Найти в Дзене

"Не мюзикл как младший брат оперы, а опера как частный случай мюзикла" - Диалог с музыковедом Филиппом Альтклаусом.

В академическом сообществе принято считать, что мюзикл — жанр вторичный, “облегчённая” опера. Но если посмотреть на структуру, природу синтеза и исторические корни мюзикла шире, можно прийти к неожиданному выводу: Мюзикл — это более общий жанр, а опера — его историческая разновидность. Недавно у меня состоялась полемика на эту тему с музыковедом Филиппом Альтклаусом. С его позволения я хочу опубликовать сокращённый вариант нашего с ним диалога, так как считаю сей вопрос очень важным и интересным. Ф — Филипп Альтклаус Е — Евгений Шкультин *** Ф: В 1-й главе у тебя подтасовка понятий: создаётся впечатление, будто вся история театральной музыки вела к мюзиклу. Но слово musical появляется только в конце XIX — начале XX в. Ни о каких «мюзиклах» эпохи барокко говорить нельзя. По тексту выходит, что ранняя опера — это «мюзикл в зачатке». Логическая ошибка. Е: Верно. Но я показываю, что впитало в себя явление «мюзикл». Термин молодой, форма-синтез древнее. С точки зрения формы, эталон «класси
Мы с Филиппом в жизни не встречались ни разу, хоть и знакомы больше пятнадцати лет. Но нейросети считают иначе :)
Мы с Филиппом в жизни не встречались ни разу, хоть и знакомы больше пятнадцати лет. Но нейросети считают иначе :)

В академическом сообществе принято считать, что мюзикл — жанр вторичный, “облегчённая” опера. Но если посмотреть на структуру, природу синтеза и исторические корни мюзикла шире, можно прийти к неожиданному выводу:

Мюзикл — это более общий жанр, а опера — его историческая разновидность.

Недавно у меня состоялась полемика на эту тему с музыковедом Филиппом Альтклаусом. С его позволения я хочу опубликовать сокращённый вариант нашего с ним диалога, так как считаю сей вопрос очень важным и интересным.

Ф — Филипп Альтклаус

Е — Евгений Шкультин

***

Ф: В 1-й главе у тебя подтасовка понятий: создаётся впечатление, будто вся история театральной музыки вела к мюзиклу. Но слово musical появляется только в конце XIX — начале XX в. Ни о каких «мюзиклах» эпохи барокко говорить нельзя. По тексту выходит, что ранняя опера — это «мюзикл в зачатке». Логическая ошибка.

Е: Верно. Но я показываю, что впитало в себя явление «мюзикл». Термин молодой, форма-синтез древнее. С точки зрения формы, эталон «классического» мюзикла — французская барочная опера.

Ф: Даже навскидку: это ошибка. Мюзикл ≠ опера. Нужно начинать с этимологии термина, а не с истории всех жанров сразу.

E: Давай конкретно: чем отличается мюзикл от оперы?

Ф: 1. Мюзикл ставит целью понятность любому зрителю. Опера — нет, она условна.
2. Мюзикл — массовое искусство: понятно
кому угодно без подготовки.
3. Соответственно — интересно
кому угодно; опера же содержит длинные участки, скучные даже знатокам.

E: Понятность перестала быть догмой с 1970-х. Возьми Company, Sweeney Todd, Follies: лейтмотивы, двойное дно, сложная форма. Где там «понятно на раз»? К тому же, это не отличительная от оперы особенность, в которой также может быть много простого и комедийного материала.

Ф: Я о непосредственном следовании за сюжетом. У Гладкова в «Обыкновенном чуде» понятно любому. В опере же слова арий редко разборчивы — зрителя это не тревожит, он слушает голос.

Е: Это вопрос традиций: в Metropolitan Opera дикция кристальная. А золотой Бродвей вообще пел без микрофонов, академическим звуком. То, что слова в опере непонятны часто бывают — это боль именно русского исполнительства, где почему-то принято игнорировать согласные и редуцировать гласные. Андрей Миронов поёт под микрофон камерного павильона. Попробуй его голосом покрыть оркестр в большом зале - ничего не получится. Вопрос техники, не жанра. При желании оперу Римского-Корсакова можно спеть с микрофоном и разговорной дикцией.

Ф: Так, назвать что угодно чем угодно вы можете везде и всегда. От того, что вы называете ваши опусы или чьи-то еще, мюзиклом, легче не становится никому, а вот что это действительно мюзикл, надо еще доказать.

Но если мы все же начнем мыслить понятиями, а не произвольными допущениями и смешением всего со всем, то мюзикл (musical) в чистом виде это вид музыкальной комедии. Именно так возник жанр мюзикла. С определенными особенностями, которые нет смысла перечислять, тк дело не собственно в них, а в том что изначально это "легкий" жанр. А легкий означает и как незатруднительный, развлекательный, так и понятный всем и сразу, без предисловий.

Из Гамлета вы не сделаете мюзикл, не уничтожив трагедию и не превратив в фарс. Хотя все технические свойства могут быть налицо. И даже назвав так, мюзикл "Гамлет", автор должен понимать, что называет лишь по внешнему сходству, а не по сути. Название "мюзикл Гамлет" такой же оксюморон, как и "оперетта Гамлет".

Е: Мой следующий проект — "Гамлет" именно как мюзикл, и это будет трагедия. Жанр давно освоил хоррор (Sweeney Todd), антиутопию (Cabaret), социальную трагедию (West Side Story). Лёгкость — только одна из масок. И не генетический код, а историческая позиция рынка 1920-х. На Бродвее сегодня почти нет чистых комедий; самые кассовые хиты — Hadestown и Hamilton.

Ф: Лейтмотивы, трёхслойная драматургия — здорово, но мюзикл обязан впечатлять сразу. Условно: школьник, зашедший случайно, должен выйти с эмоцией, а не с головной болью. Опера, напротив, работает через контекст: либретто, традиция, культурный код. Даже если дикция певца в Метрополитене кристальна, зрителю без бэкграунда всё равно понять музыку будет сложно.

Е: Я принципе считаю, что впечатлять - основная задача любой музыки.

***


Какая позиция ближе вам? Пишите в комментариях!

Мюзиклы
8721 интересуется