Найти в Дзене
Книжная дама

А вы знали, где упокоен Лев Толстой? Ясная Поляна способна удивить...

Размышляя, в каком красивом месте хотелось бы побывать летом, вспомнила яркую поездку в родовое имение Толстых в первый день зимы. Про Ясную Поляну в историческом контексте говорить, в общем-то, особо нечего: все знают, что здесь родился и здесь же упокоился великий писатель, реформатор и бунтарь — Лев Николаевич Толстой. Увы, но в самом доме снимать нельзя, хотя это вполне объяснимо: большинство артефактов - это подлинники не просто той эпохи, но и принадлежащих самому Льву Николаевичу и его семье. И это, безусловно, ценность, требующая максимально бережного отношения. Посетить это место важно, чтобы понять: идеи Толстого об отказе от излишеств, присущих дворянам (а мы помним, что Лев Николаевич - потомок графов и князей), не пустые слова. Обстановка в доме максимально аскетична. Главное украшение дома - картины Серова, Кипренского и Перова. Даже парадная посуда, которую использовали на приёмах ( а в гостях у Толстых были самые именитые люди эпохи) не вызывает такого восхищения, как
В кафе "Прешпект". Я бы в Ясную Пояну только ради него бы съездила.
В кафе "Прешпект". Я бы в Ясную Пояну только ради него бы съездила.

Размышляя, в каком красивом месте хотелось бы побывать летом, вспомнила яркую поездку в родовое имение Толстых в первый день зимы.

Про Ясную Поляну в историческом контексте говорить, в общем-то, особо нечего: все знают, что здесь родился и здесь же упокоился великий писатель, реформатор и бунтарь — Лев Николаевич Толстой.

Дом совсем невелик. Даром что графский
Дом совсем невелик. Даром что графский

Увы, но в самом доме снимать нельзя, хотя это вполне объяснимо: большинство артефактов - это подлинники не просто той эпохи, но и принадлежащих самому Льву Николаевичу и его семье. И это, безусловно, ценность, требующая максимально бережного отношения.

Посетить это место важно, чтобы понять: идеи Толстого об отказе от излишеств, присущих дворянам (а мы помним, что Лев Николаевич - потомок графов и князей), не пустые слова. Обстановка в доме максимально аскетична.

Главное украшение дома - картины Серова, Кипренского и Перова.

Даже парадная посуда, которую использовали на приёмах ( а в гостях у Толстых были самые именитые люди эпохи) не вызывает такого восхищения, как могло бы быть.

Это, кстати, еще объясняется тем образом жизни ( в том числе питанием), который вёл писатель-граф.

Думаю, все знают, что всю сознательную жизнь Толстой был вегетарианцем.

В определённый момент, побывав на бойне, Лев Николаевич совсем отказался от мяса. Впоследствии перестал употреблять молочный белок и яйца. Способствовало ли это тому, что он прожил 82 года, что по меркам того времени было очень много, сказать трудно.

Ибо, с одной стороны, он много занимался физическим трудом и спортом (плавал, освоил велосипед, катался зимой на коньках), а с другой - много и напряжённо работал, что, конечно, не могло не сказаться на состоянии здоровья.

Конечно, такому образу жизни пришлось подчиняться и домочадцам.

Дом-флигень Ергольских
Дом-флигень Ергольских

Его жене, Софье Андреевне, приходилось исхитряться, чтобы накормить мужа сытно, полезно, но в соответствии с его предпочтениями.

Ей даже пришлось составить целую книгу рецептов "Обед для Льва", в которой она поделилась семейными рецептами, сделав особый упор на вегетарианскую еду.

Именно по ним сейчас в кафе «Прешпект», что на выходе из усадьбы, готовят некоторые очень вкусные блюда.

В последние несколько лет какие-то сумасшедшие феминистки (очевидно) принялись кошмарить Толстого, обнаруживая в нём абьюзера, деспота и фанатика собственных идей.

С последним, пожалуй, соглашусь, но идея жить по законам Божьим, в любви ко всему живому (не путать с религией) Лев Николаевич, действительно, дошёл до крайности, чем и огорчал свою супругу. Здесь проблема не нова и не стара: все жены успешных мужчин рано или поздно будут ставить в упрёк увлечение мужа своими делами в ущерб тем отношениям, которые хотели бы видеть женщины. Это глобальное противоречие, и даже представить сложно, что должно произойти, чтобы что-то изменилось.

Толстой не выдерживает этих упрёков ( в том числе), потому и уходит из дома.

Однако последнее своё прибежище гений нашёл также в имении.

Последнее прибежище гения. По завещанию, никаких памятников, бюстов, крестов быть не должно
Последнее прибежище гения. По завещанию, никаких памятников, бюстов, крестов быть не должно

Менее чем в километре от дома, здесь же, на территории усадьбы, находится могила Льва Николаевича, такая же неприметная, как и сам дом: небольшой холмик, обложенный ветками хвои.

Вот и всё, что в суетном мире осталось от писателя.

Но ведь не тело наше бренное важно. Важны как раз мысли, идеи, рожденные с помощью них образы.

Да, кстати, в музее можно услышать голос самого Льва Николаевича, записанный на фонограф, подаренный писателю самим Эдисоном. И слова эти, обращенные, очевидно, пришедшим в гости к писателю детям, звучат как-то даже пророчески: "Вы придёте сюда, даже когда меня уже не будет..."

Всё в доме Толстых : от обстановки до предметов быта - пронизано любовью к главе семейства.

А вообще сложно сказать, нравится ли духу великого гения такое внимание к его частной жизни. Заповеди-то мы не соблюдаем. А это всё же гораздо важнее, чем выяснить, кто кого и как любил, какую носил одежду и в каких креслах сиживал.

PS. А вообще сама усадьба поражает масштабом: на нескольких десятков гектаров расположены самые настоящие фруктовые сады, конюшня, каскады прудов. И за всем этим богатством Толстой следил лично. Может, именно сочетание интеллектуального и физического труда, здоровый образ жизни дали возможность прожить такую долгую, плодотворную, неповторимую жизнь.

Думаю, побывать в Ясной Поляне стоит даже тем, кто "Войну и мир" в руках не держал. Может, захочется прочесть...

.