Технический осмотр, или ТО – важное мероприятие, которое позволяет эффективно использовать машину, снизить расходы на ее эксплуатацию и ремонт. Не секрет, что именно отсутствие своевременного осмотра и ремонта является основной причиной снижения работоспособности автомобиля.
В этой статье мы расскажем, зачем нужен техосмотр грузовиков, как часто его надо проходить и какие изменения произошли в 2025 году.
Зачем грузовикам нужен техосмотр
1. Безопасность
Грузовики часто эксплуатируются в тяжелых условиях. Поломка таких машин на дороге может привести к серьезным авариям. Чтобы их избежать, нужно регулярно проводить техосмотр, который позволит выявить и устранить возможные неисправности.
2. Экономия
Регулярная проверка технического состояния помогает не только продлить срок службы автомобиля, но и снизить вероятность ремонта, который может влететь в копеечку. Ну и, конечно, ТО позволит оптимизировать расход топлива.
3. Соблюдение законов
Для коммерческого транспорта техосмотр является обязательным. Его отсутствие грозит серьезными штрафами, а в некоторых случаях — запретом на эксплуатацию грузовика.
4. Забота об экологии
Техосмотр включает проверку уровня выбросов в атмосферу, что помогает снизить загрязнение окружающей среды.
Как часто грузовики должны проходить техосмотр
Частота проведения техосмотра зависит от возраста и назначения транспортного средства. Новые грузовики возрастом до 3 лет не требуют техосмотра, а вот грузовикам до 3 до 7 лет необходим осмотр раз в два года. Грузовики старше 7 лет должны проходить проверку ежегодно. А грузовой транспорт для перевозки опасных грузов (кислоты, газы, полимеры и др.) независимо от возраста должен проходить ТО 2 раза в год.
Процедура прохождения техосмотра
Технический осмотр грузовика включает несколько этапов. Каждый из них направлен на всестороннюю проверку. Конечно, список процедур, входящих в ТО, зависит от пробега автомобиля. Мы приведем основной перечень этапов.
1. Проверка документов
Перед ТО необходимо предоставить полный пакет документов. Он включает водительское удостоверение, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации транспортного средства и документы на дополнительное оборудование (например, для перевозки опасных грузов).
2. Визуальный осмотр автомобиля
На этом этапе проверяют внешние элементы грузовика: состояние кузова, наличие и исправность фар, поворотников и стоп-сигналов. Также осматриваю стеклоочистители и зеркала заднего вида.
3. Проверка тормозной системы
Тестируется эффективность работы тормозов на специальном стенде, чтобы убедиться в их надежности при различных нагрузках.
4. Диагностика рулевого управления и подвески
Детально проверяют состояние рулевого управления и подвески на наличие люфтов, износа или других дефектов.
5. Измерение уровня выбросов
Специалисты проверяют соответствие выбросов вредных веществ действующим экологическим нормам. Для этого используют специальные газоанализаторы.
6. Проверка шин и колес
Оценивается степень износа протектора, правильность давления в шинах и общее состояние колесных дисков.
7. Тестирование двигателя и трансмиссии
Проверяется работа двигателя, а также уровень масла и других эксплуатационных жидкостей.
8. Выдача диагностической карты
Она подтверждает техническую исправность грузовика и позволяет законно эксплуатировать транспортное средство. Выдается, если автомобиль успешно прошел все этапы проверки.
Техническое обслуживание
Кроме техосмотра, в течение года грузовик должен пройти несколько видов техобслуживания. Он нужен, чтобы убедиться, что машина находится в технически исправном состоянии.
Государственный стандарт описывает три разновидности технического обслуживания автомобилей:
- ЕО - ежедневное обслуживание;
- ТО-1 – первичное техническое обслуживание;
- ТО-2 – повторное (второе) техническое обслуживание.
Кроме того, ГОСТ содержит требования и к межсервисному интервалу. Он зависит от пробега грузовика и измеряется в пройденных километрах. Так, первое ТО осуществляется после 4 000 пройденных километров. Второе техобслуживание проходит, когда пробег грузового авто достигает 16 000 километров.
Также существует СТО – сезонное техобслуживание. Его нужно проходить каждые полгода в начале весны и в конце лета для подготовки авто к предстоящим изменениям погоды.
Эксперты отмечают, что среднее значение годового пробега грузовых транспортных средств в России находится в рамках от 40 000 (оптимальная эксплуатация) до 250 000 километров (интенсивное использование без простоев). По этим данным, грузовикам требуется 2-3 раза в год проходить ТО-2, что влечет за собой значительные финансовые расходы. Но избежать этого нельзя: без своевременного технического обслуживания машина будет нуждаться в серьезном и более дорогом ремонте.
Советы для успешного прохождения техосмотра
Помните, что основа успешного ТО – это регулярное техническое обслуживание грузовика. Следите за состоянием ключевых систем автомобиля: тормоза, рулевое управление и подвеска. Систематическая диагностика в сервисных центрах поможет выявить неисправности до того, как они станут причиной серьезных проблем.
Также очень важно выбрать надежный пункт техосмотра. Лицензированные станции с современным оборудованием и квалифицированным персоналом смогут провести наиболее точную проверку и минимизируют риск ошибок в диагностике.
Перед официальным техосмотром рекомендуется пройти предварительную проверку в специализированном сервисе. Это позволит устранить возможные неисправности и сэкономить время.
Кроме того, не забудьте подготовить все необходимые документы заранее. Проверьте наличие свидетельства о регистрации, полиса ОСАГО и документов на дополнительное оборудование. Отсутствие даже одной важной бумаги может стать причиной отказа в проведении техосмотра.
Изменения 2025 года
В этом году стоимость прохождения техосмотра для грузовых автомобилей в России увеличилась в среднем на 7%. Эксперты называют следующие причины подорожания:
- рост стоимости оборудования: проверка грузовиков требует специализированных диагностических стендов, а на них существенно выросли затраты;
- повышение квалификации специалистов: требования к персоналу, проводящему техосмотр, ужесточились, что повлияло на расходы станций технического обслуживания.
- расходы на модернизацию: в 2025 году ввели новые требования к оснащению пунктов ТО, что сказалось на стоимости осмотра.
Кроме того, в 2025 году в правилах техосмотра грузовых автомобилей произошли изменения, направленные на цифровизацию процедуры и ужесточение контроля за состоянием транспорта. Так, теперь обязательна фотофиксация грузовика на въезде и выезде с пункта техосмотра. Данные сразу передаются в единую базу данных (ЕАИСТО).
Кроме того, ввели электронную диагностическую карту. Сотрудники сервиса заносят все данные в электронный документ, а проверяющий подтверждает его подписью. Проверить карту можно удаленно через общую базу данных.