной действительно стояли грандиозные. Фото рабочих будней аэропорта Чокурдах

Как-то я рассматривал сталинский ампир на минималках. Сегодня я хочу поговорить ещё об одном для этих широт оригинальном здании. На первый взгляд вроде бы безликий бетонный кубик, обшитый бело-синим профлистом. Но если приглядеться, то можно разглядеть кое-какие черты советского архитектурного модернизма. Для подобной местности довольно необычная постройка по своим габаритам и форме.

Двухэтажный аэровокзал результат труда мастеров Передвижной механизированной колоны 1100.

Управлеческий-административный персонал ПМК-1100, 1978 год. (Фото поселковый Архив).
Управлеческий-административный персонал ПМК-1100, 1978 год. (Фото поселковый Архив).

При строительстве использовалась разная техника, в том числе вертолёт. Шлакоблоки доставляли с Зырянки, Верхнеколымского района.

Фото из поселкового архива
Фото из поселкового архива

Прежде аэропорт напоминал, скорее, затерянный в тундре полустанок. Я этого всего не видел, могу судить только по сохранившейся черно-белой фотохронике.

Фото из поселкового архива
Фото из поселкового архива

Для такого небольшого посёлка новый аэровокзал заложили с запасом на много лет вперёд. Планы по освоению Севера, обустройстве труднодоступных территорий перед страной действительно стояли грандиозные.

Фото рабочих будней аэропорта Чокурдах, на аэродроме стоят АН-24, АН-26, ИЛ-14, Ми-8. Над левым двигателем военного АН-26 вдалеке виднеется РЛС "Меч"...

Аэродром Чокурдаха. Приблизительно 1980-е.
Аэродром Чокурдаха. Приблизительно 1980-е.

При СССР через Чокурдах планировался бурный пассажиропоток, транзитные рейсы, но Советский союз пал, и вместе с ним и глобальные авиаперевозки. А это здание осталось. Потомки теперь такое вряд-ли построят.

Если с малознакомыми людьми начинаю говорить про Север, и если узнают, что я из Чокурдаха, то могут вспомнить, какой там большой аэропорт, то есть увидеть нечто подобное, совершенно не ожидаешь когда прилетаешь на Край Земли. Кто бывал в нашем посёлке, тот всегда отмечает внезапную масштабность аэровокзала. Заложенный запас воздушных ворот вполне оправдывает себя. Пару лет назад через Чокурдах летали пассажирские рейсы в столицу Чукотки Певек и соседний Среднеколымск. Изредка рейс совмещают с Черским.

Аэровокзал, год неизвестен, примерно середина 1980-х. На этом фото он выглядит немного аляповато, карнавально. Фасады украшены плакатами, по центру здания Роза ветров, почти точно направленная по сторонам света. Слева от здания установлены щиты из жести на авиационную тему и коммунистической агитации, нарисованные может быть Геннадием Быковым. На территории аэродрома была цветная мозаика с В.И. Лениным. Теперь это всё утрачено.

Фото с ресурса Полярная почта
Фото с ресурса Полярная почта

В 90-е и нулевые авиаотрасль переживала не лучшие времена. Здание аэровокзала ветшало и вид его оставлял желать лучшего. Но тем не менее на этом фото хорошо просматриваются элементы модернизма: массивность форм, железо-бетон, некая символическая декоративность - макет самолета и эмблема гражданской авиации.

Скан из Книги "Аллайховский улус", издательство Бичик, издано в 2005 году.
Скан из Книги "Аллайховский улус", издательство Бичик, издано в 2005 году.

С 2007 года Аэропорт Чокурдах вошёл в структуру ФКУ "Аэропорты Севера".

В 2008 фасад аэровокзала обшили профлистом, не лучшее решение с точки зрения эстетики, но хоть что-то. Внутри здания провели ремонт, устранили протечки крыши, словом привели в порядок. Отрадно, что частично сохранили работы неизвестных авиаторов и старые вывески. Здесь даже остался легендарный стенд запрещенных предметов к перевозке, но сфотографировать я его не успел.

Обзор на посёлок со второго этажа аэровокзала
Обзор на посёлок со второго этажа аэровокзала

Здесь есть точка поселкового вай фая, нет буфета, банкомата и вендингового аппарата, и что удивило есть бесплатный туалет.

-10

Раньше туалет типа сортир был на улице.

Прибывшие пассажиры выходят в посёлок через шлагбаум КПП, теперь нет нужды с багажом подниматься в аэровокзал.

Прилетел рейс из Якутска, канадский Bombardier Q-300.
Прилетел рейс из Якутска, канадский Bombardier Q-300.

Официально в Чокурдах можно добраться только самолётом. Неофициально весной на грузовиках по зимнику. Летом во время навигации на Индигирку приходят суда, на борт они пассажиров как правильно не берут. Но может быть, можно договориться.

Согласно статистическим данным Чокурдахский Аэропорт обслуживает около шести тысяч пассажиров в год.

Спасибо за просмотр.