... каждый проходивший относительно длительную терапию, конечно, знает по собственному опыту, как в определенный момент приходит понимание того, где лежит причина его настоящих проблем, а несколько месяцев спустя - понимание того, что «истинную» причину надо искать совсем не там, и так много раз кряду... Невротическое расстройство происходит здесь от убеждения, что страдание имеет причину и, может быть, одну единственную причину, и что положение изменится к лучшему, если эта единственная причина будет выяснена.
Такое убеждение, или, говоря по-гештальтистски, интроект. ставит в центр умственной работы то, что. вероятно, является только иллюзией, потребностью ответить раз и навсегда на вопрос о причине. Изменение должно состояться в форме, быть может, болезненного отказа от веры в возможность наконец все узнать; в этом заключается единственный способ, чтобы теперь данный человек сумел повернуться лицом к другому вопросу: «И вот теперь, со всем тем, что я пережил и узнал на опыте, с тем, как я устроен, как я могу организовывать мой будущий опыт, не впадая в повторение старого?»
Дело, само собой, здесь не только в «техническом» вопросе; если этот человек остается привержен отысканию причины в прошлом, то. вероятно, потому, что он одинаково избегает тревожности, связанной как с отсутствием ответа, так и с неизвестностью нового, даже если и это мучительно; я уже не говорю о чувстве стыда, сопряженного с его ситуацией.
Жак Блез, "Невроз и изменение"