(Дата и место первой публикации: 21 июня 2025, интернет-журнал «Русскоязычная Теософия»)
Предисловие для непостоянных (новых) читателей.
Статья, которую Вы собираетесь прочесть ниже, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой объясняет мироздание (то, как мир был создан) и мироустройство (то, как мир устроен и функционирует).
Введение или приветствие автора.
После небольшого отступления в виде темы №219 мы возвращаемся к изучению Пифагорейской цифры 4, геометрическим символом которой является квадрат. В Теософии цифра и её геометрический символ часто используются как взаимозаменяемые синонимы, если прямо не указано иное. Это значит, что в тексте книг для передачи одной и той же идеи может быть использована как цифра 4, так и слово квадрат. С точки зрения смысла каждая цифра или геометрический символ в первую очередь означает некую часть программного кода Вселенной, т.е. некую идею, функцию или явление. Во вторую очередь цифра или геометрический символ означают либо количество чего-то, либо какой-то порядковый номер.
С вышеуказанными особенностями постоянные читатели Азбуки уже знакомы, так как ранее мы изучали цифру 3, геометрическим символом которой является треугольник. На первый взгляд, в четвёрке нет ничего особенного, это лишь следующая чётная цифра после двойки. У её геометрического заменителя, т.е. квадрата, имеется лишь 4 грани и 4 угла. Что здесь может быть сложного? На самом же деле четвёрка (квадрат) является, возможно, самой загадочной цифрой (фигурой) из всех остальных. Вряд ли найдётся теософ, всеобъемлюще понимающий и способный внятно объяснить суть и смысл цифры 4 (квадрат). Можно сказать больше: даже основоположники и фундаменталисты Теософии до конца не понимали эту загадочную цифру. Она настолько сложна, что писатели часто рассказывали о ней лишь поверхностно либо вовсе обходили её стороной. Тайны четвёрки были подвластны Пифагору, но они канули в историю вместе с его посвящёнными учениками. В чём же заключается причина трудностей, связанных с цифрой 4, и почему таковых нет с цифрой 3 (треугольник)?
Ответ на самом деле прост: банальное отсутствие или нехватка информации либо её несистемный характер. Например, при изучении треугольника нам точно было известно, что он олицетворяет собой громадное трёхликое существо — Триединый Логос. Каждое из его отдельных лиц (Первый, Второй, Третий Логосы) появлялось последовательно, принося с собой нечто новое и уникальное. Нам было известно, в чём именно заключается функция и деятельность каждого из трёх Логосов. Нам было известно, в каких уровнях Вселенной обитает тот или иной Логос. Позднее выяснилось, что гигантских трёхликих существ во Вселенной как минимум два: Триединая Абсолютность и Триединый Логос. Но это не сильно усложнило наше понимание сути треугольника (тройки).
А вот с квадратом (четвёркой) дело обстоит совсем иначе. Нам неизвестно, кого олицетворяет четвёрка. Что это за четырёхликое существо во Вселенной, о котором ничего не известно? Каковы имена его четырёх лиц? В какой последовательности они появляются? Какова функция и деятельность каждого из этих четырёх лиц? Что нового каждое из них с собой приносит? В каких уровнях Вселенной обитают эти четыре загадочные лица? Ни на один из вышеуказанных вопросов до сих пор нет ответа. По сути, у нас нет никакой основополагающей информации о четвёрке, что и является причиной наших трудностей. Мы вообще не понимаем, с кем имеем дело, говоря о квадрате. Да и сколько вообще таких квадратов существует во Вселенной?Один или несколько?
Начало темы
На сегодняшний момент времени информация о квадрате (четвёрке) представляет собой разрозненные куски, описывающие те или иные части Теософской модели мироустройства. Например, цифру четыре мы встречаем у основоположницы современной Теософии Блаватской Е.П. Она несколько раз утверждала, что всё сущее от мало до велика материализуется в четыре последовательных этапа. Это правило одинаково применимо как ко Вселенной, так и к каждой песчинке на нашей планете Земля. К сожалению, Блаватская не дала никаких других пояснений, разъясняющих причину и источник этой четырёхкратной материализации. Этот постулат Блаватской привёл к появлению 11.04.2025г. таблицы четырёх уровней Вселенной, без которой сегодня мы не можем ступить и шагу (смотри столбец таблицы №XIX).
Помимо вышеуказанного, мы встречаем цифру 4 в концепции «планетных цепей» Теософии. Её краткая суть заключается в том, что опять же, существует четыре отдельных уровня постепенной материализации Космических объектов, пока они не превратятся в плотные тела. Причём четыре Космических объекта разной плотности, например, планеты, образуют собой связанную планетную цепь. Эволюция множество раз поочерёдно бегает по планетам одной цепи, как стрелка часов бежит по своему циферблату. Система планетных цепей в Теософии стала одной из самых спорных вследствие невозможности договориться, какие из планет Солнечной системы к каким планетным цепям относятся. Эти споры не прекращаются и по сей день.
с
Треугольник на схеме Блаватской символизировал Дух, душу и земного человека, т.е. три отдельных и обособленных сознания триединого человека. Квадрат у Блаватской символизировал четыре нижних тела человека (плотное, эфирное, астральное, ментальное). Причём остальные тела человека у Блаватской почему-то квадрат не образовывали (каузальное, интуитивное, атмическое, монадическое согласно старой схеме миров). Почему применительно к человеку квадрат вдруг становится четырьмя телами человека, Блаватская никак объяснить не смогла.
Что же теософы говорят об источнике и способе происхождения четвёрки (квадрата)? Они скажут, что сначала появилась единица, она же точка в геометрии. Затем появилась двойка, она же линия. Потом родилась тройка и приняла форму треугольника, а уже потом появилась цифра четыре и искомый нами квадрат. Далее появляются остальные многоугольные фигуры. Если эту последовательность понимать буквально, то треугольник снова предшествует квадрату, т. е. появляется раньше него.
На вышеуказанных примерах наглядно видно, что четвёрка (квадрат) действительно часто встречается в различных частях Теософской модели мироустройства. Но весь объём этой информации никак не связан друг с другом и не имеет системного характера. Это разрозненные и разбросанные куски информации, а не последовательное повествование, идущее от одного проявления четвёрки к другому, от простого к сложному. В одном месте четвёрка предстаёт перед нами в виде тетраморфа, четырёх нижних тел человека. Затем она предстаёт перед нами в виде четырёх Девараджей, четырёх правителей сторон света и т. д. Так что же четвёрка (квадрат) на самом деле?
Перед нами стоит очень сложная задача. Мы должны навести в этом вопросе хотя бы первоначальный порядок и наконец-таки создать из кусков единую работающую систему. Хочу особо обратить внимание, что тайны четвёрки (квадрата) до конца не поддались ни одному «титулованному теософу».
Как уже было сказано ранее, главной трудностью в понимании четвёрки (квадрата) является источник её происхождения, т. е. кого именно она олицетворяет и в какой момент она появляется. К сожалению, даже с помощью таблицы четырёх уровней Вселенной я не смог обнаружить отдельное четырёхликое существо, символизировать которое призвана четвёрка (квадрат). Допустим, что такого четырёхликого существа в «классическом виде» нет. Тогда мы должны предположить, что четвёрка олицетворяет собой нечто живое. Но эта жизнь непохожа на то, что мы «классически» привыкли понимать под «живым существом» (сознательно-разумном).
Само собой разумеется, нам необходимы некие отличительные имена для обозначения этой новой, «неклассической» формы жизни, причём для каждой стороны квадрата в отдельности. Здесь нас ожидает проблема. Теософия и мудрецы древности в один голос запрещают присваивать квадрату и его сторонам личные имена. Такое допустимо только для треугольника и его сторон. Причина этой традиции следующая: треугольник — это форма жизни типа «кто», а квадрат — это форма жизни типа «что» и «какой».
Деваться некуда. Спорить с мудрецами мы не будем. Давайте присвоим каждой стороне квадрата так называемые не личные имена, а именно всемирно известные названия четырёх стихий: «Воздух», «Огонь», «Вода» и «Земля». Эти термины мы будем писать с большой буквы, так как они олицетворяют собой нечто фундаментальное и имеющее Вселенский масштаб. Помимо этого, заглавные буквы помогут понять, что речь идёт не об окружающих нас газах в атмосфере, воде в реках и океанах, огне в кострах и земле под ногами. Можно, конечно, использовать названия четырёх сторон света (Восток, Запад, Север, Юг), как мы уже это делали в теме №219 Азбуки. Такое тоже будет правильным, но для целей последующих тем Азбуки названия стихий будут более полезными. В таблице будут представлены два типа названий, поэтому каждый сможет использовать то, что ему удобней.
В теме №219 Азбуки мы присвоили цифровые символы 1, 2, 3 составным элементам треугольников, олицетворяющих собой Трёхликую Абсолютность и Триединого Логоса. Теперь, используя аналогию, нам необходимо сделать то же самое с четырьмя сторонами (углами) квадрата они же четыре стихии. Углу, где находится стихия Воздуха, будет соответствовать цифра 1. Углу стихии Огня будет соответствовать двойка. Углу стихии Воды соответствует тройка, а оставшемуся углу стихии Земли — четвёрка.
Теперь попробуем выяснить, откуда на самом деле происходит четвёрка. Действительно ли квадрат появляется после треугольника, как об этом утверждали теософы? И вот здесь нас ожидают революционные новости. У Пифагорейцев есть очень простая, но интересная схема, наглядно демонстрирующая разницу между описанной выше «классической» и «неклассической» формами жизни. Она представляет собой две линии, спускающиеся из единого центра. Этот общий центр обозначен цифрой 1, которую Пифагорейцы считали не имеющей полярности (чёт-нечет), хотя Западная цивилизация считает её нечётной. Одна самостоятельная линия содержит в себе только чётные числа 2-4-6-8-10, а вторая - только нечётные 3-5-7-9.
Есть основания полагать, что спускающаяся линия с нечётными цифрами символизирует у Пифагорейцев «классическую форму жизни», обладающую сознанием и умом. Внизу такой линии мы смело можем нарисовать треугольник. Вторая отдельная линия, спускающаяся из единицы и содержащая только чётные цифры, символизирует вышеуказанную «неклассическую форму жизни», которой не свойственен ни ум, ни сознание. Внизу этой линии мы можем нарисовать квадрат.
Данная простая схемка вовсе не выдумка. Ведь она отражает суть постулатов Пифагорейцев. Они называли тройку (треугольник) и четвёрку (квадрат) изначальными и всему предшествующими цифрами. Это довольно удивительно. Не так ли? Третья и четвёртая по счёту цифры и вдруг называются изначальными! Также Пифагорейцы утверждали, что четвёрка есть корень всех вещей. Не менее странное утверждение. Не так ли? У Пифагорейцев были четыре главные науки: арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Они утверждали, что тот, кто глубоко понял «четвёрку», познал тайны Природы. Проще говоря, квадрат и треугольник у Пифагорейцев появлялись в самом начале Вселенских процессов, причём одновременно, независимо и отдельно друг от друга. Давайте взглянем на схему Вселенной и проверим, действительно ли четвёрка появляется в самом начале.
Мы видим, что Вселенная состоит ровно из четырёх уровней (смотри столбец №XIX таблицы). Согласен, эти уровни неодинаковы по размеру или высоте, но их всё же 4, не больше и не меньше. Другой особенностью является то, что первый уровень Вселенной, состоящий из одного одноярусного и одного двухъярусного миров, выступает в роли эталона или образца (смотри столбец №X, XIV таблицы). Высота или размер второго уровня Вселенной — это эталон, умноженный на два, т.е. он содержит 4 мира.Следующий уровень — это эталон, умноженный на три, и в него входит ровно 6 миров. А последний уровень равен эталону, умноженному на четыре, а общее количество миров здесь равно восьми. Какое совпадение! Цифры 2, 4, 6, 8 находятся на левой линии вышеуказанной схемы Пифагорейцев.
Но это ещё не всё. Если мы всмотримся в устройство Вселенной, то найдём там ещё четвёрок размером поменьше. Для этого нам необходимо пометить зелёным и красным цветом все ярусы на основе принципа их активности или пассивности. В первом уровне Вселенной мы обнаруживаем только 3 пассивных яруса, помеченных красным цветом. Здесь присутствует 0 "малых" четвёрок. Во втором уровне Вселенной мы видим 4 активных яруса, окрашенных зелёным цветом, и 2 пассивных яруса, окрашенных красным. Таким образом, здесь имеется одна "маленькая" четвёрка. В следующем, т.е. в третьем уровне Вселенной обнаруживается 4+4 активных яруса и 1 пассивный. И в последнем, он же четвёртый уровень, мы обнаруживаем 4+4+4 активных яруса и 0 пассивных (смотри столбец XV таблицы).
Наблюдается интересная закономерность. Пассивным ярусам свойственна обособленность. Ведь они исчезают по одной штуке с каждым нижестоящим уровнем Вселенной. А вот активным ярусам почему-то свойственен коллективизм. Ведь они всегда появляются группами по четыре штуки, не больше и не меньше. К сожалению, сейчас нет времени объяснять, чем вызвано такое поведение, но мы рассмотрим это в одной из следующих тем Азбуки.
Что же нам удалось обнаружить? Самой большой четвёркой является сама Вселенная со своими уровнями. Причём эта четвёрка не просто самая Большая, но ещё имеющая первичный характер, так как остальные, т. е. меньшие по размеру четвёрки, находятся внутри неё. Есть ещё одна особенность. Первая часть первичной четвёрки, она же первый уровень Вселенной, является вечной, так как в ней обитает Абсолютность.
Есть ещё одна особенность, на которую мы не можем не обратить внимание. Согласно схеме Пифагорейцев, где из единицы одновременно рождаются и квадрат и треугольник, у обоих этих фигур есть общая точка, которой является единица. Согласно Теософии, цифре 1 в Малом треугольнике соответствует Абсолютность (смотри тему №219). Под цифрой 1 во Вселенском квадрате находится стихия Воздуха. Можно смело сказать, что в единице как нейтральной точке Абсолютность и стихия Воздуха слиты воедино и представляют собой ещё единое не нераздельное целое.
Если же на схему наносить два треугольника, т.е. "Малый", олицетворяющий Триединую Абсолютность, и "Большой", олицетворяющий Триединого Логоса, то мы видим следующее. Первый Логос соответствует стихии Огня. Второй Логос соответствует Воде, а Третий Логос соответствует стихии Земли.
Таким образом, утверждения Пифагорейцев, приведённые выше по тексту, полностью подтвердились. Четвёрка и тройка — это действительно первичные и изначальные фигуры, которые есть корень всех вещей. Мы допустили грубейшую ошибку, полагая, что изначальной является только треугольник, а квадрат — это просто так, нечто, появляющееся позднее и имеющее второстепенный или добавочный характер.
Это, мягко говоря, сильно противоречит схеме Блаватской, Ледбитера и Безант, где треугольник размещён над квадратом и их первые углы не соприкасаются. Ну и что здесь такого, скажут многие? Если четвёрка (квадрат) является изначальной фигурой, тогда это очень многое меняет в нашем представлении о появлении вещей! Эта ошибка, о которую споткнулись теософы: Ледбитер, Безант и даже Блаватская. Её же унаследовали и мы. Именно из-за этой ошибки никто из теософов не мог толком объяснить цифру четыре (квадрат) и сложить куски информации в единую систему.
Теперь нам осталось выяснить, как четыре стихии "расселены" во Вселенной. Изучая Триединого Логоса (Большой треугольник) мы обнаружили, что Первый Логос «селится» не в один, а сразу в три уровня Вселенной (2–4). Но при этом только второй уровень Вселенной является Его личным королевством, где власть проявлена максимально полно. Значит, используя аналогию, мы можем предположить, что первая стихия Воздуха заполняет собой всю Вселенную от начала до конца, т.е. все четыре её уровня. Но позднее, когда во Вселенной последовательно появятся оставшиеся три стихии, личным королевством стихии Воздуха будет являться лишь первый уровень Вселенной.
Как нам уже известно, появляющийся позднее Второй Логос селится в два уровня Вселенной (3-4). Несмотря на это, личным королевством Второго Логоса становится лишь третий уровень Вселенной. Помимо этого, Второй Логос заимствует часть естества своего предшественника. Опять же, используя аналогию, мы можем обоснованно предположить следующее. Вторая стихия Огня заполняет собой 3 уровня Вселенной (2-4), но только во втором уровне Вселенной она будет править единовластно. Кроме этого, стихия огня может появиться только путём заимствования части естества стихии Воздуха и превращения её во что-то более сложное и развитое. Проще говоря, стихия Огня хоть и выглядит существенно иначе, но не может появиться никак иначе, как из естества своего предшественника.
Идём дальше. Опять же, используя аналогию, стихия Воды заполняет собой два уровня Вселенной (3-4), но только в третьем уровне она будет править единовластно. Для своего проявления стихия Воды заимствует часть естества стихии Огня, которая, в свою очередь, сама заимствовала часть естества стихии Воздуха.
Последней во Вселенной появляется стихия Земли, и её местом пребывания является лишь четвёртый уровень Вселенной. Для своего проявления она также использует материю своего предшественника. Она усложняет и преобразует часть естества стихии Воды, в результате чего появляется нечто новое, т. е. стихия Земли.
Вышеуказанное я описал абстрактно, т. е. без конкретики, как именно выглядят стихии Воздуха, Огня, Воды и Земли. Мы будем пытаться выяснять это в следующих темах Азбуки. В столбце №XVIII таблицы ниже также показано соответствие четырёх стихий четырём уровням Вселенной. Только там показано, какая из стихий является главной в том или ином уровне Вселенной или в каком уровне она впервые появляется.
Продолжение следует...
Справочная информация.
Данная статья является неотъемлемой логической частью большого сборника о Теософии под названием «Тетралогия Петра М.». Сейчас Вы читаете четвёртую часть под названием «Азбука Большой Теософии» (темы №197- ). Третья часть называется «Азбука загадок человечества» (темы №100-196). Вторая часть - «Азбука Теософии» (темы №27-99). Первая часть - «Азбука Астрального мира» (темы №1-26).
Навигационные ссылки: содержание первой части тетралогии Азбук,содержание второй части, содержание третьей части, содержание четвёртой части.
При создании данной статьи использовались частично или полностью изображения следующих авторов: