Сын народной артистки и приёмный сын прославленного писателя, Александр Фадеев-младший подавал большие надежды. Красивый, харизматичный, с артистической внешностью и громкой фамилией — ему прочили блистательное будущее в кино и театре. Но вместо славы и признания он выбрал путь разрушения: собственными руками перечеркнул карьеру, отверг любовь известных женщин и отправился «искать истину на дне бокала».
Родился он 14 декабря 1936 года в семье известных творческих людей. Его мать, Ангелина Степанова — выдающаяся актриса, педагог, народная артистка СССР. А вот имя его биологического отца она унесла с собой в могилу. Мальчика позже официально усыновил второй муж Степановой — писатель Александр Фадеев, автор «Молодой гвардии» и «Разгрома». Именно он дал мальчику фамилию и отчество.
В 1944 году в семье родился ещё один сын — Михаил. Однако атмосфера в доме, несмотря на творческий антураж, была непростой. Глава семьи страдал от алкогольной зависимости и тяжелых внутренних конфликтов. В 1956 году произошла трагедия — Фадеев-старший покончил с собой в Переделкино. Его самоубийство стало ударом, от которого семья так и не оправилась.
Саша вырос в тени известных родителей, но казалось, что судьба благоволит ему: с лёгкостью поступил в Школу-студию МХАТ, а затем — в Театр Советской Армии. Преподаватели и режиссёры поначалу верили, что перед ними не просто сын классика, а действительно яркий актёр. Но вскоре их ждало разочарование.
Фадеев-младший отличался капризностью и полным отсутствием дисциплины. Он мог не прийти на репетицию, уйти посередине занятия, сославшись на «важные дела», или выйти на сцену с невыученным текстом. Главные роли ему не доверяли — слишком велик был риск, что он в очередной раз подведёт. Вскоре терпение театральной труппы лопнуло — Александра уволили. А он и не особенно переживал: это освободило его от обязательств и дало больше времени на любимые удовольствия — рестораны, бесконечные встречи, алкоголь и праздную жизнь.
Вниманием женщин Александр Фадеев-младший был окружён с юности. Эффектная внешность, статус наследника известной фамилии, природное обаяние и артистизм — всё это превращало его в настоящего ловеласа. Ему достаточно было чуть приподнять бровь или бросить многозначительный взгляд, чтобы любая дама растаяла. Исключением не стала и легенда советского кино — Людмила Гурченко.
На момент их знакомства Гурченко уже была зрелой женщиной, звездой первой величины. За её плечами — громкий успех, два развода и материнство. А вот для Александра это был первый серьёзный роман, перешедший в брак. Казалось бы, союз двух творческих личностей мог бы стать крепким и вдохновляющим. Но реальность оказалась далека от романтики.
Даже став мужем одной из самых ярких актрис Советского Союза, Фадеев не собирался расставаться с разгульным образом жизни. Алкоголь, компании сомнительных друзей, бесконечные застолья — всё это продолжало занимать главное место в его жизни. Гурченко пыталась остановить это: уговаривала, спорила, срывалась, надеялась. Но терпение таяло с каждым днём.
Кульминацией стал эпизод, который навсегда перечеркнул их отношения. Во время одной из пьяных ссор Александр, не контролируя себя, схватил охотничье ружьё и выстрелил в Людмилу. Пуля прошла мимо — Гурченко инстинктивно пригнулась, и заряд угодил в стену, оставив в ней зияющую дыру. Это был конец. Людмила сразу обратилась в милицию, написала заявление и подала на развод.
Мать Фадеева, народная артистка Ангелина Степанова, была в ужасе от происходящего. В отчаянной попытке спасти сына от скандала и судимости, она лично умоляла Гурченко забрать заявление. Взамен предлагала оформить на Людмилу двухкомнатную квартиру, в которой жила молодая пара. Сначала актриса отказывалась — не хотела выглядеть как человек, «продавший» унижение. Но потом согласилась. Но есть и те, кто утверждают, что во многом на решение Гурченко развестись повлияли слухи о романе Фадеева с Ларисой Лужиной.
После расставания с Людмилой Гурченко Александр Фадеев-младший окончательно пустился во все тяжкие. Снова один, без сдерживающего фактора в виде заботливой супруги, он с головой окунулся в любимую стихию — бесконечные вечеринки, застолья и ресторанные марафоны. Жизнь превращалась в нескончаемый праздник, где главной темой были тосты, а не репетиции.
Видя, как сын стремительно катится вниз, Ангелина Степанова попыталась его спасти. Снова пустила в ход связи и уговоры — и добилась для него небольшой роли в масштабной киноленте Сергея Бондарчука «Война и мир». Пускай эпизодической, но всё же — работой в настоящем кино. Эта съемка немного остудила актёра, вернув в него интерес к профессии, пусть и ненадолго.
Следующим этапом стала работа в картине «Вертикаль», где Александр оказался рядом с Владимиром Высоцким и Ларисой Лужиной. В этот раз роль досталась более заметная, и, казалось, шанс на возвращение в профессию был как никогда близок. Однако именно это стало началом конца.
Вкусив внимания публики и ощутив себя «на уровне» таких звёзд, как Высоцкий, Фадеев-младший потерял чувство меры. Он начал диктовать условия съёмочной группе, вмешиваться в постановку сцен, высказывать претензии режиссёру. На площадке он становился источником напряжения: то конфликтовал с коллегами, то вовсе не появлялся — запои возвращались всё чаще и дольше. Постепенно с ним стали отказываться работать даже самые терпеливые кинематографисты. Ходатайства Ангелины Степановой уже не производили прежнего эффекта — её уставший голос попросту перестали слышать.
Личная жизнь тем временем тоже не приносила опоры. Вторая жена — блистательная балерина, прима Большого театра Натэлла Канделаки — изначально верила, что сможет вытащить Александра из бездны. Однако он продолжал тратить силы и внимание на весёлые компании и застолья, а не на семью. Взаимные упрёки росли, претензий становилось всё больше, любовь быстро угасла. Брак, начавшийся с надеждой, закончился так же стремительно, как и предыдущий.
Третий брак Александра Фадеева-младшего мог бы стать его спасением. Его избранницей стала внучка Иосифа Сталина — Надежда. Их знакомство состоялось в стенах Школы-студии МХАТ, где Надежда училась под руководством Олега Ефремова. Однако долго в вузе ей задержаться не удалось — девушка была отчислена под предлогом «профессиональной непригодности». Сама же Сталина считала: причина — в её знаменитой фамилии, которая для многих всё ещё оставалась «токсичной».
В 1974 году у пары родилась дочь Анастасия — единственный ребёнок Александра. Надежда поначала лелеяла надежды, что семья и отцовство станут для него стимулом, чтобы изменить свою жизнь. И на время это сработало. До конца 1980-х годов мать актёра, Ангелина Степанова, продолжала находить сыну работу в кино, пусть и второстепенную. Однако режиссёры уже всё чаще отказывали, несмотря на громкую фамилию. Александр окончательно потерял интерес к профессии и ушёл в привычное — вино, застолья и забытьё.
Годы безмерных возлияний подорвали его здоровье. К концу жизни он практически не выходил из дома. 20 декабря 1993 года сердце Александра Фадеева-младшего остановилось — организм не выдержал того образа жизни, который он сам выбрал.
На похоронах сына не было ни бывших жён, ни друзей — организацией похорон занималась только мать, у которой не хватило сил вытащить его из бездны. Так завершился путь талантливого, но потерянного человека, разрушившего собственную судьбу своими руками.
Также смотрите: