Дорогие друзья!
Сегодня в «Заметках о китайском театре» мы с вами поговорим о региональных видах китайского традиционного драматического жанра. Мир китайского театра богат на местные оперы, каждая из которых самобытна и интересна!
Мы познакомимся с
· Юйцзюй 豫剧 yùjù (хэнаньская опера)
· Юэцзюй 越剧 yuèjù (шаосинская опера)
· Циньцян 秦腔 qínqiāng (шэньсийская опера)
· Куньцюй 昆曲 kūnqǔ (куньшаньская опера)
· Чуаньцзюй 川剧 chuānjù (сычуаньская опера)
· Ханьцзюй 汉剧 hànjù (хубэйская опера)
· Юэцзюй 粤剧 yuèjù (гуанчжоуская опера)
· Чаоцзюй 潮剧 cháojù (чаочжоуская опера)
· Тибетская опера 藏戏 zàngxì
Итак, давайте подробнее остановимся на каждом из этих жанров.
Юйцзюй (хэнаньская опера), или хэнаньский банцзы 河南梆子 hénánbāngzi, возникла в эпоху Цин (1644–1911) из местных народных представлений, которые впитали в себя элементы шаньсийской оперы и пучжоуских банцзы. Это придало ей живой, простой, разговорный характер. К концу цинской династии хэнаньская опера распространилась в городах и под влиянием пекинской оперы стала развитым жанром, популярным в провинциях Хэнань 河南 hénán, Шэньси 陕西 shǎnxī, Шаньси 山西 shānxī, Хэбэй 河北 héběi, Шаньдун 山东 shāndōng и Аньхой 安徽 ānhuī.
Юэцзюй (шаосинская опера) впервые обрела собственную форму в конце эпохи Цин на основе народных песен уезда Шэн(嵊县 shèngxiàn) провинции Чжэцзян (浙江 zhèjiāng). Юэцзюй включила в себя вокальные и сценические элементы местных опер. Позднее, испытав влияние новой драмы и старинной оперы куньцюй, стала популярной в Шанхае 上海 shànghǎi, провинциях Цзянсу 江苏 jiāngsū и Чжэцзян. Мягкая, мелодичная музыка шаосинской оперы больше всего подходит для передачи нежных чувств; манера актёрской игры также изящна и утончённа. 100 лет тому назад в селе Дунван провинции Чжэцзян на оперной сцене впервые прошло выступление актрис шаосинской оперы. Постепенно она превратилась из одного из народных эстрадных жанров в широко известный вид местного оперного искусства Китая. Шаосинская опера опирается на диалект Шэнчжоу (嵊州 shèngzhōu) провинции Чжэцзян и местные народные мелодии, одновременно включая в себя лучшие черты пекинской оперы, местной оперы куньцюй, театрального мастерства и кинематографии. Образы, представляемые во время исполнения на сцене – нежные и трогательные, исполнение – лирическое и красивое. Её отличает нежный и лирический стиль.
Циньцян (шэньсийская опера) – это мелодии пров. Шэньси и Ганьсу (陕西 shǎnxī, 甘肃 gānsù), как отдельная разновидность она появилась ещё в эпоху Мин (1368–1644). Пение здесь громкое и чистое, трещотки отбивают чёткий ритм, движения просты и энергичны. Жанр циньцян был широко популярен в конце эпохи Мин – начале Цин и повлиял на ряд других видов местной оперы. Сейчас шэньсийская опера собирает много зрителей в провинциях Шэньси, Ганьсу и Цинхай (青海 qīnghǎi), её традиционный репертуар включает свыше двух тысяч произведений.
Куньцюй (куньшаньская опера) возникла в уезде Куньшань 昆山 kūnshān провинции Цзянсу ещё в конце династии Юань (1271–1368) – начале Мин. Куньцюй отличается мягким и ясным вокалом, её мелодии красивы и утончённы, напоминают танцевальную музыку. Этот жанр оказал огромное влияние на другие виды оперы. Приблизительно к середине Мин он распространился на север страны и постепенно вылился в более энергичный, суровый тип оперы, называемый «северным». К концу XVII века опера куньцюй завоевала столичную публику и двор императора и постепенно потеряла массового зрителя, превратившись в аристократический вид искусства.
Чуаньцзюй (сычуаньская опера) популярна в провинциях Сычуань 四川 sìchuān, Гуйчжоу 贵州 guìzhōu и Юньнань 云南 yúnnán. Это главная форма местного театра в юго-западном Китае. Она развилась примерно в середине эпохи Цин на основе сочетания таких местных оперных форм как куньцюй, гаоцян (高腔 gāoqiāng, «высокие напевы»), хуцинь, таньси и дэнси. Её самая характерная черта – пение высоким голосом. Репертуар очень богат, включает более двух тысяч произведений. Тексты сычуаньской оперы отличаются высокой художественной ценностью и юмором, а движения детализированы и очень выразительны. Вспомним также, что именно для сычуаньской оперы характерен приём-трюк с молниеносной сменой маски актёром.
Ханьцзюй (хубэйская опера) – старая театральная форма, возникшая в провинции Хубэй. Имеет более чем трёхсотлетнюю историю, сильно повлияла на формирование пекинской, сычуаньской и хэнаньской опер. Хубэйская опера очень богата в вокальном отношении и насчитывает свыше четырёхсот мелодий. Репертуар её также очень широк. Жанр ханьцзюй популярен в провинциях Хубэй, Хэнань, Шэньси и Хунань 湖南 húnán.
Юэцзюй (гуанчжоуская опера) появилась в эпоху Цин под влиянием куньцюй и иянцян 弋阳腔 yìyángqiāng (ещё одного старинного вида оперы, где мелодии исполнялись соло под аккомпанемент гонга и барабана). Позднее гуанчжоуская опера впитала в себя элементы аньхойской, хубэйской опер и народных мелодий провинции Гуандун 广东 guǎngdōng. Благодаря богатому составу оркестра, мелодическому разнообразию и большой способности к обновлению эта опера быстро стала главной театральной формой в провинциях Гуандун и Гуанси 广西 guǎngxī, а также среди китайцев Юго-Восточной Азии и Америки.
Чаоцзюй (чаочжоуская опера) датируется серединой эпохи Мин и сохраняет в себе элементы сунских (династия Сун, 960–1279) и юаньских наньси 南戏 nánxì – «южных драм», возникших в провинциях Цзянсу и Чжэцзян. Вокальный стиль чаочжоуской оперы богат и красочен. Жанр чаоцзюй широко использует акробатику, клоунаду, всевозможные танцевальные движения, жесты, пластику. Жанр чаоцзюй привлекает множество зрителей в районе Чаочжоу-Шаньтоу (города 潮州 cháozhōu, 汕头 shàntóu) провинции Гуандун, южных частях провинции Фуцзянь 福建 fújiàn и в китайских общинах Юго-Восточной Азии.
Тибетская опера основывается на тибетских народных песнях и танцах, она возникла в конце XIV века и превратилась в оперный жанр в XVII веке. Популярна эта опера в тибетских общинах Тибета 西藏 xīzàng, Сычуани, Цинхая 青海 qīnghǎi и Южной Ганьсу. Её либретто базируется главным образом на народных балладах, а мелодии фиксированы. Поют в тибетской опере громко, высокими голосами, солистам подпевает хор; некоторые персонажи носят маски. Обычно тибетская опера представляется на открытом воздухе. В её традиционный репертуар входят длинные произведения, основанные на народных и буддийских сюжетах (например, «Принцесса Вэньчэн» 文成公主 wén chéng gōng zhǔ), или короткие шуточные сценки с пением и танцами.
В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века в Китае насчитывалось 367 видов местных опер. Сегодня их 267, причём с некоторыми видами оперы выступает только один коллектив. Иными словами, 100 видов местной оперы уже прекратили своё существование, а многие находятся на грани исчезновения. В этой связи всё более актуальной становится задача сохранения культурного наследия путём увековечения его на аудио- и видеоносителях. Эта работа, кстати, имеет важное значение не только в плане защиты культурного наследия, но и в плане продолжения и развития оперного искусства.
После образования нового Китая в стране были проведены две крупномасштабные кампании спасения, сохранения и систематизации оперного искусства. В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века были увековечены тысячи традиционных опер. Благодаря этой работе стало известно общее состояние оперного наследия в Китае. Вторая кампания проходила в 80-х – 90-х годах ХХ века, тогда же были изданы «Записки о китайской опере» и «Собрание оперных мелодий Китая».
Как же всё-таки здорово, друзья, что мы с вами можем узнавать мир китайского театра благодаря сохранившемуся уникальному культурному наследию и наслаждаться этим удивительным миром!
В нашей следующей заметке мы расскажем о традиции кукольного театра в Китае.
Не пропустите!
Автор рубрики,
Окладникова Дарья