Найти в Дзене
ARTПатруль

10 картин Бориса Кустодиева, которые важно знать

«Богатырём русской живописи» называл Бориса Михайловича Кустодиева, живописца и графика, скульптора и театрального художника, книжного иллюстратора, непревзойденного мастера портрета, пейзажа, сцен народных гуляний, натюрморта, Илья Ефимович Репин. Кустодиев вошел в отечественное искусство как «художник праздника». Отдельный подраздел «Русские типы» будет посвящен купчихам, красоту
которых воспевал Борис Михайлович. Выставка даст возможность по-новому взглянуть на творчество выдающегося художника и оценить уникальный талант Бориса Кустодиева. В этой статье мы рассмотрим 10 картин Бориса Кустодиева, которые важно знать каждому ценителю живописи. Борис Кустодиев, с его знаменитой любовью к народным гуляниям, обратился к теме ярмарки еще в начале своего творческого пути. История появления этого полотна необычна: оно стало результатом заказа от Экспедиции заготовления государственных бумаг, будущего Гознака. Замысел был новаторским — создать образец для массовых цветных литографий, своего
Оглавление

«Богатырём русской живописи» называл Бориса Михайловича Кустодиева, живописца и графика, скульптора и театрального художника, книжного иллюстратора, непревзойденного мастера портрета, пейзажа, сцен народных гуляний, натюрморта, Илья Ефимович Репин. Кустодиев вошел в отечественное искусство как «художник праздника».

До 28 сентября в Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная творчеству Бориса КУстодиева. Экспозиция познакомит с ключевыми живописными и графическими произведениями автора, которые объединены в тематические блоки: «Семья», «Страна Кустодия», «Праздники», «Театр», «Борис Кустодиев – график».

Отдельный подраздел «Русские типы» будет посвящен купчихам, красоту
которых воспевал Борис Михайлович. Выставка даст возможность по-новому взглянуть на творчество выдающегося художника и оценить уникальный талант Бориса Кустодиева.

В этой статье мы рассмотрим 10 картин Бориса Кустодиева, которые важно знать каждому ценителю живописи.

1. Ярмарка

Ярмарка, Борис Кустодиев, 1906 г, Государственная Третьяковская галерея
Ярмарка, Борис Кустодиев, 1906 г, Государственная Третьяковская галерея

Борис Кустодиев, с его знаменитой любовью к народным гуляниям, обратился к теме ярмарки еще в начале своего творческого пути. История появления этого полотна необычна: оно стало результатом заказа от Экспедиции заготовления государственных бумаг, будущего Гознака. Замысел был новаторским — создать образец для массовых цветных литографий, своего рода «народных изданий».

Творческий импульс художник получил в купеческой Кинешме, на волжском берегу. Попав туда в 1902 году, он был ошеломлен увиденным и восторженно писал своей невесте: «Сегодня приехал как раз с базара, это было ума помраченье по краскам — такое разнообразие и игра».

Этот калейдоскоп красок и звуков был знаком и близок Кустодиеву с самого детства. Выросший в шумной и многоликой Астрахани, он впитал в себя дух торгового города, где переплетались разные культуры. Недаром он говорил, что у него «душа-астраханка». Рядом с духовной семинарией, где он недолго учился, раскинулся огромный Агарянский ряд — рынок, впечатления от которого навсегда врезались в его память.

На полотне кипит жизнь торгового дня. С прилавков смотрят яркие платки, блестят скобяные изделия, манят сладости, ждут своего хозяина крестьянская утварь и одежда. Покупатели сносят покупки, живо торгуются и обмениваются новостями. Вдалеке виднеются силуэты двух реально существовавших храмов — Воскресенской (Николаевской) и Крестовоздвиженской (Казанской), которые время не пощадило.

И хотя первоначальному проекту не суждено было сбыться, саму картину ждала счастливая судьба. В 1907 году она с успехом экспонировалась на выставке Союза русских художников, после чего была приобретена для коллекции Третьяковской галереи.

2. Японская кукла

Японская кукла, Борис Кустодиев, 1908 год, Государственная Третьяковская галерея
Японская кукла, Борис Кустодиев, 1908 год, Государственная Третьяковская галерея

Героиня этого полотна — дочь художника Ирина, его главная и неизменная муза. Этот творческий союз начался с первых часов ее жизни: свой самый первый рисунок дочери Кустодиев сделал, когда ей было всего четыре часа от роду. Позже сама Ирина с иронией вспоминала тот набросок: «Что-то красное, кривое, запеленутое как голубец». Год спустя она появится на руках у матери в знаменитой «Сирени», и с тех пор до последних дней отца останется его любимой моделью.

С годами Ирина превратилась в статную, пышнотелую красавицу, словно воплотив в себе тот женский идеал, который так воспевал Кустодиев. Александр Бенуа даже шутил по этому поводу: «Ирина постаралась — точь-в-точь знала, что нужно Борису Михайловичу для модели!» Дочь была не просто героиней портретов — она была полноправной участницей создания его больших жанровых полотен. За кулисами этой семейной мастерской рождались шедевры: для «Русской Венеры» Ирина позировала с обычной линейкой, пока не нашли подходящий веник, а в «Купчихе с зеркалом» она изображала горничную, накидывая на плечи лисий плед, которым в жизни укрывали больные ноги художника.

На этом портрете 1908 года трехлетняя Ира сидит с японской куклой в руках. Эта деталь не случайна: Кустодиев был увлеченным коллекционером народного искусства, и в его собрании было немало диковинных игрушек, фарфора и стекла. А за окном виднеется уголок «Терема» — дома-мастерской в Костромской губернии, который художник выстроил по собственному проекту, вложив в него всю свою любовь к русской старине.

3. Масленица

Масленица, Борис Кустодиев, 1916 год, Государственная Третьяковская галерея
Масленица, Борис Кустодиев, 1916 год, Государственная Третьяковская галерея

Всеволод Воинов, первый биограф художника, тонко уловил его главную творческую амбицию: Кустодиев мечтал о создании подлинно русской картины,
самобытной и узнаваемой, как полотна голландских или французских мастеров.

Ключ к этой мечте он нашел в творчестве Питера Брейгеля Старшего. Не
случайно репродукция его «Охотников на снегу» занимала почетное место в
мастерской. Кустодиева, как и великого фламандца, завораживала сама плоть жизни, ее повседневная, бытовая сторона. Он сознательно стирал границы между высоким и низким искусством.
«Голландские художники любили жизнь простую, будничную, — объяснял свой подход сам Кустодиев, — для них не было ни “высокого”, ни “пошлого”, “низкого”, все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

При этом Кустодиев не был простым бытописателем. Он создавал целые миры,
которых в точности никогда не существовало, но эти красочные панорамы
были искусно сотканы из сотен реальных впечатлений и деталей, подсмотренных в жизни. Ярчайший пример тому — его знаменитая «Масленица», где на одном холсте мирно соседствуют петербургская
Введенская церковь и храмы, увиденные художником совсем в других местах.

4. Красавица

Красавица, Борис Кустодиев, 1915 год, Государственная Третьяковская галерея
Красавица, Борис Кустодиев, 1915 год, Государственная Третьяковская галерея

В «Красавице» Кустодиев явил миру свою русскую Венеру, воплощение
национального идеала красоты, каким его видел сам художник. Это не
античная богиня, а пышная, полнокровная купчиха, возведенная в ранг
божества плодородия и любви, утопающая в роскоши своего быта. При этом
почти каждая деталь здесь — не вымысел, а часть жизни самого мастера.

Героиня восседает на расписном сундуке. Его пышные розаны — мотив,
подсмотренный на старинной стенке семейной реликвии, разве что цвет
художник изменил по своему вкусу. Такие сундуки были сердцем дома: в них
хранили приданое, на них же и спали. Лоскутное одеяло, с которого она
только что соскользнула, — тоже настоящее, подарок жены на день рождения. И даже три гипсовые фигурки на комоде — неслучайная деталь: их подарила художнику мать, отыскав на шумном Сытинском рынке Петербурга.

Сама искра замысла вспыхнула в театре. Кустодиев работал над декорациями к спектаклю МХТ «Смерть Пазухина» по пьесе Салтыкова-Щедрина, и театральный мир подсказал ему и сюжет, и модель. Образ красавицы помогла создать актриса Фаина Шевченко, игравшая в том спектакле.

5. Портрет жены с дочерью

Портрет жены с дочерью, Борис Кусодиев, 1908, Государственная Третьяковская галерея
Портрет жены с дочерью, Борис Кусодиев, 1908, Государственная Третьяковская галерея

Семья для Кустодиева была не просто темой, а центром его вселенной. По его
полотнам, где постоянно появляются близкие, можно словно по главам прочесть историю его дома. В 1903 году его женой стала Юлия Евстафьевна
Прошинская, девушка из польского дворянского рода, которую художник
встретил во время путешествия по Волге. Она стала его главной опорой и
музой на всю жизнь.

Этот светлый портрет был написан под тенью большой трагедии — незадолго до этого умер их первенец, сын Игорь. Единственным его изображением осталась икона «Богородица с Младенцем», созданная отцом для сельской церкви. К несчастью, после революции храм был разрушен, и образ младенца исчез навсегда.

Юлия Евстафьевна разделила с мужем все испытания. Более пятнадцати лет она самоотверженно ухаживала за ним, когда из-за болезни он оказался
прикован к креслу. Но самый главный вклад в его искусство она сделала в
момент страшного выбора. Во время операции на позвоночнике врачи
спросили именно ее, что сохранить художнику: способность ходить или
двигать руками. Ответ был мгновенным и выстраданным:
«Руки оставьте,
руки! Художник без рук жить не сможет…»

6. Большевик

 Большевик, Борис Кустодиев, 1920 год,  Государственная Третьяковская галерея
Большевик, Борис Кустодиев, 1920 год, Государственная Третьяковская галерея

Это полотно — дитя смутного времени. Созданное в 1920 году, в разгар
Гражданской войны, оно отразило всю боль и растерянность художника.
Кустодиев, с восторгом встретивший Февральскую революцию, вскоре с
горечью наблюдал, во что обернулись долгожданные свободы.

Революционные бури ворвались и в его дом. Голодный Петроград 1918 года, без воды и света, заставил жену художника вместе с другими горожанами ломом разбирать деревянные дома на дрова. В письме режиссеру Василию Лужскому Кустодиев с болью писал о соседке, жене профессора, брошенной в тюрьму ради выкупа.

«Большевик» — это разрыв с привычным, праздничным миром кустодиевских полотен. Хотя, по сути, это тоже картина о празднике — о триумфе новой,
победившей власти. Но вместо ярмарочного веселья здесь — грозное шествие. В мир патриархальных улочек вторгается исполинская, сверхчеловеческая фигура. Большевик не идет по городу, он надвигается на него, шагая прямо сквозь толпу, и его путь неумолимо ведет к церкви — символу старой, уходящей России.

7. Московский трактир

Московский трактир, 1916год, Государственная Третьяковская галерея
Московский трактир, 1916год, Государственная Третьяковская галерея

В основе этой картины — живое, подсмотренное впечатление. В 1915 году
Кустодиев работал в Москве по приглашению МХТ и в свободные часы с упоением погружался в жизнь города, бродя по старинным улочкам. Его особенно манили кипучая Сухаревка и вербный торг у Спасской башни. Однажды он заглянул в трактир и замер, пораженный увиденным: за столами
сидели извозчики-старообрядцы. В синих кафтанах, с блюдцами на вытянутых
пальцах, они «истово» пили чай — чинно, неторопливо, ведя степенную беседу. Эта сцена так захватила художника, что он тут же сделал набросок, а вернувшись в Петербург, превратил его в полноценное полотно.

Но Кустодиев не просто задокументировал увиденное. Как вспоминал его сын
Кирилл, в этой бытовой сцене отцу привиделось нечто иконное, новгородское. Он говорил, что эти красные, словно обожженные морозом лица на фоне красных стен нужно писать
«как на Николае Чудотворце — бликовать». Так банальное чаепитие под кистью мастера превратилось в торжественный, почти священный ритуал, связывающий современность с древностью.

Эту идею подтверждают и детали, наполняющие картину смыслом. Прямо над
головами чаевников висит икона Николая Чудотворца, их покровителя. В
арочном проеме слева виден другой зал, для публики побогаче — с пальмой и
салонным пейзажем на стене. А рядом с суровыми извозчиками ломится от яств прилавок трактирщика: раки, ветчина, соленые огурцы — щедрый натюрморт, воспевающий хлебосольную Москву. Картина наполнена и личными штрихами:
для юрких половых позировал сын художника, а в образе бородатого старика-извозчика запечатлен муж его сестры.

8. Гулянье

Гулянье, Борис Кустодиев, 1922 год, Государственная Третьяковская галерея
Гулянье, Борис Кустодиев, 1922 год, Государственная Третьяковская галерея

Прекрасный и горький мираж, возникший на холсте уже после того, как революционные бури навсегда смели прежний уклад жизни. На полотне Кустодиева нет и намека на потрясения нового века. Здесь царит вечная, незыблемая Русь, живущая по своему старинному календарю.

Летят расписные сани, звенит смех во время игры в снежки, зазывает публику яркий балаганчик, идет бойкая торговля — кажется, время здесь застыло. Это сознательный взгляд в прошлое, ностальгическое прощание с той «утраченной Россией», которой больше никогда не будет.

Приметы ушедшего мира разбросаны повсюду: старомодные вывески с буквой «Ъ», отмененной реформой 1918 года; чинное купеческое семейство в ярких шубах, словно сошедшее со страниц дореволюционного журнала. И весь этот праздник жизни разворачивается на фоне того, что было художнику дороже всего — уютных старорусских улочек, с золотыми маковками церквей и колоколен, уходящих в морозное небо.

9. Осень в провинции

Осень в провинции, Борис Кустодиев, 1926 год, Государственная Третьяковская галерея
Осень в провинции, Борис Кустодиев, 1926 год, Государственная Третьяковская галерея

Эта картина, написанная в 1926 году, незадолго до ухода художника, — тихое
прощание. Здесь царит осеннее умиротворение, в котором уже нет ни
буйства красок ярмарок, ни знойной плоти его русских Венер. Прозрачный
свет заката на холсте — это и свет заката жизни самого мастера. Незадолго до этого он признавался в письме, что «вкус к жизни» его покидает.

Но даже прощаясь, Кустодиев остался верен себе и своей любимой провинции.
Перед нами все тот же милый сердцу уездный городок: бревенчатые домики,
маковка церквушки, гуляющие по улице гуси и куры. На террасе пьют чай
молодые купчихи, и художник с прежней нежностью выписывает каждую
деталь: блеск самовара, сочный ломоть арбуза, узоры на наличниках и даже
маленькую чашку в руках героини.

Жизнь здесь течет своим вечным, неторопливым порядком. На перилах дремлет
кот, влюбленные шепчутся через забор, у булочной присел отдохнуть старик
с собакой. В конце своего пути художник пишет уже не реальный город, а
его идеальный, согретый последним теплом образ. Настоящий провинциальный
рай, который теперь существовал только в его воображении.

10. Портрет Ф. Шаляпина

Портрет Ф. Шаляпина, Этюд, Борис Кустодиев, 1920–1921 года, Государственная Третьяковская галерея
Портрет Ф. Шаляпина, Этюд, Борис Кустодиев, 1920–1921 года, Государственная Третьяковская галерея

Творческий союз Бориса Кустодиева и Фёдора Шаляпина родился из музыки, во время работы над оперой «Вражья сила». Шаляпин, выступивший режиссером постановки, пришел в дом к художнику и был в ударе — пропел почти все партии. Покоренный мощью и артистизмом певца, Кустодиев тут же загорелся идеей написать его портрет. Эта дружба была взаимной: позже Шаляпин, зная о болезни художника, не раз привозил его в Мариинский театр, внося в ложу прямо на руках.

Замысел родился под стать модели: не просто портрет, а целая поэма о широкой русской душе. Кустодиев поместил своего героя в стихию масленичного гулянья, удалая атмосфера которого была так созвучна характеру певца. По просьбе Фёдора Ивановича на холсте появились его дочери Марфа и Марина, а также любимый бульдог Ройка. Чтобы заставить пса гордо смотреть
вверх, художнику пришлось пойти на хитрость — посадить на шкаф кошку.

Задача была титанической. Чтобы изобразить исполинский рост Шаляпина (почти 195 см), понадобился огромный холст. Прикованный к креслу художник
придумал сложную систему блоков, позволявшую ему, работая лежа, наклонять и двигать гигантское полотно.

Свой огромный портрет Шаляпин увез в эмиграцию. Кустодиев же написал для
себя уменьшенную копию, в которой есть одно знаковое отличие: вместо
секретаря певца, рядом с его дочерьми, художник изобразил самого себя,
навсегда оставшись в мире своего творения.

Автор: Затуло Елизавета

Какие картины Бориса Кустодиева нравятся вам больше всего? Ставьте лайки и пишите ответ в комментарии!