Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

О чём говорят картины: необычный проект Эрмитажа и ВК на ПМЭФ

Что объединяет Веласкеса, Клаву Коку и ВКонтакте? На этой неделе в Эрмитаже случилось то, чего не ожидал никто. А может, ожидали все, кто давно мечтает, чтобы музеи стали чуть менее надменными. 17 июня Эрмитаж и компания VK представили цифровой проект «Один музей. Три взгляда». И пусть вас не смущает, что вашими гидами станут писатель Сергей Минаев, стендап-комик Евгений Чеботков и поп-певица Клава Кока. Этот выбор - часть новой музейной игры. Игра с интонацией. С точкой зрения. С вниманием к деталям, которые в одиночку и без подсказки можно было бы проскочить. Как, например, палец. В одном из маршрутов Чеботков ведёт к полотну Диего Веласкеса «Завтрак». На нём юноша с радостной физиономией показывает палец вверх, как будто ставит лайк. В XXI веке любой подросток узнает этот жест за полсекунды. Но дальше Чеботков говорит: это вовсе не символ одобрения, а старинный испанский ритуал, связанный с вином. Вверх - за здоровье, вниз - за землю, внутрь - за дух. Своего рода церемония. Но ест
Оглавление

Что объединяет Веласкеса, Клаву Коку и ВКонтакте?

На этой неделе в Эрмитаже случилось то, чего не ожидал никто. А может, ожидали все, кто давно мечтает, чтобы музеи стали чуть менее надменными. 17 июня Эрмитаж и компания VK представили цифровой проект «Один музей. Три взгляда». И пусть вас не смущает, что вашими гидами станут писатель Сергей Минаев, стендап-комик Евгений Чеботков и поп-певица Клава Кока. Этот выбор - часть новой музейной игры.

Игра с интонацией. С точкой зрения. С вниманием к деталям, которые в одиночку и без подсказки можно было бы проскочить. Как, например, палец.

Диего Веласкес "Завтрак", ок.1617 г., источник фото Яндекс картинки
Диего Веласкес "Завтрак", ок.1617 г., источник фото Яндекс картинки

Картина с пальцем и вся культура за ним

В одном из маршрутов Чеботков ведёт к полотну Диего Веласкеса «Завтрак». На нём юноша с радостной физиономией показывает палец вверх, как будто ставит лайк. В XXI веке любой подросток узнает этот жест за полсекунды. Но дальше Чеботков говорит: это вовсе не символ одобрения, а старинный испанский ритуал, связанный с вином. Вверх - за здоровье, вниз - за землю, внутрь - за дух. Своего рода церемония.

Но есть и ещё одна версия: считается, что сам художник изобразил себя в этом юноше. Если это действительно автопортрет Веласкеса - то это не просто «палец вверх», а привет из XVII века. Внимание к деталям, тонкая ирония, игра с эпохой - всё то, что делает искусство живым и личным.

Вот здесь полный рассказ Чеботкова:

Leikkeet sinulle | VK

Кто ещё и зачем

17 июня я был на презентации в Эрмитаже, слышал, как Михаил Пиотровский говорил о «новой культурной навигации», а Клава Кока — о том, что «музей может быть не только торжественным, но и трогательным». В зале было много скептиков, но к концу презентации скепсис как-то сам собой испарился - слишком уж искренне звучали эти слова.

  • Сергей Минаев ведёт по залам власти — Фельдмаршальскому, Георгиевскому и Малому тронному. Особенно цепляет его диалог с Михаилом Пиотровским в Георгиевском зале - разговор о силе, памяти и музейной стойкости в годы блокады.
  • Клава Кока выбирает путь эмоций и света: Леонардо да Винчи, залы Просветов, музыкальные ассоциации, балконы и полутона. Она говорит не как искусствовед, а как зритель, у которого открылось «вдруг».
  • Евгений Чебатков идёт от портретов к шуткам. Он обнаруживает ироничные детали, рассказывает о том, как юмор вплетён в великие полотна, и даже проводит параллели между гримасами XVIII века и мемами 2020-х.

Для родителей и педагогов этот проект - находка. Вы не знаете как затащить подростка в музей? Покажите ему эти маршруты. Там нет скучного занудства, зато есть живой взгляд, узнаваемый голос и свобода выбора.

фото Яндекс картинки
фото Яндекс картинки

Всё в телефоне и бесплатно

Можно идти по залу и слушать в наушниках. Можно сидеть дома с чаем и запускать маршрут через чат-бот ВКонтакте. Можно выбрать, кто тебе ближе сегодня: ирония, история или интуиция. И многие ролики выложены на странице Эрмитажа Вконтакте.

Кажется, всё уже придумано: экскурсоводы, аудиогиды, подписанные таблички. Но на самом деле, многие взрослые (и почти все подростки) в музей идут как в храм: молча, с благоговейной скукой. А здесь всё по-другому. Эрмитаж заговорил голосами, которые знакомы пользователям соцсетей. Это не попытка «приблизить искусство к молодёжи», а способ снова сделать его разговорным.

-3

Здесь не учат. Здесь делятся. Не объясняют, как правильно чувствовать. Просто подсказывают, куда посмотреть и почему это может быть интересно именно тебе. Проект включает три маршрута по 33 ключевым точкам коллекции.

Прямо в зале можно навести камеру на QR-код — и ты уже внутри маршрута. А ещё в Галерее Растрелли работает интерактивная зона. Вы отвечаете на несколько вопросов, искусственный интеллект анализирует ваш культурный темперамент и предлагает, кто станет вашим гидом - Минаев, Чеботков или Клава Кока. А заодно создаёт цифровой портрет на основе ваших визуальных предпочтений. Небольшое приключение, которое работает даже на тех, кто обычно в музее зевает.

фрагмент картины Диего Веласкеса "Завтрак"
фрагмент картины Диего Веласкеса "Завтрак"

Итак, зачем всё это

В других музеях тоже пробуют оживить экспозиции: Лувр запускает мобильные квесты, Британский музей сотрудничает с TikTok, а в Третьяковке уже были пилотные проекты с подкастами. Но «Один музей. Три взгляда», пожалуй, один из самых органичных и тонких подходов.

Потому что музей - это не только храм. Это может быть ещё и беседа. Шутка. Совпадение. Личное переживание. И когда над картинами смеётся комик, а поп-звезда говорит о светотени - это не упрощение. Это приглашение. Это знак, поднятый вверх: давай посмотрим вместе