Когда-то Олег Досов был успешным бизнесменом. Всё складывалось более чем удачно: в 22 года купил квартиру, в 25 лет построил дом. А вот к своему истинному призванию он шел долгих 20 лет. Но Бог помогает верным — мечта стать священнослужителем сбылась.
— Я техник-электроник, но в своей профессии никогда занят не был, — рассказывает отец Олег. — Работал на обойной фабрике. Потом занялся оптовой торговлей обоями. У меня появился свой бизнес в этой сфере.
В молодости все хотят заработать много денег, жить красиво. И мне это удалось. Считал себя успешным человеком. Конечно, очень много работал физически.
В 2002 году на удачливого бизнесмена обрушились проблемы: он потерял склад обоев и почти все деньги. Никак не мог выйти из кризиса. И тут вспомнил свой давнишний разговор с верующей тетей: «Ты бы в церковь сходил» — «Так это же у вас проблемы, а у меня всё нормально», — ответил тогда племянник. В то время он был как все: Бога не отрицал, но Богом и не интересовался.
— И вот я, невоцерковленный человек, еду в машине и говорю себе: «Бог дал — Бог взял». Так я признал, что всё, что имел, являлось даром Божиим. У меня не было никаких предпосылок стать материально обеспеченным человеком: папа трудился строителем, мама — оператором газовых печей на хлебозаводе.
Через финансовую потерю я стал обретать главное — то, чему учит Господь: в разум истины приити (1 Тим. 2: 4), то есть задуматься о спасении души.
В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Гомеле Олег познакомился с отцом Вадимом Кочаном. Священник дал простые советы: исповедоваться, причащаться, обращаться к Богу.
— На Успение Богородицы в 2003 году я первый раз осознанно причастился. Перед этим дождался исповеди после вечерней службы.
И вскоре стал деятельным прихожанином храма, принимал участие в жизни общины. «Я вижу в нем священника», — сказал как-то батюшка супруге Олега, после чего тот загорелся желанием стать священнослужителем.
Я встретился с архиепископом Гомельским и Жлобинским Аристархом. «Попробуй в Минске», — благословил он.
Отец Вадим знал меня, мои жизненные обстоятельства, возможности. А в Минске я столкнулся с другими требованиями, подходами и большой конкуренцией среди желающих стать священниками.
В храме больших денег не платят, а семью кормить надо. Устроился директором на фирму. Потом снова попытался организовать свой бизнес. Я очень открытый, всем готов помочь, и меня опять «съели» конкуренты. Эти же конкуренты предложили совместный бизнес. Я поехал за советом к отцу Серафиму в Хмелево. «Мне предлагают бизнес-партнерство, а у меня мысли о священстве», — говорю ему. «Какой бизнес, в тюрьму посадят!» — отрезал батюшка.
Христианину надо быть очень внимательным на своем пути, потому что поступают предложения свернуть влево, вправо и заняться не тем видом деятельности. Я поехал к отцу Андрею Лемешонку поговорить насчет священства. «Не сейчас», — ответил он. Это был 2006 год.
Когда я познал Бога, деньги потеряли прежнюю ценность. Мне хотелось ходить на богослужения, молиться, причащаться и что-то делать для Бога. Окончил духовную семинарию, но раза четыре меня срезали на собеседовании в епархии. Мне всегда трудно давались экзамены: я могу знать и растеряться. А вот в бизнесе был самоуверенным. Потом понял, что это грех. Жизненные обстоятельства, конечно, тоже повлияли — стал менее уверенным.
Однако у Олега Досова не было сомнений в том, что он хочет служить Богу как священник. Терзали другие мысли: а желает ли этого Господь?
— Казалось, может, я сам себя обманываю. В момент искушений различные мысли подкрадываются, и надо с ними бороться. Я поехал в Москву. Трудился на стройке по десять часов. А о воле Божией молился у мощей святого Алексия Мечёва в храме святителя Николая в Кленниках.
Рукоположили Олега Досова в день памяти праведного Алексия Московского (Мечёва).
— Как-то была служба в Никольском храме. Приехали монахи из Лавришево. Дьякон, отец Борис, обратил на меня внимание: «У нас есть Олег, он священником хочет стать. Может, к вам?» — «Да, можно», — согласился монах. «У вас есть Успенская церковь», — говорю. — «Да, я там служу, будешь и ты служить, приезжай». Поговорили мы с монахом, и я приехал.
Но оказалось, насельники Лавришевского монастыря пошутили. Зато в Лавришево я встретил знакомого мне игумена Аристарха из Гомеля, поделился своими обстоятельствами. Он обещал поговорить обо мне с митрополитом. Владыка меня принял и порекомендовал отправиться в Туровскую епархию. 20 июля 2024 года меня рукоположили в сан дьякона, а 29 сентября — в сан иерея. В этот день еще Церковь чествует образ Божией Матери «Призри на смирение». Возможно, я смирился, и Господь удостоил меня стать священником.
Поначалу я служил в Мозыре, а потом меня перевели в наш монастырь.
— Вы счастливы, что Ваша надежда стать священником сбылась?
— Я очень счастлив. Мне кажется, что на небе постоянно. Чувствую себя на своем месте. И, по слову святителя Иоанна Златоуста, нет дара большего на земле, чем дар священства. Когда человек сам двигается в этом направлении, Господь делает во сто крат больше. Я рад служить людям, Богу. И надеюсь в этом на помощь Божию.